Урок истории в 11-м классе "Поездка в прошлое. Исследование тоталитарного режима"

Разделы: История и обществознание


Оборудование:

  • плакаты и репродукции картин из старых журналов "Огонек", "Работница"
  • записи песен и тексты песен 30-х годов
  • документы

Ход мастерской

(звучит песня "Широка страна моя родная")

Презентация.

Учитель: Мы оказались на время в 30-х годах, когда

:кажется мне сегодня,
Что у нас с тобою было
Две страны в одной стране.
Первая страна вставала
На виду у всей земли
Радостно рапортавала!
А вторую в даль везли.
Вмиг перерубались корни,
Поезд мчался по полям.
И у всех, кто есть в вагоне,
"116 пополам":
(P. Рождественский)

- О каких двух странах идёт речь в стихотворении? Почему?

Чаадаев писал: "Сами факты, сколько бы их ни собирать, ещё никогда не создадут достоверности, которую может дать лишь способ их понимания". Нам предстоит на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров, литературных произведений понять, почему это было возможно и каковы последствия этого периода для нашей страны.

Ребята! Вспомните:

  • что такое политический режим?
  • виды политических режимов;
  • черты тоталитаризма.

30-е годы - время, когда в СССР прочно установился тоталитаризм.

Индуктор: просмотрите слайды. Что вы увидели на репродукциях и фотографиях?

Социализация: обсуждение в группах и ответы учащихся.

Индуктор: перед вами тексты песен тех лет. Попытайтесь охарактеризовать строчками из песен страну того времени.

Тексты песен:

1)

Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля.
Просыпается с рассветом
Вся советская земля.
Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней.
С добрым утром, милый город,
Сердце Родины моей.

Припев:

Кипучая, могучая, никем не победимая,
Страна моя, Москва моя, ты - самая любимая!

2)

Лейся, песня, на просторе,
Не скучай, не плачь, жена!
Штурмовать далёко море
Посылает нас страна.

3)

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.
Припев: Все выше, и выше, и выше
Стремим мы в полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.

4)

В буднях великих строек,
В весёлом грохоте, в огне и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
Ты по степи, ты по лесу,
Ты к тропикам, ты к полюсу
Легла, родимая, необозримая,
Несокрушимая моя!

Припев:

Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны ни льды, ни облака,
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века!

Социализация: учащиеся в группах готовятся и отвечают.

Индуктор: обратимся к следующему документу. Можно ли на основе данного документа говорить о прогрессе в советском обществе? Почему?

Документ:

В 1927 году советские ученые-экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана, который должен был предусмотреть комплексное развитие всех районов и использование всех ресурсов для индустриализации страны. Сталин И.В. в декабре 1929 года на съезде ударников выдвинул лозунг "Пятилетку в 4 года". Он говорил, что "мы отстали от развитых стран на 50-100 лет и должны преодолеть это расстояние в 10 лет." должен быть совершен поистине гигантский рывок. С 1927 года велось строительство железной дороги, связывающей Туркестан с Сибирью, протяженностью 1500км. В 1926 году состоялась закладка завода в Сталинграде. Началось строительство Днепрогэса. Это были стройки-гиганты. С 1929 года страна напоминала огромную стройплощадку. Срок пуска Магнитогорского завода правительство сократило на год стем, чтобы первые две домны выдали металл 1 октября 1931 года, вместо рабочего посёлка было решено строить город. По объемам промышленного производства СССР вышел на 2 место в мире.

Социализация: ответы учащихся, обмен мнениями.

Учитель: один из историков начала 20 века А.В.Антонов-Овсиенко считал, что в 1917-1924 годах людьми руководили убеждения, в 1924-1934 годах - убеждения и страх, с 1935 года - только страх. Почему? Мы попадаем с вами во "вторую страну" (так назвал её Р.Рождественский), страну, где главенствует политика репрессий. Обратимся к следующему документу:

Из Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий": "Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы. Помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишение гражданства, выселение групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшиеся по решению судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами."

Какое слово в понятии "политические репрессии", на ваш взгляд, будет являться ключевым? Какие меры принуждения применялись?

Писатель Александр Солженицын, сам прошедший через систему сталинизма, в своем произведении "Архипелаг ГУЛАГ" описывает, как проходит районная партийная конференция (зачитывается отрывок). В стране существовала целая система лагерей - Вятлаг, Норильград, Соловецкий монастырь.

(Сообщения учащихся )

Социализация: сообщения учащихся о событиях на Урале, о поэтах и писателях - жертвах политических репрессий.

Ребята! Посмотрите, пожалуйста, слайды (№ 18-25) Почему это стало возможным?

(Сообщения учащихся о Сталине И.В. - детство политика и его революционная деятельность)

В заключительной серии российско-американского фильма "Монстр" звучат такие слова: "Сталин - это не человек, которого можно похоронить. Сталин - это явление, это болезнь". А как вы считаете, кто Сталин - реформатор или диктатор? ("живой микрофон")

Какие последствия имел сталинизм для общества?

(Ослабление обороноспособности страны, страх людей, деформированы понятия о добре и зле, чести и бесчестии, порядочности и непорядочности, долге и верности).

А как нам относится к этим событиям?

Обратите внимание на слова академика Сахарова - слайд 27. Сохранить человеческое мы сможем, если будем помнить свою историю, чтобы не повторять её ошибок. 30 октября - наверно, самая незаметная из памятных дат. - День памяти жертв политических репрессий. (минута молчания )

Рефлексия:

  • Что вы сегодня открыли в процессе "путешествия в прошлое"?
  • В каком эмоциональном состоянии находились на каждом этапе мастерской?