Обобщающий урок в 11-м классе по теме "Уравнения, неравенства и их системы"

Разделы: Математика


Кто с детских лет занимается математикой - тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и навыков  при решении  нестандартных уравнений, неравенств и систем. Закрепить пройденный материал, вспомнить основные определения и виды уравнений, неравенств. Применять различные методы и приёмы при решении уравнений, неравенств и систем.

1. Фронтальный опрос:

1. Что называется уравнением?
2. Что значит решить уравнение?
3. Какие виды уравнений вы знаете?
4. Что значит решить неравенство?

2. Устный счёт:

1. Определить вид уравнения:

а) 3х4-2х3-31х2+10х+75=0
б) (х2-х+1)3+2х42-х+1)-3х6=0

2. В данных уравнениях подберите подходящую замену переменной:

а) (х+1)(х+3)(х+5)(х+7)= -15
б)
в) (х2-3х)(х-1)(х-2)= 24
г) (х-2)(х-3)(х-4)= 6

3. Решите иррациональное неравенство:

а) <5
б) >3
в)
г) <-2
д) >

Итог устной работы

Домашнее задание: №77; №80 (а, б, в, г).

Сегодня на уроке двое учащихся, являющиеся победителями и призёрами школьных, городских и областных олимпиад попробуют поступить в два престижных вуза на математические факультеты: в МГУ и OXFORD.

Первый  Александр - поступает в МГУ.

Второй Сергей - поступает в OXFORD.

Приемная коммисия: Эльвира, Ольга, Елена.

На столе выложены билеты, со вступительными заданиями (4 билета).

Ребята тянули билеты:

Сергей вытянул билет №3, Александр вытянул билет №4.

Билет №1

1 задание. Построить множество  точек плоскости:

2 задание. Решить уравнение:

x4+(х-4)4=32

Билет №2

1 задание. Простроить мн-во точек плоскости:

2 задание. Решить систему:

Билет №3

1 задание. Построить мн-во точек плоскости:

2 задание. Решить систему неравенств:

Билет №4

1 задание. Построить мн-во точек плоскости:

2 задание. Решить неравенство:

Пока ребята  готовятся к поступлению  в университеты, класс в это время работает с учителем.

Работа с классом

Все  ответы решений заданий  зашифрованы. Что зашифровано, мы сможем только узнать, если правильно выполним все задания. Итак, в путь:

1 задание. Решить уравнение:

 x4 + 4x3 – 18x2 – 12x + 9= 0 (самостоятельно, с последующей проверкой через интерактивную доску). 

2 задание. Решить уравнение:

   (комментирование с места основных моментов)

3 задание. Решите систему:

   (самостоятельно, с последующей проверкой через компьютер). 

4 задание. При каких значениях параметра  система уравнений имеет два решения:

 ( у доски)

5 задание. Решите уравнение:

  (составлен  учениками алгоритм решения, далее решают самостоятельно). 

В каждом задании мы должны были расшифровать различные буквы.

При  расшифровке  мы  получили лозунг математического класса: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Работает приёмная комиссия и принимает экзамены у поступающих в ВУЗы, в это время мы с классом играем.

Игры

Игра 1.  Класс разделены на две группы.

В данной игре участвуют  два ученика из класса (из двух разных команд), остальные  ученики работают по данному заданию самостоятельно, побеждает та команда, которая первой доказывает верно.

На доске написано уравнение:

Первый из 2 игроков называет любые три числа, второй игрок расставляет их по своему усмотрению вместо звездочек.

Выигрывает первый игрок, если уравнение имеет различные рациональные корни.

Класс должен показать и доказать, почему первый игрок выиграет.

Игра 2. Есть две кучки конфет по 9 в каждой. За один ход нужно переложить из одной кучки в другую одну конфету и съесть 2 конфеты, из какой- либо кучки. Проигрывает тот, кто не может сделать очередной ход.

Игра 3. Рассмотрим фокус: Известно, что нелегко возводить числа в третью степень. Еще труднее извлекать кубические корни из чисел. Я прошу класс взять двузначное число и возвести в куб. И назвать мне результат, а я по результату должна сказать какое число они возводили. После этого они должны сами попробовать доказать, как я отгадываю эти числа.

Итоговое заседание приёмной комиссии (слово предоставляется приемной комиссии)

Заслушивается отчет приемной комиссии о поступлении в университет. Делается анализ  решений и ответов абитуриентов и выносится решение: Ребята  показали высокие знания в области математики. Александру и Сергею торжественно под музыку вручают   дипломы  об успешной сдаче экзаменов и зачисления в ВУЗ.

Учитель подводит итог урока, комментирует и выставляет оценки.