Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма урока: интегрированный, урок-исследование.
Цель: в ходе исследования выяснить особенности архитектурной застройки Нижегородского кремля, применить знания о действии вычитания чисел с разными знаками и способах вычисления площадей, о вычислении отрезков в масштабе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания об истории нижегородского кремля XIII-XV вв., полученные в ходе экскурсии;
- сформировать представление о внутренней застройке кремля в XVI веке;
- выяснить особенности архитектурной застройки Нижегородского кремля;
- закрепить правило нахождения длины отрезка на координатной прямой и навык вычитания чисел с разными знаками путем исследования изменения уровня грунта;
- закрепить умение вычисления длин отрезков в масштабе, формулы для вычисления площади круга и прямоугольника на примере башен кремля.
Развивающие:
- продолжить развивать мыслительную деятельность учащихся, используя приемы классификации, анализа, стимулирующих звеньев;
- развивать гибкость ума, внимания, навыки исследовательской деятельности и работы с документами.
Воспитательные:
- способствовать формированию чувства патриотизма путем расширения знаний об истории своей Родины;
- воспитывать потребность в грамотной речи, умение выслушать;
- воспитывать доверительные взаимоотношения учащихся и учителя;
- формировать умение работы в группе.
Методы: устный, печатно-словесный, наглядный, практический.
Приемы: описание, анализ документов, вычленение смысловых единиц, заполнение и работа со схемой и картой, классификация и синтез.
Виды работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: экран, проектор, материал для аппликации (1 группа: лист ватмана с контуром кремля (Приложение 1); 2 и 3 группа: по одной части общей схемы кремля, разрезанной по линии дороги Дмитриевская – Ивановская башни. (Часть схемы для группы № 2 - Приложение 2; часть схемы для группы № 3 - Приложение 3). Все части схемы выполнены в одном масштабе), стенгазета-фоторепортаж о полевых работах в кремле (Приложение 4), презентация (виды кремля (Приложение 5), ответы на математические задания (Приложение 6)), таблички с номерами групп (№1, №2, №3), схемы с разрезами стен и башен (Приложение 7), бланки с заданиями для групп (Приложение 8), оценочные листы для работы в группах (Приложение 9), маркеры двух цветов, плакат с необходимыми математическими формулами, полевые дневники (Приложение 10), вопросы для блиц – опроса (Приложение 12).
Межпредметные связи: история, математика, краеведение, география.
Ход урока
1 . Организация начала урока
Проверяется готовность к уроку (+ линейки и карандаши , фломастеры, полевые дневники).
Взаимное приветствие.
Обучающиеся делятся на три группы с учетом индивидуальных особенностей.
2. Актуализация знаний , полученных в ходе экскурсии
Слово учителя: В субботу мы были на экскурсии в Нижегородском кремле, после которой был оформлен фоторепортаж о поездке, глядя на который давайте вспомним, что мы делали?
Отвечают: вели полевой дневник, посетили выставку в Дмитриевской башне, слушали рассказ об истории Нижегородского кремля, произвели измерение размеров отдельных башен и стен кремля, посетили Михайло-Архангельский собор.
Слово учителя: Прошу одного из вас напомнить, что мы узнали об истории Нижегородского кремля 13-15 веков. Все остальные внимательно слушают, т.к. эта информация понадобится нам при работе на последующих этапах урока. А пока мы слушаем ответ, вашему вниманию предлагаются слайды, которые наглядно помогут «оживить» ваши воспоминания об экскурсии.
Ученик отвечает, остальные - внимательно слушают и смотрят слайды, которые демонстрирует учитель.
3. Исследование
Слово учителя: А теперь попробуем применить полученную во время поездки информацию и записи в полевых дневниках для выяснения особенностей архитектурной застройки кремля XVI века, применяя математические знания.
Класс разделен на 3 исследовательские группы: 1 гр, 2 гр, 3 гр. Перед каждой группой лежит свои задания (Приложение 8), выполнить которые необходимо опираясь на информацию, составленную на основе исторических источников, научной литературы и своих математических знаний и умений.
Прежде чем перейти к выполнению заданий, давайте вспомним, что нам понадобиться из математических знаний.
Учащиеся повторяют правила и формулы по математике.
Слово учителя: Пожалуйста, не забывайте о правилах работы в группе.
Вы занимаетесь исследованием в течение 15 минут, потом представляете результат своего исследования.
Ребята выполняют задания по группам в течение 15 минут. После этого представители от групп демонстрируют итоги исследований. (2 и 3 группы вкладывают части своих планов-схем в контур кремля, с которым работала первая группа). Результаты общей работы - Приложение 11. При проверке результатов математических вычислений учитель демонстрирует слайды - Приложение 6.
Слово учителя: Какая из этих частей относится к культовой, какая – к административной зонам кремля и почему?
Учащиеся отвечают: зона Спасо-Преображенского собора - к культовой, т к там больше культовых сооружений; зона Михайло-Архангельского собора- к административной, т к культовых сооружений меньше.
Слово учителя: Посмотрите на результат нашей работы - заполненный план архитектурной застройки кремля и подумайте: есть ли закономерность в расположении круглых и прямоугольных башен кремля?
Отвечают: да, прямоугольные башни располагаются на наиболее опасных и уязвимых участках: со стороны всполья, у дорог, т.к. эти башни наиболее мощные и имели лучшее боевое оснащение.
Слово учителя: Мы проделали большую работу. Какую же особенность имела архитектурная застройка в Нижегородском кремле?
Отвечают: на территории кремля было создано множество сооружений: жилые здания, хозяйственные постройки, культовые и административные помещения. Высокая плотность застройки. По месту расположения зданий территорию кремля можно разделить на зоны: административная и культовая. Стены кремля укреплены башнями: круглыми и квадратными в зависимости от месторасположения.
Слово учителя: Как бы вы, ребята, обозначили тему нашего сегодняшнего урока? (Ответы учащихся)
Правильно, тема нашего сегодняшнего урока: «Архитектурная застройка Нижегородского кремля XVI века».
4. Повторение
Слово учителя: А сейчас в виде Блиц-опроса я проверю, как вы усвоили данную тему. (Приложение 12)
5. Подведение итогов
Слово учителя: Мы сегодня исследовали архитектурную застройку кремля XVI века, используя результаты, полученные опытным путем. При исследовании исторического материала мы закрепили полученные ранее математические знания, а также показали их применение на практике. А также увидели взаимосвязь таких разных предметов как история и математика. Оцените работу друг друга в группе и заполните оценочный лист (Приложение 9).
6. Рефлексия
7. Организация домашнего задания
Слово учителя:
Кстати, по данным СМИ кремль претендует на звание одного из чудес света. В данное время происходит голосование. По возможности станьте участниками смс-голосования: пошлите на номер 4565 смс с текстом 25. Тем самым вы увеличите количество голосов, отданных за кремль Нижнего Новгорода. Это и будет вашим домашним заданием.
Мы продолжим изучение нашего кремля и дополним наши знания информацией о культуре того времени.