Тема: «Леса России. Лес и человек».
Цели:
Обучающие:
- привести в систему знания детей по теме: «Лес»;
- усвоить новые понятия «заповедник», «заказник», «биологический круговорот в природе»;
Развивающие:
- развивать креативные способности у детей, мышление, воображение.
- развивать монологическую речь.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать умение работать в группе.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока:
- игровой;
- работа в парах,
- работа с учебником,
- работа с картой,
- беседа,
- работа с гербарием,
- рефлексия.
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас», 4 класс, (часть 1) Плешаков А.А.; карточки с картинками-иллюстрациями; таблички с надписями животных, схемы с указанием взаимосвязей леса и человека, тесты, карта природных зон России.
Ход урока
1. Организационный момент
Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нем.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в лес.
2. Сообщение темы и целей урока
На этот раз постараемся не только вспомнить животных и растения леса, а попытаемся установить между ними связи и узнать, какое место в лесу может занять человек.
3. Работа над новой темой
Учитель: Начнем сегодня со сказки, с грустной истории, которая к счастью не произошла. Эта история поможет нам понять тему урока.
Учитель рассказывает сказку, по ходу составляется совместно с детьми схема.
|
|
Лес |
|
|
1. деревья |
|
2. кустарники |
|
3. травы |
|
4. грибы |
|
5. насекомые |
|
|
|
6. птицы |
|
7. звери |
Сказка
Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? - подумал он. - Лес — это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья — березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошие у него получились деревья. А в углу картины Художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-Лесовичка. Потому что какой же это лес без Лесовичка?Повесил Художник картину на стену и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине одни сухие стволы.
- Что случилось? - удивился Художник. - Почему засох мой лес?
- Какой же это лес?- вдруг услышал художник. - Это не лес, а одни деревья.
Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок-лесовичок разговаривает с ним.
- Разве может быть лес без кустов, травы, цветов? - продолжал лесовичок.
- Не может, - согласился Художник и начал рисовать новую картину.
Он опять нарисовал деревья. Они получились еще лучше, потому что рядом были красивые кустарники, а на земле — среди зеленой травы — много ярких цветов.
- Вот теперь хорошо, - сказал Художник, - вот теперь у меня получился настоящий лес.
Но прошло немного времени, и деревья опять стали сохнуть.
- Ты забыл нарисовать грибы, — сказал Лесовичок Художнику.
- Да, - согласился Художник, но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз был в лесу, а грибы находил не часто.
- Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, - грибы должны быть обязательны без них не будет леса. И Художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал сохнуть.
- Это потому, что в твоем лесу нет насекомых, - сказал Лесовичок.
Художник взял кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки.
- Ну, теперь все хорошо! - подумал Художник и опять уехал куда-то.
А когда снова увидел картину, не поверил своим глазам: вместо трав и цветов на картине была только земля. И деревья стояли голые, как зимой. Художник подошел к картине. Все на ней было покрыто жуками и гусеницами.
- Это лесовичок виноват! - закричал Художник.- Он сказал, чтобы я нарисовал насекомых. А они съели весь лес... Что же делать? Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?
- Никогда, - сказал Старичок-Лесовичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц!
Художник взял кисти, нарисовал деревья и кусты, траву и цветы, грибы, бабочек и жуков, стрекоз, птиц. Потом нарисовал он лягушек и ящериц; и еще — зайца, белку, лису и других зверей. Когда он окончил работу, было совсем темно.
- Вот теперь это настоящий лес, - сказал Лесовичок, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это - лес.
Учитель: Так что же такое лес? Кто может объяснить?
Дети: Лес — это сообщество деревьев, кустарников, трав, мхов, грибов, лишайников. В лесу живут насекомые, птицы, животные.
Учитель: Не мешают ли расти друг другу растения леса? Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему?
Дети: Борьба за свет и тепло.
Учитель: А растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как?
Дети: Самые глубокие корни у деревьев, борьба за питание.
Учитель: Все деревья можно разделить на две группы по их внешнему виду. На какие? Привести примеры.
Дети: Лиственные и хвойные. (Работа с гербарием.)
Учитель: Что мы вкладываем в понятия:
«хвойный лес»
«лиственный лес»
«смешанный лес»
«хвойные деревья»
«лиственные деревья»?
Все ли хвойные деревья одинаковы? Если нет, то чем отличаются? (Рассмотреть расположение хвоинок у разных деревьев — работа в парах.)
Учитель: Попробуйте согласиться со мной или нет:
хвойные растения всегда выше лиственных (Нет)
хвойные растения растут только в лесу (Нет)
у хвойных растений нет листьев (Нет)
у хвойных растений листья хвоинки (Да)
Учитель: Какой лес выглядит «веселее»: хвойный или лиственный? Почему?
4. Физкультминутка
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой.
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем,
Прыгать мы уже умеем.
Прыгать будем мы смелее.
Раз — два, раз — два, позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко...
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лису обхитрим -
На носочках побежим.
Заяц серый скачет в поле -
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке
Непоседе, шалунишке.
И закончилась игра, за работу нам пора.
5. Продолжение работы по теме урока
Учитель: Продвигаемся дальше по схеме. Назовите главное отличие дерева от кустарника.
Как вы думаете, почему грибы выделены в отдельную группу?
Являются ли бесполезными в природе ядовитые грибы?
На доске таблички с названиями животных:
сорока волк
лось белка
медведь лиса
синица заяц
дятел комар
муравей божья коровка
Учитель: Прочитайте. Как можно назвать одним словом?
На какие группы можно поделить? (Звери-птицы-насекомые)
По отношению к пище:растительноядные, хищники, насекомоядные, всеядные. Назовите представителей.
Учитель: Как вы думаете, можно ли насекомоядных животных отнести к хищникам?
Какой группе животных легче найти пищу? (Всеядным)
Что общего у всех растительноядных животных?
Дети: Губы и зубы приспособлены к срезанию растительной пищи. Тело, шкура, ноги приспособлены к быстрому и надежному передвижению. Имеют острое зрение и слух.
Учитель: Что общего у хищников?
Дети: приспособлены к преследованию и убийству других животных. Отличный слух и чутье.
Группа ребят выполняла проект «О чем расскажут прозвища животных».
(В своем выступлении ученики рассказали о том, что им удалось найти: заяц косой, Лиса Патрикеевна,Топтыгин, Косолапый, Потапыч.)
Учитель: огромное количество растений и животных, и нет ничего лишнего. Исчезновение хотя бы одного вида может привести к тяжелым последствиям и потянуть за собой исчезновение других видов.
Учитель: Почему могут исчезать животные и растения? Какое место может занимать человек в лесу?
Учитель: С давних пор жизнь человека связана с лесом.
Что дает человеку лес, а что человек может сделать для него? (Составляется схема)
Раз речь зашла об охране животных и растений, то можете ли вы сказать, что для этого делает человек? (Создает заповедники, заказники)
Давайте посмотрим на карте места, где они открыты, прочитаем в учебнике на странице 107.
Вывод: Лес дает человеку много ..., поэтому задача человека заботиться о лесе ...
6. Подведение итогов, домашнее задание
Мы много говорили о лесе, ответим теперь на вопросы теста:
1. Многолетнее растение, у которого от общего корня отходит несколько стволов называется:
а — трава
б — кустарник
в — дерево
2. Самый чистый воздух в лесу:
а — дубовом
б — липовом
в — сосновом
3. Самое «витаминное» дерево:
а — липа
б — рябина
в — кедр
4. Лесной доктор и любитель березового сока:
а — иволга
б — дятел
в — сойка
Вы хорошо сегодня поработали, надеюсь, что узнал много нового и интересного.
Домашнее задание — найти и подобрать материал по теме: «Редкие животные и растения лесов нашей области» для коллективного проекта. Тем, кому это задание покажется сложным, прочитать в учебнике материал о заповедниках.