Цели урока:
- обучение навыкам самостоятельного изучения темы "Давление. Единицы давления" и эвристической методике для ее понимания;
- формирование сознательной деятельности обучающегося при изучении нового материала;
- формирование навыков сотрудничества в процессе совместного познания
Тип урока: поисково-исследовательский
Оборудование: бруски, весы, линейка, мензурка, отливной сосуд, лоток с песком
Ход урока
1. Повторение ранее изученного
Учитель. Какую роль в жизни играет сила?
Учащиеся. Под действием силы тело приходит в движение, изменяет направление движения и останавливается.
Учитель. От чего зависит результат действия силы? Приведите примеры из жизни или любимых произведений.
Учащиеся. Результат действия силы зависит от ее точки приложения (открывание двери), от модуля силы ( сказка "Репка")
I. Изучение нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы должны доказать, что результат действия силы зависит не только от ее модуля, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Сила, давящая на определенную площадь, называется давлением. Выясним, как результат действия силы (давление) зависит от площади опоры: Оборудование: деревянный брусок, кнопка, лоток с песком или губка, груз m =100 г
Задание: 1. исследуйте зависимость давления бруска на песок различными гранями;
Учитель. Запишите вывод в тетрадях, заполнив пустографки в предложениях.
На доске:
Чем больше ________________, тем меньше _______________
Чем площадь _______________, тем ________________ давление
Ответ: чем больше площадь, тем меньше давление; чем меньше площадь, тем больше давление.
Учитель. Как вы думаете, почему у иголок такие острые кончики?
Учащиеся. Чем острее кончик иглы, тем выше создаваемое давление, так как оно воздействует на меньшую площадь.
Учитель: Приведите примеры, которые вы наблюдаете в жизни по данному факту
Учащиеся: кнопка, гвоздь, когти животного, клюв птицы, шипы : Учитель. Ребята, как, используя данное оборудование, доказать, что результат действия силы ( давление) зависит от ее модуля ?
Учащиеся. Поставить на брусок груз.
Проведите эксперимент и заполните следующие пустографки в предложениях.
На доске:
Чем больше ________________, тем больше _______________
Чем сила _______________, тем ________________ давление
Ответ: чем больше сила, тем больше давление, чем сила меньше, тем меньше давление.
Учитель: Знаем, что любая сила имеет направление. Что вы можете сказать о направлении силы давления?
Учащиеся. Она направлена перпендикулярно поверхности тела.
Учитель. Давление - физическая величина, которая имеет обозначение и единицы измерения. Учитывая ваши выводы запишем формулу давления:
- Сила F
Давление = --------- , или p =--- , где p - давление, F - сила, S - площадь поверхности
Площадь S
Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.
За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2, перпендикулярно этой поверхности:
Единица давления - ньютон на квадратный метр (1 Н/м2). Эта единица названа в честь французского ученого Блеза Паскаля (1623 - 1662) паскалем.
1 Па = 1 Н/м2
На практике используются и другие единицы давления: гектопаскаль (гПа), килопаскаль (кПа) и мегапаскаль (мПа).
1 гПа = 100 Па = 1* 102 Па, 1 кПа = 1000 Па = 1* 103; 1 мПа = 1000000 Па =1* 106 Па
Учитель. Выразите в паскалях давление, равные 4 кПа, 2 Н/см2, 10 кН/м2
II. Закрепление материала.
Учитель. Перейдем к практической части нашего урока.
Оборудование: динамометр, линейка, брусок деревянный.
Задание №1. Рассчитать давление, которое производит брусок на стол (для каждой группы определяют какой гранью должно стоять тело на столе).
Каждая группа записывает результат на доске и делает общий вывод: давление, производимое телом на стол, зависит от площади поверхности той части тела, на которую оно опирает.
Оборудование: линейка, динамометр, весы, мензурка, вода, тело, таблица плотности.
Задание №2. Используя данное оборудование, укажите различные способы, благодаря которым можно определить давление, производимое телом на поверхность стола.
Ответ:
1. динамометр (F), линейка (s= а b)
2. весы (m), F = mg, линейка (s= а b)
3. мензурка (V), таблица плотности,( m = V), F = mg, линейка(s= а b)
4. линейка (V), таблица плотности, m = V), F = mg, линейка(s= а b)
Учитель: Подумайте, каким образом вы можете своим телом увеличить давление на пол.
Учащиеся: встать на одну ногу, взять любой предмет в руки, таким образом мы уменьшим площадь опоры и увеличим вес тела.
Учитель. Ребята, какой вывод по уроку вы можете сделать? Учащиеся. В ходе урока мы доказали, что твердые тела производят давление, которое зависит от веса тела и площади опоры.
Учитель: к следующему уроку приготовить сообщение или презентацию по теме "Давление в природе и технике".