Общаясь, люди создают друг друга.
Д. С. ЛИХАЧЕВ
Введение
Школа - главный помощник в становлении личности ребёнка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. Мои первоклассники находятся в школе в течение всего дня: с 9 часов утра до 12.20 - уроки, с 12.30 до 19.00- группа продлённого дня(количество детей- 26). Здесь они учатся, отдыхают, участвуют в различных мероприятиях. Именно на школьных занятиях, занятиях группы продлённого дня закладываются основы культуры поведения ребёнка.
Актуальность темы
Культура поведения учащихся - тема актуальная в наше время. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребёнка. И, как показывает опрос родителей, они стараются привить важнейшие навыки поведения, обращаясь к книгам, своему опыту. Но, с другой стороны, родители отмечают свою занятость, недостаточность знаний.(37:% родителей имеют высшее образование, 46:% - среднее специальное(имеют мамы)8%среднее специальное(имеют папы ).88%пап-рабочие). Значительное расширение круга общения ребёнка не всегда положительно. Надо иметь в виду и неустойчивую, формирующуюся психику ребёнка (им ещё шесть с половиной или семь лет). Дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание детей этого возраста ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Дети получают замечания со стороны педагогов, одноклассников, ребят из других классов. И они начинают задумываться, почему нужно соблюдать какие-то правила. Зачем они нужны?
В школе закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь.
В основе моих занятий на группе продлённого дня - игровая технология обучения и воспитания , технология сотрудничества и сотворчества. Игровая технология характеризуется наличием сценариев игры, ролевых игр, элементов занимательности, управлением эмоционального напряжения, предполагаемыми результатами.
Использую разные виды: по характеру ситуации и информации. Технология игр включает три компонента: организационную форму; сам процесс; деятельность воспитателя. Занятия небольшие, так как дети маленькие, но очень активные. Технология сотрудничества, сотворчества предполагает использование таких методов как совместная деятельность, всевозможное сотрудничество ребёнка и воспитателя. Организация прогрессивного мероприятия включает поиски ответов на вопросы. Воспитатель - это старший друг, помощник, советчик ребёнка. Главным результатом будет способность ребёнка перенести самостоятельно приобретённые знания, умения в новые ситуации, принимать и совершенствовать себя.
Основная часть.
Воспитание культуры поведения первоклассников через занятия по этикету на ГПД
Через занятия по этикету на ГПД формирую и развиваю навыки культурного поведения детей младшего школьного возраста. (Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения. Словарь русского языка С. И. Ожегов).Этикету нужно учиться,-так я говорю детям. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, общаться в магазине, театре, библиотеке, знакомиться, как общаться с детьми ).Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но обладает такими качествами, как приветливость, доброта, учтивость, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать у детей культуру общения, то уже маленький ребёнок проявляет сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию. Какие формируются навыки культуры поведения согласно таблицы "Формирование навыков культуры общения" Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.
Возраст детей | Формируемые навыки |
2 - 3 года | Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста). Называют по имени и отчеству воспитателей, проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребёнка, помогают друг другу |
3 - 4 года | Благодарят взрослого и сверстника за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают её понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим |
5 - 6 лет | Говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствии воспитателя. Дружелюбно напоминают друг другу о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания |
6 - 7 лет | В общественных местах разговаривают негромко. Закрепляются все навыки поведения и общения со взрослыми и сверстниками |
Целью данного направления (культуры поведения) является представление детям различных форм вежливого общения между людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование личности.
Конечные результаты: дети овладеют приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи "волшебные слова", научатся вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности. Получат представления о том, что свои мысли и чувства можно передавать и в письменном виде, научатся культурно вести себя за столом,в общественных местах, усвоив основные правила этикета. Вырабатываемые навыки: дети смогут правильно использовать вежливые слова в процессе общения, вести диалог, пользуясь выразительными средствами оформления и передачи мысли, общаться , самостоятельно опрятно есть, соблюдая правила.
Эффективность: после изучения правил этикета дети получат знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Научатся правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета.
Основные задачи:
- Обучать детей пониманию себя и умению "быть в мире с собой".
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
- Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.
- Формировать у детей навыки и умения владения выразительными движениями (мимика, жесты), средства человеческого общения.
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать доверие к собеседнику.
- Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
- Обучать детей речевым средствам общения.
- Корректировать нежелательные черты характера и поведения.
Основные формы воспитания:
- развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации), дидактические и игры-инсценировки;
- игровые ситуации;
- упражнения (подражательного и творческого характера);
- импровизации;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- свободное и тематическое рисование;
- чтение художественных произведений;
- рассказ воспитателя и рассказы детей;
- беседы;
- сочинение историй;
- мини-конкурсы, игры-соревнования;
- этюды;
- праздники, утренники, кружки.
Структура занятий: Все занятия я распределила на 3 группы. 1-я группа - Секреты "волшебных слов".
Темы занятий:
- Что такое этикет?
- Школа вежливости: формулы приветствия на русском языке; как правильно попросить прощения; прощание перед сном; утреннее приветствие;вежливая просьба;
- Как разговаривать по телефону?
- Поздравления и пожелания.
2-я группа-Поведение в общественных местах.
Темы занятий:
- в детской библиотеке (школьной, районной);
- в поликлинике;
- в общественном транспорте (автобусе);
- в театре, кино, на концерте;
- в парикмахерской;
- в школьной столовой, кафе, магазине;
- на прогулке, экскурсии
- на уроке, перемене.
3-я группа- Культура общения.
Темы занятий:
- знакомство;
- поведение за столом; в гостях;
- разговор с младшими; с незнакомыми;
- обращение к взрослому человеку;
- об уступчивости , утешение.
- у постели больного;
- разговор о животных
- дружная семья;
- как порадовать маму?
- несколько " вредных" советов;
- о дружбе;
- прощание с близкими перед отъездом.
Всего - 32 занятия.
Первая группа занятий- "Секрет волшебных слов" Дети знакомятся с вежливыми словами, формулами приветствия, прощания: здравствуйте, доброе утро, добрый день, спасибо, благодарю, спокойной ночи, извините, разрешите, пожалуйста, добрых снов, всего хорошего(копилка воспитателя). Вежливые слова- "кладовая" русского языка, основа этикета. Идет постоянное системное закрепление данных слов по утрам, когда дети здороваются с учителями, друг с другом, со взрослыми, которые приходят в школу. Также при уходе из школы дети говорят слова прощания. (Между собой дети чаще употребляют слова привет и пока). Постоянно в речи детей звучат слова спасибо, пожалуйста. На сегодняшний день нет ребенка, который бы не знал волшебных слов, но есть дети, которые забывают употреблять эти слова. На занятиях использую стихи (А.Я.Яшин "С добрым, утром", Осеева "Волшебное слово"), отрывки из рассказов. Очень нравится детям занятие "Разговор по телефону", где они учатся вежливо общаться по телефону друг с другом, правильно приглашать к телефону, если трубку возьмет взрослый. Умеют звонить по телефонам экстренной помощи и знают эти номера (01,02,03,04).Вежливый ребенок меньше всего конфликтует. Мы должны помнить слова М. де Сервантеса: "Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого,как вежливость". Пример занятия дан в приложении №1.
Вторая группа - поведение в общественных местах.
Школа - социокультурное пространство, где ребёнок не только получает знания, но и развивается культурно, духовно.
В результате процесса сотрудничества, сотворчества с учреждениями села ребята повышают свой культурный уровень, учатся вести себя в общественном месте, знакомятся с новыми социальными ролями.
Какие решаем задачи?
- развитие навыков общения,
- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения, поступков окружающих.
Примеры форм занятий:беседа-игра по этикету (библиотека); кружок "Затейник"(РКЦ); кружок "Экология в играх"; соревнования, конкурсы.
Мотивация: дети зарабатывают баллы, получают призы.
Третья группа - культура общения или речевой этикет.
Задачи:
- воспитание интереса к окружающим людям;
- развитие чувства понимания людей через слово, мимику, жесты;
- развитие самоконтроля - это задача одна из трудных, т.к. ребенку трудно оценивать собственное поведение, свое эмоциональное состояние.
В группе есть дети, которые требуют особого внимания, они могут агрессивно вести себя по отношению к другим детям. Есть дети, которые любят, чтобы слушали только их, очень обидчивые. О поведении этих детей приходится говорить очень часто, надо делать это ненавязчиво, у них ранимая психика. Плохие поступки детей никогда не остаются без внимания. Дети и сами видят, что и кто сделал что-то не так, многие могут прямо сказать об этом однокласснику, сделать замечание, т.е. оценить поведение товарища. По теории Берна выделяются три типа поведения ребенка:
Спонтанный ребенок - поведение естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное.
Приспосабливающийся ребенок - поведение беспомощное, боязливое, уступчивое.
Бунтующий ребенок - поведение протестующее, бросающее вызов "Я это делать не буду!"
По всем видам поведения есть дети в группе, но их надо принимать такими, стараться помогать им. Просматривается в их поведении узкая социальная мотивация: стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими. Мы сами должны контролировать свое отношение к ребенку, как мы с ним общаемся. С психологической точки зрения содержание общения может быть многообразным по ролевым позициям.
Отношение воспитателя к ребенку, как "родитель-дитя", т.е. если мы говорим ребенку ты - плохой и т.д., то этими словами мы заранее программируем ребенка на все плохое, дурное (что недопустимо).
Отношение воспитателя к ребенку; как "родитель-взрослый" (например, попросить ребенка прибрать в классе, кабинете, но не указывать, как это делать, ребенок это делает сам).
Отношение воспитателя к ребенку, как "взрослый-родитель". (Попросить ребенка помочь в чем-то словами: Я прошу тебя. Здесь ребенок уже помощник, защитник интересов воспитателя.
Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Основа культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В широком смысле - это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимика, жесты, поза, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле - это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, утешение, поздравление .
Речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. В основе обучения младших школьников этикету лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший-младший, знакомый-незнакомый - и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Такая система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для школьника: дом, школа, общественный транспорт, театр, поликлиника.
Поступление в школу связано для детей с освоением новой роли - роли ученика и новой формой общения - делового общения. В ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, на перемене, в раздевалке, в библиотеке . Усвоение связанных с этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогают ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками.
Ребенок учится быть добрым, отзывчивым, ответственным, учится любить, дружить, прощать, сострадать. Воспитатель через эти занятия учит детей видеть все положительное, хорошее, полезное. Важно, чтоб ребенок не просто видел, а старался впитать в себя. Легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь, ребенок впоследствии будет хорошим сыном, дочерью. Возьмём тему "Разговор с животными и о животных". 1 - занятие - посещение живого уголка; 2 - занятие - дети приносят фотографии домашних животных, рассказывают о них, рисуют животных, потом читают сказки и рассказы о животных.(приложение № 2).
Каждое занятие - это сценарий, оно носит занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра - типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных норм речевого поведения, а также нравственных установок. На занятии дети чувствуют себя достаточно раскованно: свободно говорят, смеются, двигаются.Совместно с детьми мы выработали правила добрых отношений: называть друг друга по имени, а не по фамилии; только доброжелательная интонация и добрая улыбка; веселая мимика; желание помочь друг другу.
Заключение
Роль занятий по этикету
Через занятия по этикету дети осваивают этические нормы, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим (в наше время общество испытывает необходимость в таких гуманных ценностях), учатся соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим. Данные нравственные понятия, которые формируются через занятия по этикету,-неотъемлемые черты личности.
Из опыта работы могу сказать, что дети с удовольствием работают на занятиях, владеют "волшебными словами", умеют вести себя в общественных местах, со взрослыми и одноклассниками. Большинство детей могут адекватно оценить поступки других, могут помочь, могут осудить. Они открыты и любознательны. Но первоклассники должны знать и помнить, что в школьном пространстве есть определённые правила поведения, которые они должны выполнять А.воспитатель должен придерживаться следующих заповедей: быть требовательным, но добрым; уметь определить, что хотите от ребенка; разбирать с ребенком его правильные и неправильные поступки; дать ему почувствовать, что вы верите ему; оценивать поступок, а не личность; предоставить самостоятельность; не предпринимать воздействий в плохом настроении; быть последовательным.