«Столкновение с людьми открывает нам часто глаза на самих себя.
Это нравственное зеркало, от которого не следует отворачиваться».
(Ф.Стендаль)
«Вся наша жизнь – театр, а мы в ней актеры».
(В. Шекспир)
Класс: 8 класс с углубленным изучением литературы
Программа:
- Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Под ре.д. В.Г.Маранцмана. – М.., «Просвещение», 1992.;
- Программа литературного образования. 5-9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 2007.
Задачи урока:
Обучающие:
- повторение понятий «характер», «характеристика»;
- введение понятия «образ» как совокупность средств изображения;
- на конкретных примерах (по тексту, содержанию) научиться различать эти два понятия;
- развитие творческого воображения учащихся;
- научиться сравнивать изобразительные средства литературы и других видов искусства (музыка, живопись, театр);
- показать учащимся роль некоторых средств изображения в создании образа в понимании идеи произведения (в форме эвристической беседы)
Развивающие: формировать навыки устной (и затем письменной) речи в сопоставительном анализе образов, характеров героев; различения позиции автора по отношению к герою произведения, проблеме, поднятой в романе и сравнения ее с позицией читателя, то есть с собственной, прививать учащимся терпимое отношение к точкам зрения своих одноклассников
Воспитательные: показать на примере героя романа Фредерика Стендаля противоречивость характера Жюльена Сореля, разъяснить причину крушения его иллюзий о том чего и почему в жизни человека все зависит от его целеустремленности.
Домашнее задание: подумать, какие изобразительные средства использовали бы вы, создавая образ своего современника (может быть одноклассника, друга, любимого, знаменитости). «Проба пера»: 2-3 «штриха к портрету».
Учитель: Итак, мы продолжаем наше творческое исследование лучших страниц мировой литературы. И сегодня мы попробуем заглянуть в мастерскую французского писателя первой половины XIX ВЕКА Фредерика Стендаля. Может быть, нам удастся понять хотя бы немногое в его волшебном искусстве слова.
Не первый раз работаем мы на уроках над литературным материалом, но всегда узнаем что-то новое, важное для понимания любого произведения литературы. Вот и сейчас говорим о различии таких понятий, как «характер», «характеристика», «образ» литературного героя.
Проверяя ваши последние творческие работы, я убедилась, что большинство из вас хорошо знают содержание романа Стендаля, поэтому мне не было трудно поработать – поразмышлять над характером главного персонажа – Жюльена Сореля. Понятие «характер», или «характеристика» литературного героя не является новым для вас, поэтому же, кто работал над темой «Характеристика Жюльена Сореля»,смогли охарактеризовать Сореля как истинного представителя своего времени, со всеми его достоинствами и недостатками, объяснить его индивидуальные черты, взаимоотношения с окружающими, поступки, цели в жизни. Радует, что вы увидели сходство и различия с другими литературными героями.
Я попрошу сейчас некоторых из вас зачитать фрагменты ваших работ или, может быть, пересказать кратко те места, которые мне показались наиболее удачными, интересными.
Ученик: Жюльен Сорель играет какую-то роль на сцене. (О Наполеоне. О притворстве Жюльена Сореля.)
Учитель: Вот эта мысль, о том, что Жюльен Сорель – «играет роль на сцене» мне очень понравилась. Она очень близка к тому, что когда- то сказал В. Шекспир: «Вся наша жизнь – театр, а мы в ней актеры».
Какую же роль играет Жюльен Сорель? Какую «маску» он надевает на себя? И стоит ли игра свеч?
Об этом размышлял и Стендаль, об этом – и ваши мысли. Отрывки из сочинений учеников.
- Об отношениях Жюльена Сореля и общества. Борьба Жюльена Сореля за свое место под солнцем. Жюльен наказан за то, что посягает на социальную иерархию.
- Жюльен – изгой общества.
- Эпиграф из «Демона».
- Эпиграф (о сути Жюльена Сореля, простолюдин, возмутившийся против своего низкого жребия). Об идеале Жюльена Сореля – его любовь – честолюбие. О прозрении и переоценке собственных возможностей.
- О том, что дали ему обе женщины.
- О том, что Жюльен научился лицемерить, о бессмысленности его борьбы, о том, что слишком поздно везение (любовь госпожи де Реналь).
- О роли любви в жизни Жюльена Сореля.
- О прозрении Жюльена перед смертью: ценой смерти он познает,что такое любовь и свобода. Он сделал свой выбор.
- Эпиграф (о времени из Лермонтова). Главное, что объединяет – одиночество.
- О сходстве с другими (Дон Кихот). Нужно «бунтовать разумно», не причиняя боли другим.
- Жюльен Сорель, Евгений Арбенин, Демон – порождения общества, в котором они живут.
- О сходстве с другими литературными героями, примеры из реальной жизни (из опыта самих учащихся – личного, по рассказам знакомых, из кино, театральных пьес)
Учитель: Итак, против чего же борется Жюльен Сорель и те герои, о которых вы вспоминали.
Ответы учеников.
Учитель: Против несправедливости в жизни?
А как действует каждый из них?
Ответы учеников (опыт дискуссии).
Учитель: Тоже несправедливо, как все вокруг. Действительность, сама жизнь воспитала людей такими, какими они предстают теперь перед нами в произведениях литературы.
Вывод сделан: «Если характер человека создается обстоятельствами, то надо… сделать обстоятельства человечными». (К. Маркс).
Говоря о характере героя литературного произведения, а в особенности характере главного героя, нельзя не вспомнить ту самую «триединую задачу» писателя, о которой говорил М. Горький и его условную формулу писательского труда:
- «Что ?» писать
- «Как?» писать
- «Зачем?» писать
Скажите, на какой вопрос отвечает писатель, создавая своего героя, его характер? (Что? – О чем?)
Но как создать характер? Как высветить перед читателем самые потаенные уголки души героя? Как изобразить его, чтобы действительно ясной стала его суть?
Если мы зажжем свечу и поднесем ее к этим портретам, чтобы увидеть, как свет будто оживляет эти лица. Смотрите, появляется особый блеск в глазах, уголки губ будто подрагивают…
Это очень известное и простое средство, создающее зрительные эффекты.
А как быть писателю? Он ведь тоже художник, но его средства изображения совсем иные. Его кисти и краски – это слова, изобразительно-выразительные средства художественной речи (эпитеты, сравнения, метафора, гипербола, синтаксис…). Но мастер всегда блестяще владеет техникой «живописи» (писатель тоже живописец) – специальными средствами и приемами эпического изображения (повествование, описание, пейзаж, портрет, интерьер, характеристика, монологи, диалоги, специальная композиция).
Писатель не просто знает их, но непосредственно использует при создании образа героя литературного произведения.
Каждый конкретный образ создается с помощью специально выбранных средств и приемов.
И в живописи, и в музыке, и в театре есть свои особые средства изображения.
Вот, например, фрагмент из музыки Рихарда Штрауса (лишь часть увертюры «Так говорил Заратустра» по произведениям Фридриха Ницше, 4 минуты). Прием – резкий контраст консонанс первой и диссонанс второй части: идея – показать борьбу противоположностей добра и зла. Человек радостно возвещает о своем появлении на свет – фанфары, литавры, «пустите, примите меня таким, какой я есть». И вдруг «темные силы» одолевают героя этого фрагмента – они вокруг него, словно ритуальный танец. И мы притихли, мы понимаем: он не может бороться: все лучшее, что есть в нем, угасает.
Это вечная тема: борьба добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. И, если хотите красного и черного.
Почему так называется произведение Стендаля? Почему не именем героя? (как обычно).
Ж.Сорель все время на грани – между жизнью и смертью, между долгом и совестью, любовью и ненавистью. И даже две женщины ,которые с ним рядом, как воплощение света и тьмы, любви и ненависти, жизни и смерти.
- Итак, мы видим, что Стендаль использует в своем произведении такой прием как противопоставление (антитеза), основанное на резком контрасте, чем усиливает наше впечатление от прочитанного. Эти контрасты во всем: во внешнем облике, в поведении героев, в обстановке.
Вспомните эпизоды из текста, где мы встречаем этот прием.
Двуличность Ж.Сореля – знает наизусть Новый завет, но не верит ни единому слову; черное (черный костюм Сореля) и светское общество – высший свет… Реналь и Матильда в жизни Жюльена, «низы» и «верхи» общества. - Хроникально-линейная композиция, организованная биографией Ж. Сореля.
Автору нужно проследить, как поднимается по иерархической лестнице его герой. Вот он с отцом, у де Реналей, в семинарии, у де Ла – Молей… Действие разворачивается как биография. - Мы видим Жюльена Сореля глазами других героев – «взгляд со стороны» (характеристика, которую дает аббат Пирар, не автор рассказывает).
- Внутренние монологи (и собственно монологи) героев – исповедь – речевая характеристика.
Их особая значимость заключается в следующем: читатель проникает в иной мир – мир чувств, мир души героя, следит за ходом мыслей, проникает в тайны чувств.
Чтобы не перечитывать уже хорошо знакомые нам страницы, давайте попробуем заглянуть в мир тайных мыслей главных героев с помощью «актеров» - наших одноклассников. Они получили задание: не выходя за пределы текста (внетекстовая ситуация) доказать, что госпожа де Реналь и Матильда любили Жюльена (это образы сильных женщин в литературе).
- Почему Вы простили Жюльена? (Луизе де Реналь)
- Принес бы Вам счастье Ваш брак с Жюльеном? (Матильде)
- Зачем Вы написали письмо господину де Ла–Молю, оклеветав Жюльена? (Луизе де Реналь)
- Какое чувство Вы испытали, когда узнали, что ждете ребенка? А как Вы отнеслись к просьбе Жюльена воспитать сына от другой женщины?
И вот, последняя исповедь Жюльена Сореля. (Инсценировка одной из финальных сцен романа в исполнении учащихся – готовится к уроку заранее. Две девушки: одна – в красном, другая – в черном платье. Это – возлюбленные Жюльена. Они читают последние женские монологи романа. Жюльен – монолог перед судьями – исповедь, в которой он признает, что жизнь свою растратил в погоне за власть: его герой – Наполеон. Но именно властелины жизни, к которой стремился «плебей» и погубили его, так и не сочтя «своим». Но как, оказывается, мало нужно человеку для счастья, тем более когда оно рядом. Жаль, что такие мысли пришли к герою Стендаля лишь накануне казни…).
Суд и тюрьма – он «срывает все и всяческие» маски: игра не стоит свеч, но успел сделать свой вызов – он не принял помощи от вельмож. И в последнюю минуту он счастлив, что понял смысл жизни. Жаль, что времени осталось только на то, чтобы обняться с любимой и умереть.
Звучит отрывок из Концерта Ля Минор И.С. Баха (скрипка - исполняет ученица класса).
В конце хотелось бы сказать, что не власть, не положение в обществе возвышает человека. Поистине возвышает его высокое искусство, с которым мы имеем счастье соприкоснуться, читая «Красное и черное» Фредерика Стендаля.