Классный час–игра "Как победить злой и страшный недуг – алкоголь"

Разделы: Начальная школа


Цели: выработать у учащихся чувство негативного отношения к людям, употребляющим алкоголь; сформировать представление о том, что алкоголизм ― это болезнь; вызвать у детей стойкое нежелание быть похожими на алкоголиков; познакомить с мерами предосторожности при встрече с пьяными; воспитывать потребность в здоровом образе жизни; познакомить с правилами отказа от вредных привычек.

Оборудование: Плакат – картина с изображением алкоголика и слова для его описания на оборотной стороне; схема органов человека; пословицы (записанные на доске, одна зашифрована); шарики со слогами для составления слов и табло с буквами; картинка с изображением Змея Горыныча; мяч (для игры).

Ход классного часа – игры.

Учитель. Сегодня, ребята, мы собрались с вами, чтобы поговорить о болезни, очень злой и страшной, и поэтому начнём занятие с песенки. Вот с какой.
(Дети поют, несколько учащихся показывают.)

Сел комарик на дубочек, на зелёненький листочек.
Припев:

Ой, люли – люли – люли, на зелёненький листочек. (После каждой строки.)
Он сидит и напевает,
Чёрных мушек забавляет.
Буря с неба налетела,
Грозным громом загремела.
Ой, с дубочка, ой с листочка
Буря сдула комарочка.
Тут две мушки подлетали,
Комара под руки брали,
В дом вели, в постельку клали.
Мерили температуру,
А потом дали микстуру.
Сел комарик на дубочек,
На зелёненький листочек.

― Что же случилось с комариком? Почему он заболел?
― Какие болезни вы ещё знаете?
― А курение ― это болезнь?
― А пьянство?
― Вот мы сегодня и поговорим с вами о страшной болезни, о её причинах и последствиях. Помогать мне будут герои, которых вы знаете. Отгадайте, кто они.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор …

Дети: Айболит.

Учитель: Второй герой из русской народной сказки. Кто же он?
«Царица послушалась и в сумерках пошла к морю, а колдунья уже дожидается, схватила её, навязала ей на шею камень и бросила в море.
И пошла она на дно. Козлёночек заплакал горько – горько.

Дети: Алёнушка.

(Заходят герои и здороваются).

Айболит: Здравствуйте, ребята! Мне художник Тюбик, подарил картину.
Отгадайте, чей это портрет: бледный, неопрятный, измождённый, небритый, нездоровый, качается, ругается, под глазом синяк, с разбитым носом.
(Ответы детей).

Айболит: Вам нравится портрет человека, которого можно описать такими словами? Вам хочется быть похожими на него?
(Демонстрация портрета алкоголика).

Учитель: Кто это?

Дети: Алкоголик.

Учитель: Да, ребята, верно, это алкоголик. А алкоголик ― это болезнь, которая поражает человека, если он постоянно употребляет спиртные напитки.

Айболит: Как же быть с теми, кто уже стал алкоголиком?

Дети: Надо их лечить.

Айболит: Вы правы, ребята, алкоголиков надо лечить. Вылечить их можно при одном условии: алкоголик должен сам захотеть избавиться от своей болезни. Алкоголики не критичны по отношению к себе, они не считают себя больными и не хотят лечиться. А тем временем болезнь разрастается.
Почему же люди становятся алкоголиками? В чём причина? Ответить на этот вопрос поможет вам Алёнушка и её сказка. Давайте внимательно послушаем сказку. После сказки Алёнушка задаст вам вопросы.

Алёнушка: Послушайте историю про злого оборотня по имени Алкоголь и граждан, которые его победили.

 Давным – давно в один восточный город въехал на повозке торговец по имени Ал Коголь. Он разложил нитки, ложки, гвозди, миски и стал торговать. Он вёл себя тихо и никому не мешал. Но после его появления в городе стали происходить странные вещи. Сапожник вместо пряжек набил набойки, вместо набоек прибил пряжки. Лекарь одному из пациентов вырвал здоровый зуб, другому вместо зубов лечил уши, третьему вместо лекарства насыпал в рот перца. Плотник подрался с соседом–парикмахером. Каменщик ругался на улице и задевал прохожих.
Портной, дворник и продавец восточных сладостей обижали своих жён и детей, которых раньше любили. Женщины и дети плакали. Стекольщик и хлебопёк были найдены спящими в пыли у дороги. Все эти люди сильно изменились. Глаза у них налились кровью, носы стали красными, руки тряслись. Горожане заметили, что, когда люди заходили в лавку Ал Коголя, покупали там не гвозди, горшки и миски, а высокие бутылки.
Когда они пили из этих бутылок, то морщились, глаза у них краснели и говори они грубыми голосами. Часто ругались и даже дрались. Горе, слёзы пришли в дом. Горожане обратились за помощью к мудрому старцу. И вот что он сказал.

Учитель: Давайте же послушаем, что посоветовал мудрый старец.

Старец: Всегда идёт борьба между добром и злом. Ал Коголь на одном из восточных языков означает «дурманящий». Этим дурманом наполнены бутылки. Вино дурманит головы людей. Они перестают быть самими собой. Ведут себя глупо и грубо. Алкоголь сначала разрушает души, а затем тела людей. Существовала легенда, что тот кто выпьет первую рюмку этого зелья, превратится в орла, которого заклюёт курица, кто выпьет две рюмки, тот превратится в барана, самого безголового в стаде.
Тот, кто выпьет три рюмки, станет свиньёй, и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зелёной травы, ни листвы, ни звёзд на небе. Если мы хотим жить счастливо и достойно, то надо объединиться и выгнать эту нечисть из города.

Алёнушка: Люди вняли совету мудреца. Они изгнали злого оборотня Ал Коголя, разбили все бутылки с отравой. А сапожник, лекарь, плотник и парикмахер, каменщик и портной, дворник и продавец скоро выздоровели и опять стали добрыми, умными и чистыми людьми.

Айболит: Хорошо слушали сказку? Тогда скажите, чем торговал приезжий? Какие странные вещи стали происходить в городе после приезда чужеземца и почему? Что сделали жители по совету мудреца?
(Дети отвечают на вопросы Айболита).

Алёнушка: А что это, Айболит, у тебя в сумке?

Айболит: Это картинки. Как вы думаете, почему возле каждой картинки нарисована зачёркнутая бутылка?
(Дети называют людей разных профессий и объясняют, почему нельзя пить.)

Дети: Людям этих профессий нельзя пить водку.

Учитель: Если люди пьют водку, они теряют свои профессиональные способности.

Айболит: Какие ещё знаете профессии, где нельзя работать алкоголику?
(Дети называют профессии.)

Айболит: Как вы думаете, алкоголь влияет на людей? На их здоровье?
Что делает разбойник – алкоголь в организме человека?

Дети, которые любят смотреть передачу «Здоровье» или заранее подготовленные, по очереди рассказывают. Айболит на схеме показывает поражённые алкоголем органы, и закрашивают их фломастером.

Ученик 1. Прежде всего, алкоголем поражается мозг, нарушается проводимость сигналов ко всем органам, нарушается координация движений. Вот почему пьяные водители совершают наезды и аварии. Если алкоголь употребляют дети, подростки, они тупеют, плохо учатся.

Ученик 2. Нарушается работа сердца, сердце плохо качает кровь по всем органам.

Ученик 3. Алкоголь обжигает стенки желудка, где переваривается пища.

Ученик 4. Страдают и лёгкие от неравномерно поступающего воздуха, в лёгкие попадает много вредных микробов, кровь плохо снабжает кислородом, поражается лёгочная ткань.

Ученик 5. Печень обезвреживает алкоголь. Но это происходит медленно.
За 1 час ― 1 грамм. Если выпил 1 ложку алкоголя, печени надо 10 часов, чтобы обезвредить алкоголь. А если алкоголя выпито много, клетки гибнут и печень разлагается.

Учитель: Вот так постепенно разрушает алкоголь весь человеческий организм. В 40 лет алкоголики уже старые люди.

Айболит: А теперь посмотрим, как губительно воздействует алкоголь на растения. Об этом расскажет Маша.
Маша рассказывает, что одно растение поливалось водкой, а другое ― водой. Показывает результат этого опыта.

Айболит: Видите? Даже небольшое количество алкоголя ядовито, оно губительно для любого живого организма.

Алёнушка: О вреде алкоголя люди сложили много пословиц.

Много пить, добру не быть.
Счастлив тот, кто вина не пьёт.
Хлеб на ноги ставит, а вино валит.
Пьян ― храбрится, а проспится ― свиньи боится.
Кто часто станет пить, тот часто станет бит.
Пойми пьяного речи, поймёшь и свиное хрюканье.
Муж пьёт ― полдома горит, жена пьёт ― весь дом горит.

(Учащиеся читают пословицы и по выбору объясняют их смысл.)

Алёнушка: А вот эту пословицу расшифруйте. Ключом являются решённые примеры.

1)38 – 4 = А (34)
78 – 7 = Д
19 – 13 = 6 (Е)
0 + 2 = Б (2)
48 + 2 = 50 П
90 + 6 = 96 (Ь)

9 + 6 = 15 Н
70 – 1 = В (69)
49 – 6 = И
40 – 20 = 20 (Т)
20 – 2 = Р (18)
28 – 12 = О (16)

2)  50 – п  
71 – д 
34 – а
43 – и
96 – ь 
18 – р

43 – и 
16 – о 
15 – и 
71 – д 
71 – д  
34 – а

20 – т 
71 – д  
6 – е 
34 –а 
16 – о

96 – ь
15 – н
69 – в
20 – т
2 – б

1)  50, 43, 20, 96
2)  71, 16
3)  71, 15, 34
4)  15, 6
5)  69, 43, 71, 34, 20, 96
6)  71, 16, 2, 18, 34

Дети: Пить до дна, добра не видать.
Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей.

Учитель: Бороться с алкоголем, нам нужно научиться уже сейчас. Для этого надо хорошо уметь отличать полезные напитки от вредных. Вы умеете это делать? Тогда проверим. Сразимся со Змеем Горынычем. Кто хочет с ним сразиться один на один? Надо отгадать четыре загадки.

 Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без …

Дети: Воды.

Учитель: Жидко, а не вода, бело, а не снег.

Дети: Молоко.

Учитель: Вася вырос, стал высок.
Часто пил томатный …

Дети: Сок.

Учитель: Сядем вместе, помечтаем, Угостим вас сладким …

Дети: Чаем.

Учитель: Чтобы победить вторую голову, надо восстановить порядок в словах, записанных на доске, и вы узнаете полезные напитки.
На доске.

Даво, сельки, комоло, каока, феко.
(Дети находят правильные ответы: вода, кисель, молоко, какао, кофе.)

Учитель: Победить третью голову поможет это задание. Вот слоги на шариках. Составьте названия полезных напитков.

мо
ко
ли 
ком 
ка 

као 
мо
ки
фир 
йо

ло 
фе 
над  
ке   

ко
гурт
пот
сель

Ответы учащихся: молоко, йогурт, кофе, лимонад, компот, кисель, кефир, какао.

Учитель: Мы победим четвёртую голову, если без ошибок сыграем в мяч.
Учащиеся отбивают, если произнёс название вредного напитка, ловят― если полезного.

Учитель: Вот мы и победили Змея. Отпразднуем победу. Танцуем «Ламбаду».

Припев: Дружно танцуем, тра – та – та – та – та,
Танец весёлый ― это ламбада.

 Ручки были? Не были.
Взялись за ручки.
Припев.
Пальчики были? Не были.
Взялись за пальчики.
Припев.
Талия была? Не была.
Взялись за талию.
Припев.
Коленочки были? Не были.
Взялись за коленочки.
Припев.

(На припев дети берут друг друга за ручки, пальчики и ходят по кругу, делая приставной шаг вправо.)

Айболит: Ребята, как надо вести себя, если к вам на улице незнакомый Пьяный человек и пытается с вами заговорить? А если подошёл знакомый пьяный человек? Что же такое алкоголизм? Хотите и вы болеть этой болезнью? Нужно ли пробовать спиртные напитки, если вам их кто – либо предложит?

Учитель: Ребята, давайте, в конце нашего классного часа попробуем вместе выработать правила отказа: «Умей сказать «Нет»!»
―Трудно ли вам отказать кому – либо, если вас попросят о чём то?
(Ответы учащихся.)

Учитель: Вам предлагают попробовать алкоголь, причём в очень вежливой форме, так как будто вам хотят сделать одолжение. В этой ситуации некоторым людям бывает трудно отказать, и они, сами того не желая, делают то, чего не должны делать, что приносит им вред.

Каждый человек должен помнить о своих неотъемлемых правах:

  1. Право делать то, что ему лучше.
  2. Право принять решение.
  3. Право передумать, поменять решение.

Учитель: Кто умеет правильно отказать?
Можно разыграть сценку. Два персонажа: один уговаривает другого попробовать пиво, другой должен отказаться. Затем происходит обсуждение ситуации, учащиеся предлагают свои варианты отказа. После этого учащимся предлагается записать в тетради правила отказа или делается запись на классной доске:

1. Никогда не колебаться, а решительно и твёрдо сказать: «Нет!»  При этом смотреть прямо в глаза собеседника.
2. Можно сначала стать на позицию собеседника, а потом выдвинуть  свои аргументы отказа: «Я тебя понимаю, но …»
3. Если давление продолжается, то надо перейти в наступление,  говорить жёстко: «Послушай, почему ты мне навязываешь это?»
4. Отказаться вообще говорить на эту тему.
5. Можно предложить компромисс: «Давай сейчас оставим этот  разговор и вернёмся к нему в другой раз».
Помните: каждый человек имеет право отказаться от любого предложения другого человека.

Алёнушка: Ребята, давайте, дома вместе с родителями нарисуем листовки о том, как вредно пить пиво, вино, водку.

Раздаются напоминалки всем участникам с пословицами.
Пить до дна, не видеть добра.
И другие пословицы написаны на этих напоминалках. Сделаны они из цветного картона.
Учитель: Спасибо всем вам ― за совместную, активную и плодотворную работу. Берегите себя и своих близких.

 Что такое алкоголизм? Разговор на эту тему надо начинать уже в начальной школе.

Учащиеся начальной школы в результате работы по профилактике
алкоголизма должны знать:
― о пагубном влиянии алкоголя на детский организм;
― о вреде приобщения детей к «умеренному» употреблению алкоголя и об опасности использования спиртного в «лечебных» целях;
― какие напитки вредны для здоровья, а какие полезны;
― какие заболевания сердечно – сосудистой системы и системы пищеварения подстерегают любителей спиртного;
― что алкоголизм – это болезнь;
― методику оказания первой медицинской помощи при остром алкогольном отравлении;
― меры предосторожности при встрече с пьяными людьми;
― правила отказа от вредных привычек;

 должны выработать:
― чувство негативного отношения к людям, употребляющим алкоголь;
― стойкое нежелание быть похожими на алкоголиков;
― потребность в здоровом образе жизни.