Самоанализ урока химии в 9-м классе "Оксиды углерода"

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Цель: сформировать знания об оксиде углерода (II) и оксиде углерода (IV).

Задачи:

  • На основе электронного строения атома углерода определить строение молекул оксидов углерода;
  • Рассмотреть способы получения и химические свойства оксидов углерода;
  • Выявить биологическое действие изучаемых веществ на живые организмы;
  • Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
  • Развивать экологическое е мышление;
  • Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;
  • Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Тип урока: комбинированный.

Преподавание химии в 9-м классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе О.С.Габриеляна (2 ч в неделю), по авторскому учебному комплекту: учебник и рабочая тетрадь "Химия-9", диск "Мультимедийное приложение к УМК "Химия. 9 класс" О.С. Габриелян", методические пособия. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темой: "Углерод". Анализируемый урок входит в систему уроков по теме "Неметаллы".

Урок начинается с организационного момента, задача которого - подготовить учащихся к работе на уроке. (Приветствие друг друга, запись в журнал фамилии тех, кто отсутствует, проверка готовности ребят к занятию.) Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока.

Следующий этап - обзор изученного материала - повторение ранее изученных тем и проверка домашнего задания.

Задача - выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию новой темы.

Чтобы определить уровень знаний большинства учеников за короткий промежуток времени, я пригласила двоих из них к доске: одного для воспроизведения письменного домашнего задания, другого - для выполнения интерактивных упражнений мультимедийного учебного пособия "Химия-9". Этот материал в дальнейшем использовался при изучении новой темы. Один человек устно на основании положения элемента углерода в ПСХЭ ДИМ, в ряду электроотрицательности неметаллов обосновал его окислительно-восстановительные свойства (индивидуальный опрос).

С сидящими за своими партами ребятами мы объяснили результаты проблемного эксперимента (куда исчез раствор краски?) Обсудили вопросы применения и лекарственного действия активированного угля. Проверив правильность выполнения заданий на доске (обычной и интерактивной), перешли к работе с презентацией, составили названия к иллюстрациям. В ходе фронтальной беседы я стремилась проверить качество усвоения материала, степень сформированности общеучебных навыков и умений. Обязательны на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование деятельности школьников похвалой, одобрением.

Затем была проведена актуализация опорных знаний. Запись схемы электронного строения атома, распределение электронов атома углерода по орбиталям позволило подвести итог беседы, и послужила вспомогательным материалом для изучения новой темы.

Этап изучения нового материала я начала с сообщения темы, целей и задач урока, поставила перед школьниками учебную проблему. Поскольку ребята уже знают важнейшие теоретические вопросы курса химии, то большую часть учебного материала этого урока я предпочла преподавать дедуктивно. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые школьники привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. К тому же это позволяет использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Новые понятия и схемы реакций предлагались учащимся по слайдам презентации. Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному. Логично, на мой взгляд, сначала рассмотреть строение молекул оксидов, а затем перейти физических и химических свойств и т. д. Никак нельзя было обойтись на уроке без демонстрационного эксперимента, поскольку он способствует выработке умений и навыков проведения химического эксперимента. Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Связь с экологией особо тесная. На этом уроке она реализуется через систему понятий об атмосфере, рассмотрены значения ПДК углекислого и угарного газов, заслушано сообщение об экологической ситуации в Ростовской области (региональный компонент), прослежена зависимость между большим содержанием углекислого газа в атмосфере и работой Новочеркасской ТЭЦ. Связь с биологией видна при рассмотрении биологического воздействия на организм оксидов углерода, причем основную информацию этого вопроса ребята изложили сами.

При изучении нового материала учащиеся работали с рабочими тетрадями: записывали формулировки, составляли реакции, затем проверяли их правильность с изображением на экране (формат презентации строила таким образом, чтобы информация появлялась дозировано).

Для закрепления полученных знаний я использовала схему учебника на странице 175, на основе которой ребята рассказали о способах применения углекислого газа. Устно сравнили изученные оксиды по плану упражнения 1 страницы 122 рабочей тетради. Это упражнение предстоит выполнить ученикам дома письменно.

Химический графический (тест) диктант с экспресс-проверкой проводился с применением слайд-демонстрации. Слайды сменяются автоматически с промежутком в 10 секунд. Ученикам необходимо определить какому оксиду характерна данная информация, занести в свой листок ответы "да", или "нет" , соединив точки на выданных листках. Работа проводилась по вариантам: Углекислый газ и Угарный газ.

Углекислый газ

. . . . .

1 2 3 4 5 6 7

Фамилия:___________

Зная интерес ребят к реальным историям с "химическим содержанием" (ранее в теме "щелочные металлы" изучали причины гибели матросов 9 отсека подводной лодки "Курск") приготовила несколько вопросов, основанных на физических и химических свойствах углекислого газа. Все истории были успешно "расшифрованы".

Целью этапа закрепления я ставила повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке у учащихся умения применять полученные знания.

Домашнее задание. Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, т.к. оно является сравнительным и требует качественного понимания темы в целом.

Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.

Проведенный урок - комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, сообщение ученика), применялись средства наглядности (слайды презентации, демонстрационный эксперимент), эвристические методы (беседа о соответствии строения и свойств молекул), исследовательский метод (исследование физических и химических свойств оксида углерода (IV)). На уроке многократно использовались технические средства обучения: учебный модуль "InterWrite" - интерактивная доска", применялись упражнения мультимедийного учебного пособия, велась работа с учебником, рабочей тетрадью.

Для экспресс-проверки заранее были изготовлены карточки с шифром. Оценивание происходило с учетом % правильных ответов: 7 - "5", 6 - "4", 5-4 - "3", 3 и менее - "2". Итоги альтернативного тестового задания следующие: из 19 человек присутствующих в классе 3 человека получили отметку "5", 8 - "4", 7 - "3", 1 - "2", что составило успеваемость 95%, качество - 58%.

Проведенная проверочная работа и фронтальный опрос показали, что ученики, в целом, тему освоили, способны не только воспроизводить полученные знания, но и применять в нестандартных ситуациях.

Но следует отметить, что проведенный урок не лишен недостатков. Мне кажется, что на этапе проверки домашнего задания ребята были несколько пассивны. В беседах школьники не всегда формулировали полные ответы. В целом урок прошел успешно, настроение учащихся и учителя было великолепным, все остались довольны своей работой.

Электронное приложение с демонстрационной версией презентации (смена действия - по щелчку мыши: слайды химического диктанта (№№ 20-27) переключаются автоматически) в редакторе "PowerPoint". Приложение.