Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ,
Основные цели:
1) Помочь усвоить:
- представление о числе 9 :написание цифры 9,состав числа 9.
- составление и сравнение выражений.
2) Закрепить представление о взаимосвязи между частью и целым.
Задачи:
- создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10.
- способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов.
- воспитывать эстетическую культуру через организацию урока.
Основные дидактические методы:
- проблемные методы обучения;
- продуктивно-практический;
- частично-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.
Дидактические средства:
- для учителя – презентация. Мультимедийный учебник “Уроки Кирилла и Мифодия .Математика 1 класс.”,
- для учащихся – тетрадь, учебник..
Оборудование:
- цифровые “веера”;
- магнитофон;
- проектор.
- См. Приложение (фото)
План урока:
- Организационная часть.
- Актуализация знаний.
- “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.
- Первичное закрепление изученного.
- Самостоятельная работа.
- Тренировочные упражнения и задания на повторение.
- Рефлексия. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок. А девиз у нас, какой?
Дети. “На уроках не зевай, быстро сразу отвечай”.
II. Актуализация знаний
1) Восстановление числового ряда.
У. Посмотрите в окошко. Какая погода за окном? (Пасмурная.)
– А почему?
Д. Не выглянуло солнышко.
У. И у нас в классе солнышко ещё спит. (Рисунок 1.)
Солнышко не хочет просыпаться и ласково улыбаться нам,мы должны солнышку помочь. Нужно просто подняться по волшебным ступеням. И разбудить её.
Посмотрите внимательнее на ступени, можем ли мы подняться без труда?
Д. Нет, ступени перепутаны.
У. К доске пойдут 2 ученика – исправят ошибки, поставят числа в нужном порядке.
(Работа в паре.)
2) Счёт прямой и обратный.
У. А мы пока вспомним счёт прямой и обратный:
Счёт от 5 до 15, по 5 до 50. (1 ряд считает)
От 10 обратно, от 50 по5 обратно. (2 ряд считает)
Считаем по 2 до 10, считаем десятками до 100. (3 ряд)
У. Молодцы,отлично считаете! А теперь проверим наших ребят у доски.
– Отлично! Считаем хором:.1 2 3 4 6 7 8 9 10. Солнышко, открыло свои глазки и теперь весь урок, будет освещать нас своими тёплыми лучами.
3) Работа с составом числа.
У. А теперь послушаем нашу умную сову, какое она нам приготовила задание
(Мультимедийный урок математики 1кл.3 часть № 8)
Повторение состава чисел 7 и 8 .
(Дети ответы показывают на числовом “веере”.)
III. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока
У. Молодцы,состав чисел повторили,выражения решили, а вот кто же самый сообразительный мы не распознали. Кто ответит на следующие 2 вопроса, тот и есть “всезнайка”.
Назовите мне самое маленькое, число, которое записывается одной цифрой.
Д. 0.
У. А теперь самое большое число, которое записывается одной цифрой .
Д. 9.
У. Можем мы записать его красиво и правильно?
Д. Нет.
У. Догадались, чем мы будем заниматься на уроке?
Д. Учиться записывать цифру 9, находить место на числовом отрезке, узнать состав числа 9.
У. Внимание на экран. (Приложение 1)
1) Работа в тетради.
Рассмотрите задание № 2 тетради. (Показ учителя, письмо цифры 9.)
У. На что похожа цифра?
Д. На цифру 6,только на оборот, на гимнастку или акробатку.
У. А ещё есть стихотворение об этой цифре, прочитайте стихотворение С.Я. Маршака в учебнике.
– Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру 9.
– А теперь по образцу в тетради научимся писать цифру 9.
– Первый пункт мы выполнили? Научились писать цифру 9? Для чего научились?
Д. Теперь сможем не только считать до 9, но записывать числа до 9.
У. Обведите цифру 9. Какую закономерность вы увидели?
9 99 999 ….
Д. Сначала одна цифра 9,потом две, три, писать будем четыре цифры 9 и пять.
9999 99999
У. А во второй строчке, какая закономерность?
98 97 …
Д. Первая цифра не меняется, а вторая уменьшается на один. Писать будем
96 95 94 93
У. Переходим ко второму пункту: найти место на числовом отрезке.
– Какое выражение составим?
8 +
8 + 1 = 9
У. Значит, чтобы найти место числу 9 на числовом отрезке, надо к 8 прибавить 1 стрелочкой на числовом отрезке показать направление,приложить единичный отрезок и подписать 9.
Дети на доске достраивают отрезок.
У. Какой следующий пункт плана?
Д. Состав числа.
У. Все ли вагончики одинаковы? (Нет.)
У. Значит мы можем разложить число 9, на части. По каким признакам? (Заполняется модель вагончика.)
– По размеру 1 + 8.
– По цвету 2 + 7.
– По форме “окошек” 3 + 6.
– По количеству окошек в вагоне 4 + 5
IV. Первичное закрепление
Задание № 2 учебника
У. Какой по счёту последний вагончик?
Д. Девятый.
Задание № 3 учебника
У. Ребята,я приготовила модель цветика “девятицветика”, для лучшего запоминания состава девяти.
(Из цветного картона вырезается цветок с девяти лепестками и ученик отрывает по одному лепестку.)
– Если убрать 1 лепесток, будет 9 без одного, а значит 8; 9 без двух?
– Продолжите сами.
Д. 9 без трёх равно 6
9 без четырёх – 5
9 без пяти – 4
9 без шести – 3
9 без семи – 2
9 без восьми 1
9 без девяти 0
Физкультминутка
V. Самостоятельная работа
Задание № 5 учебника (рабочая тетрадь № 4)
У. Какое задание предлагают нам выполнить Катя и Петя?
Д. Вставить в числовой отрезок пропущенные числа.
У. Выполним это задание самостоятельно. Два ученика запишут его за доской.
Тот, кому легко было при выполнении этого задания, на полях ставите букву Л,
Кому трудно букву Т, кто не понял, как его выполнять – ставите знак ?
V . Тренировочные упражнения и задания на повторения
Задания № 6
Алгоритм выполнения задания учителем не объясняется, он только просит детей подобрать разные варианты связи целого и частей. Составленные выражения записываются на доске и в тетради.
VI. Рефлексия. Итог урока
Оцените свою работу сами. Если вы отлично поработали на уроке и многое взяли в свой сундучок знаний – то поднимите “ солнышко” с расправленными лучиками, если у вас остались некоторые вопросы к уроку – то загните несколько лучиков, ну, а те кто совсем не удовлетворён своей работай на уроке – поднимите, облачко.