Цели урока:
- бобщить знания учащихся об обыкновенных дробях, закрепить навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,
- расширить знания об окружающем мире,
- познакомить учащихся с Красной книгой Саратовской области.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы урока.
Вступительное слово учителя.
Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.
II. Решение анаграмм.
Поменяй в словах буквы так, чтобы получилось новое слово:
- лиса;
- карета;
- загон.
Переставьте буквы так, чтобы получилось слово - математический термин:
- брьод;
- литечиьлс;
- тзелаьнаемн.
III. Устные упражнения.
- Прочитайте дроби: , , , , , , , .
- Какие из данных дробей являются правильными?
- Какие из данных дробей являются неправильными?
- Сравните эти дроби с единицей.
- Какие значения может принимать числитель, чтобы дробь была правильной?
- Какие значения может принимать знаменатель, чтобы дробь была неправильной?
- Сравните дроби и .
- Выделите в этих дробях целую часть.
- Вычислите: а) 1+ ; б) 1 - .
- Какая часть фигуры закрашена?
IV. Музыкальная минутка.
Звучит пьеса Прокофьева "Петя и волк".
Волка можно встретить в наших лесах часто, но есть звери, которые встречаются очень редко. Некоторые из них занесены в Красную книгу нашей области.
V. Отработка навыков сложения и вычитания дробей (индивидуальная работа по карточкам).
В результате самостоятельной работы ребята узнают, какие это звери и птицы.
КАРТОЧКА I
Задания к карточке I.
1. Среди дробей найдите правильную дробь.
2. Сравните числа и 1, выберите меньшее.
3. В классе 32 ученика, из них занимаются в кружках. Сколько учеников занимаются в кружках?
4. 5 + =
5. В одной коробке 6 кг конфет. Во второй коробке на кг больше. Сколько конфет во второй коробке?
6. 14 + 1 - 5 =
КАРТОЧКА II
Задания к карточке II.
1. Среди дробей , , , найдите правильную дробь.
2. Длина маршрута 12 км. Пройдя пути, ребята сделали привал. Сколько километров они прошли до привала?
Решите уравнение + х = 3.
4. Отрезок АВ равен 3 см. Отрезок MN на см длиннее. Чему равен отрезок MN?
5. 7 - 4 + 3 =
6. 1 - =
КАРТОЧКА III
Задания к карточке III.
1. Среди дробей найдите правильную дробь.
2. Сравните числа и , выберите наибольшее.
Маша прочитала всей книги. Сколько страниц во всей книге, если она прочитала 240 страниц?
4. 9 + =
5. Длина прямоугольника равна 3 см. Ширина на см меньше длины. Вычислите ширину прямоугольника.
6. 13 + 2 - 4 =
Барсук - имеет интересный окрас, тело клинообразно суживается к голове. Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку. Охота на барсука в нашей области запрещена.
Беркут - крупная птица. Строит огромное, до 3-х метров в диаметре, гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева. В нашей зоне можно встретить и зимой и летом. Занесен в Красную книгу России.
Косуля - маленький олень очень легкого и изящного телосложения. Питается травяной и кустарниковой растительностью, осенью охотно поедает грибы и ягоды. Косуль видели недалеко от наших деревень.
Наш земляк, поэт Николай Палькин сказал:
Люби эту землю,
Живи хоть два срока.
Но знай, она стоит любви
Лишь глубокой,
Такой, чтоб из самого сердца.
Со дна!
А мелкой любви не потерпит она.
Давайте и мы будем любить окружающую нас природу, беречь и охранять животных и птиц.
VI. Решение старинных задач.
Капитан на вопрос: "Сколько он имеет в своей команде людей?" - отвечал: "Налицо 9 человек, то есть команды, остальные в карауле". Сколько человек в карауле?
В одном ящике было 10 фунтов леденцов. Продали 4/5 фунта. Сколько фунтов леденцов осталось?
Путешественник в первый день проехал 2/7 всего намеченного пути. Сколько осталось ему проехать, если намеченный путь составляет 140 верст?
VII. Занимательная задача.
10 солдат строились в ряд,
10 солдат шли на парад,
9/10 было усатых.
Сколько было безусых солдат?
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Домашнее задание.
- Учебник: Н.Я. Виленкин. "Математика, 5", №1726, №1731.