Цикл занятий по курсу "Учись учиться" в предшкольном обучении будущих первоклассников (апробация тетради Е.Н. Дзятковской "Учись учиться")

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие 1. "Надо знать, для чего ты ходишь в школу (с. 3-4)

Учебные задачи:

1.Формирование внутренней мотивации к учёбе.

2. Сформировать представления о том, что такое учёба в школе.

3. Развивать любознательность.

4. Учить диалогу: формировать вопросы, используя слова " почему..?, зачем..? отчего..? как..? когда..? куда..? кто..? что..? скажите, пожалуйста; прошу прощения; не могли бы вы помочь мне; извините за беспокойство и т. д."

1.Вступительная беседа.

"Что такое учёба?"

( Некоторые дети считают, что учиться - это получать отметки. Другие думают, что учиться - это тихо сидеть за партой, внимательно смотреть на учителя, держать сложенные друг с другом руки, при необходимости, поднимать одну руку: Многие дети психологически не готовы к самому процессу обучения, интеллектуальным усилиям, работе с информацией, общению)

- Как понять выражения "глаза боятся, а руки делают", "упорство и труд всё перетрут",

" без труда не вытянешь и рыбку из пруда".

- Давайте порассуждаем: " Зачем дети ходят в школу? Чему учатся?

Задание 1. "Чему учат в школе?"

Учебная задача: формирование учебной мотивации.

Все без исключения живые существа, рождаясь на свет, обязательно учатся. Примеры щенят, котят. Что может случиться, если детёныш плохо усваивает уроки взрослых (от испуга до гибели)? Что случилось из-за того, что Буратино не знал, зачем учиться в школе?

Совет Буратино: Надо знать, для чего ты ходишь в школу.

- Почему Буратино так считает? Что произошло, когда Буратино направился в школу с букварём? (Если знать, для чего надо ходить в школу, учёба превращается в радость и наоборот. Поучительные примеры из жизни - положительные и отрицательные).

Чему учатся в школе?

Работа по рисункам.

  • в школе учат общаться с другими детьми и со взрослыми, дружить (для чего?);
  • заниматься творчеством (рисовать, петь, мастерить руками:(для чего?);
  • писать, читать (для чего?);
  • сажать растения, ухаживать за ними, за животными (для чего?).

Чему ещё учат в школе?

Оглянись вокруг себя: красивые дома, дороги, телевизоры, компьютеры, телефоны:

Кто всё это изобрёл и сделал? Почему они смогли это сделать? Почему умелых людей ценили во все времена? Что означает " мастер на все руки", "золотые руки", " светлая голова"?

Вывод: Школа учит детей думать, дружить, взрослеть.

Игра "Пантомима".

- Покажи без слов, жестами человека определенной профессии.

(Врач, балерина, водитель, строитель, учитель, швея, скрипач, художник, сотрудник ГАИ, повар, дрессировщик, жонглер, клоун:)

Обсуждение: Хотелось бы вам улучшить мир, в котором они живут? Важно увеличить в мире добро, справедливость, дружбу, взаимопомощь, заботу о здоровье природы, родных и близких людей. Для этого нужно научиться многое делать, стремиться быть лучше, показывать пример другим. Чтобы сбылись мечты, надо многому научиться: думать, красиво говорить, культурно общаться, быть здоровым, уметь заботиться о природе и о своих близких, готовить пищу; читать. Оказывать помощь, выращивать цветы, говорить на разных языках. Всему этому может научить школа.

Поговорки и пословицы об учёбе.

Вывод: школа учит быть здоровым и успешным в жизни.

Задание 2.

Чтобы научиться думать, грамотно выражать свои мысли, трудиться, нужны знания. О чём? О ком? Об окружающем мире и самом себе.

- Как одним словом назвать воробья, котёнка, дерево, цветок? (живая природа)

- Гора тоже относится к природе, но к неживой. (Кружки под этими рисунками закрасить зелёным цветом)

- Что сделано руками человека ? ( робот, машина, самолёт)( закрасим жёлтым цветом)

Многие дети затрудняются, в какую группу отнести самих себя. Часть детей относят себя в группу, что и изделия (робот, автомобиль). Часть относят себя к природе. Некоторые выделяют себя в отдельную группу, группу людей и предлагают обозначить другим цветом.

Окружающий мир - это природа, мир изделий и люди: Природа, мир техники, мир людей тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга.

Человек, люди - часть живой природы. У них очень много общего с природой. Но есть и отличия. Главное отличие человека от живой природы в том, что он создаёт культуру - песни, музыку, картины, машины, дома (он создаёт свой мир - рукотворный)

Что изучают в школе?

Учёба - это познание окружающего мира и самих себя. Знания необходимы для того, чтобы научиться улучшать окружающий мир и совершенствовать самого себя.

Вывод: В школе изучают окружающий мир: живую и неживую природу, рукотворный мир, людей и самих себя, а также то, как они связаны друг с другом.

Игра "Живое - неживое" (с мячом)

Занятие 2. "Учимся задавать вопросы" (с.5)

Учебная задача: строить диалог, задать вопрос о том, что интересует в учёбе.

Совет Почемучки: Не стесняйся задавать вопросы!

Совет Золушки: Не ленись!

- Почему Золушка даёт такой совет? Чего не смогли добиться ленивые сёстры Золушки и почему?

- О чём бы ты хотел узнать в школе? Найди рисунок или фотографию об этом и вклеёт её в тетрадь. Задай интересующие тебя вопросы, используя слова - помощники и вежливые слова: почему, зачем, отчего, как, когда, куда, кто, что:

- Какие вежливые слова ты знаешь?

Потренируйтесь задавать вопросы в парах.

Со всем классом: Задайте вопросы о природе; о предметах, созданных руками человека; о людях; о самих себе.

- Как понять слова " Язык до Киева доведёт", " попытка не пытка, а спрос - не беда"?

- Знакомо ли тебе чувство "лень"? Расскажи примеры трудолюбия, усердия, упорства из жизни природы. Обратите внимание на то, какая непростая жизнь у растений и животных. Им приходится противостоять холоду, жаре, сильным дождям и ветрам, хищникам, вредным насекомым, паразитам:, а сейчас - ещё и влиянию транспорта, дорог, заводов: Животные проявляют удивительное упорство и трудолюбие в поисках пищи, в защите своих детёнышей, охране своих сородичей: Ленивые не выживают. Так и люди. Ленивые не смогут добиться успеха в учёбе, заботиться даже о своем здоровье, устроиться на хорошую работу:

Расскажите о себе, когда вы проявили трудолюбие, упорство из собственной жизни, которым вы гордитесь.

- Что означает выражение "работать, засучив рукава"?

Вывод: Учёба - большой труд. Чтобы получать знания, не стесняйся задавать вопросы и не ленись.

Игра с "волшебным словом" - "Пересядьте, пожалуйста:"

(в кругу, одного стула не хватает)

- Пересядьте, пожалуйста, те, кто любит:(например) мороженное! (дети, кто любит мороженное, должны быстро поменяться местами, а водящий - успеть сесть на освободившийся стул.(у кого что-то есть, кто где-нибудь был, что-то умеет делать, у кого в одежде есть определенный цвет.)

Занятие 3. "Проверь себя: различи формы" (с.11)

Учебная задача: анализировать форму, оценивать свою работу.

Эти задания важны как для диагностики сформированности пространственных умений, для тренировки пространственной ориентации, так и для пропедевтики умений анализа.

Прежде чем выполнять задания, проанализируйте предварительно фигуру: какие есть известные в ней формы, сколько их, как они расположены относительно друг друга.

1. Приступаем к раскрашиванию.

2. Копирование.

3. Анализ выполненного задания и его исправления (зелёным карандашом)

Пространственные представления - основа формирования умений читать, писать, считать. Поэтому оценка их сформированности является важнейшей частью определения готовности ребёнка к систематическому обучению.

При неверном выполнении задания (даже после анализа фигуры), особенно если он не видит свои ошибки, ребёнка следует отнести в группу риска по пространственной ориентации. Дети этой группы нуждаются в специальных упражнениях, занятиях с психологом.

Дома: вместе с родителями придумать упражнения для тренировки ориентации в пространстве и нарисовать их на свободном листе. Ребёнок должен поставить себе оценку за трудолюбие. Эта отметка - показатель мотивации ребёнка к преодолению учебных трудностей, поэтому она не всегда совпадает с качеством выполнения задания, реальными успехами.

Поговорки и пословицы по теме.

Вывод: Если не получается сразу выполнить задание хорошо, вместе со взрослыми придумай похожие и потренируйся.

Диагностика

Методика "Рисовальный тест Куглера" ("Методики исследования интеллектуальной сферы личности школьников" /методические рекомендации/. Составитель Л.Ф.Чупров)

Цель:

  • определение уровня развития зрительно-моторной координации;
  • определение общей готовности к школьному обучению;
  • ориентировка в пространстве.

Занятие 4. "Учись различать звуки" (с.15 - с. 17)

Учебная задача: Сравнить характер звуков, найти отличие, разыграть ситуацию.

1. Разыгрывание в парах игровых ситуаций на распознавание звуков.

2. Что обозначают слова: голосить, горланить, греметь, вопить, орать, реветь, шуметь; драть (распускать) горло (глотку)?

- Зачем нужны звуки? Пофантазируйте, что было бы, если бы не было музыки, люди не разговаривали бы, не слышали бы друг друга, звери не могли бы понимать друг друга, звать издалека и находить друг друга, не было бы звуковых сигналов (предупреждающих об опасности). Для каких животных особенно важен слух? Для тех, которые живут в лесу, где трудно увидеть друг друга; живут в земле, в темноте, в воде.

- Что обозначают выражения: "мороз трескучий", " свистать соловьём", "соловей - разбойник", " много шума из ничего", " пустая бочка громче гремит", "тише едешь - дальше будешь".

Вывод: Для здоровья и безопасности важно научиться различать звуки.

Проверь себя: различи звуки.

Учебная задача: анализировать характеристики звуков, оценивать свою работу.

Это занятие очень важное для тренировки фонематического слуха. Около 30% детей имеют проблемы различения близких звуков. Это затрудняет процесс восприятия речи на слух и выражается в ошибках при диктантах, быстром утомлении ребёнка на устных занятиях, трудности написания изложений

1. Эксперимент по различению звуков по признакам:

Громкий (оглушительный)- тихий (слабый, чуть слышный)

Высокий (тонкий)- низкий (басистый),

2. Для формирования фонематического слуха важны упражнения по различению ритмов. Педагогу очень важно выделить детей - аритмиков.

Задание: Запоминание и воспроизведение ритма из 3, затем из 4 и 5 хлопков. Затем усложните характер хлопков (постучи 2 удара сильно, три слабо правой рукой; три удара слабо, два сильно левой рукой)

Изобрази ритм слова хлопками, движения голубя. Есть ли ритм у стихотворения, считалочки?

(У детей, затрудняющихся в воспроизведении ритма, могут быть разнообразные проблемы, как логопедического, так и психо-неврологического характера. Они нуждаются в первичной консультации психолога.) Упражнения на ритмы следует делать несколько раз в неделю, постепенно усложняя задания. При трудностях различения ритмов - ребёнка следует направить к неврологу и психологу для обследования.

Вывод: если у ребёнка есть затруднения в выполнении этих заданий, необходимо тренироваться, в т.ч. со специалистом.

Игры и упражнения:

  1. Упражнение "Думающие кончики" или "Восьмерка на боку" (массаж ушных раковин и области за ухом).
  2. Игра "Послушай тишину" (закрыть глаза и сосредоточить внимание на звуках за окном, за дверью, в классе)
  3. Игра "Узнай по звуку" (шаги, подуть, шуршание бумаги, падение монеты, карандаша, перелистывание страниц и т.п..

Занятие 5. "Учимся ориентироваться во времени. Что было раньше - что позже?" (с.23)

Учебная задача: определить: что было раньше, что позже?

1. Представьте мир, в котором нет движений, всё застыло. В таком мире не было б ветра, не текли бы реки, не было бы смены дня и ночи (Земля не двигалась бы вокруг солнышка), животные и деревья были бы неподвижными, не пели бы птицы, не росли бы деревья, остановились бы часы:

Нужен порядок, последовательность событий (что за чем, что предшествует, что является результатом, следствием).

2. Разберите значения слов, обозначающих время:

Сегодня, завтра, послезавтра, вчера, позавчера, накануне, давеча, в прошлом, сейчас, в настоящем, утро, день, вечер, ночь, позже - раньше, сначала- потом, начало- конец, перед, прежде, после, скоро, затем, в будущем.

3. Перед выполнением задания по расстановке картинок в нужном порядке каждым ребёнком, рассмотрите каждый рисунок, но не подсказывайте их правильную последовательность. Дети должны составить рассказ с использованием слов, обозначающих время.

- Как понимать выражение "нет дыма без огня", " летом пролежишь - зимой с сумой побежишь", " март сухой и мокрый май - будет каша и каравай" Что было прежде? Где причина, где - результат?

Вывод: В мире всё происходит последовательно, по порядку. То, что произошло потом - результат того, что произошло перед этим.

Задание "Придумай рассказ о порядке событий"

Учебная задача: определить: что было раньше, что позже?

При выполнении этих заданий важно отрабатывать навык заполнения страницы в определённом порядке

Поиграем в игру. Кто кем был раньше:

Цыплёнок - яйцом

Конь - жеребцом

Кто кем будет в будущем:

Дерево - дровами, домом, карандашом, бумагой

Больной - здоровый

- Что было бы, если бы мультик показывали назад? Разыграйте сценку в обратной последовательности: В комнате спряталась мышка, кот Леопольд заглядывает в комнату, входит в неё, доходит до середины, мышка выбегает и грозит коту кулачком. Мультик сыграть наоборот очень трудно. Бывает ли так в жизни?

Вывод: Время нельзя повернуть назад. Проведённое впустую время уже никогда не вернуть. Время надо беречь! Как понять выражение "время течёт"?

-Как вы думаете, почему Кощей Бессмертный даёт совет: УЧИСЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ВО ВРЕМЕНИ?

- Что означают выражения: " пуд соли съел", " делу - время, потехе - час", " наскоро сделать - переделывать"?

Поговорки и пословицы по теме.

Вывод: Заполняй страницу в определённом порядке: сверху - вниз, слева - направо.

Упражнение "Одна минута"

  1. - Как вы думаете, что можно сделать за одну минуту?
  2. - Дайте проверим: кто-то будет писать цифру, кто-то буквы, кто-то рисовать, кто-то считать шаги, кто-то поливать цветы и т.п:( Вот как много дел можно сделать за одну минуту!)
  3. - А сейчас проверим, как вы умеете чувствовать время: я засекаю минуту, когда она, по-вашему, закончится - нужно встать.

Занятие 7. "Учусь общаться: действуем вместе" (с.30-31)

Учебная задача: научиться договариваться с другими детьми. Оценить своё поведение.

Беседа.

- Почему природе помочь можно только вместе? (привести примеры: очистка от мусора берега реки, посадить в городе цветы, деревья, подкармливать птиц зимой:) Чтобы договариваться , надо понимать друг друга, общаться.

Общение начинается с приветствия.

  1. Первым здоровайся с любым взрослым, которого встретишь в школе.
  2. Первым здоровайся, когда входишь в помещение.

- Как можно поздороваться со взрослым? С детьми? С какой интонацией? Нужна ли улыбка? С каким из человечков ты хотел бы подружиться? (№25) Приятно здороваться с приветливым человеком, Если видишь перед собой человека расстроенного, грустного или неуверенного, испуганного - поддержи его, поздоровайся с ним особенно приветливо, приободри его ("всё будет хорошо", "не расстраивайся", " мы тебе поможем":)Если видишь, что человек перед тобой агрессивный, раздражённый- поздоровайся с ним спокойным, доброжелательным голосом, помоги ему успокоиться.

- Рассмотрите совет кота Леопольда: РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО! Что значит дружить?

- Почему надо помогать друг другу, не врать, не обижать друг друга.

Вывод: В дружбе есть свои правила, которые нельзя нарушать, чтобы не потерять друзей.

Приведите примеры и оцените себя, как они выполняют эти правила.

- Как понять выражения "как аукнется, так и откликнется", "сам себя губит, кто других не любит", "согласного стада и волк не берёт", " один в поле не воин"

Пословицы и поговорки по теме.

Вывод: От того, умеем ли мы дружить или нет, зависит здоровье природы и людей.

Учебная задача: научиться договариваться мальчикам и девочкам

1. Обсуждение правил поведения мальчиков и девочек. Разыграйте сценки из жизни.

Сформулируйте свои правила.

- Что подарят друг другу Мальвина и Карлсон. Дарить надо то, что принесёт радость, не обязательно дорогое, главное - от сердца, с душою.

- Как понять выражения: " тёплая встреча", "штопай дыру, пока невелика", " из мухи делать слона".

Поговорки и пословицы по теме.

Вывод: Чтобы жить дружно, надо придерживаться правил общения мальчиков и девочек.

Игра "Подари подарок" (в кругу)

- Подарить воображаемый подарок, показывая жестами, без слов, соседу справа. Когда вы понимаете, что вам подарили - вы берете подарок и говорите "волшебное слово" СПАСИБО!

Занятие 8. "Проверь себя: какое у тебя внимание" (с.33)

Учебная задача: выполнить инструкцию, сделать по образцу, проверить, правильно ли сделал найти ошибку и исправить её.

- Что такое внимание?

Внимание-это значит, что-то замечать, а что-то не замечать. Привести примеры внимания в жизни животных. Были ли у вас случаи в жизни, когда внимание вас подводило? Зачем нужно внимание? Что бывает, если человек невнимателен на улице, дома, при общении? Привести примеры, к каким негативным последствиям может привести невнимательность.

- Как понимать слова знаменитого сыщика Шерлока Холмса " тренируй своё внимание"? Почему он так советует? Потренируйте детей концентрировать внимание.

Игра. Несколько детей одновременно произносят разные фразы.

Задание: услышать одну фразу, не обращая внимания на другие.

Стала жаба важно квакать.
Страшно в дремучем лесу.
В чаще затаился тигр.

После выполнения задания на раскрашивание стрелок, организуйте самопроверку детьми своей работы и проверку работы другого ребёнка.

Вывод: (делает сам ребёнок)

  • Я могу управлять собой и точно выполнять инструкцию;
  • У меня пока не очень хорошо получается точно выполнять инструкции.
  • Проверять свою работу и находить ошибки.
  • Проверять чужую работу и находить в ней ошибки, поэтому я должен тренироваться.

Диагностика внимания:

Методика "Домик" А.М.Прихожан - аналог заданий №2,№3 Керна-Йирасека ("Школьная психологическая служба" /пакет информационно-методических материалов/. Часть 2, Москва, 1999

Методика "Бусы" И.И.Аргуновой ("Школьная психологическая служба" /пакет информационно-методических материалов/. Часть 2, Москва, 1991)

Игры и упражнения:

  1. "Найди отличия" (девочка у домика)
  2. Игра "Делай, что я говорю", "Делай, что я показываю"

Занятие 9. "Проверь себя: какая у тебя память" (с.34)

Учебная задача: проверить, правильно ли сделал: найти ошибку и попробовать исправить её.

Память как способность запоминать события, свои чувства, информацию, чтобы потом использовать. Роль памяти для жизни животных. Примеры. Почему надо развивать свою память. Каких негативных последствий можно избежать, если тренировать свою память.

Задание на с. 34.

Вывод: Для успешной учёбы важно тренировать свою память

Игры и упражнения:

Зрительная память

1. Упражнение "Перекрестие" (улучшает память и внимание)

2.  Выйдите все к доске, внимательно посмотрите вокруг, все хорошо запоминайте, сейчас вы будете отвечать мне на вопросы о том, что вокруг, с закрытыми глазами. Посмотрите на окна, на стены, друг на друга: Закройте глаза.

- Сколько окон в классе?

- Какого цвета стены?

- Есть ли у одной из девочек красный бантик? и т.п..

Слуховая память

1. Упражнение "Думающие кончики" или "Восьмерка на боку"

2. Упражнение "Одень Буратино"

- Папа Карло стал собирать Буратино в школу: Купил ему новую красивую "Азбуку", сшил новую одежду и обувь. Послушайте внимательно, какого цвета была эта одежда и обувь, а потом раскрасьте так, как запомнили.