Краеведение на уроках русского языка в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Однородные члены предложения

№1

Юный северянин! Ты живешь далеко-далеко на Севере, за Полярным кругом. Кольский полуостров, Кольская земля - частица нашей Великой Родины. Каждый человек любит и дорожит краем, где он родился и вырос.

А что значит любить Родину? Прежде всего знать историю края, любить людей, которые там живут, отдавать свои силы и знания на благо и процветание этого края.

Задания: Прочитайте текст.

Определите его главную мысль. Выпишите предложения с однородными членами. Подчеркните однородные члены предложения.

№2

Вспыхивают осенние пожары в лесах. Лимонным, оранжевым, золотым, пурпурным полыхает разнолесье. Только осенние штормовые ветры потушат теперь это буйное осеннее пламя.

  • Сентябрь: Осень, как заботливый боцман, прошлась по сопкам, по лощинкам и перелескам.
  • Сентябрь: Улетают кулики, гуси, пустеют и хмурятся берега озер и речек.
  • Сентябрь: Ветер гуляет по улицам и переулкам.
  • Сентябрь:

Задания: Прочитайте текст. Определите его тему. Укажите однородные члены предложения, средства связи между ними. Продолжите текст.

№3

Когда-то по этой земле прополз ледник. Он приволок миллиарды больших и маленьких камней. Он запустил ледяные иглы в доверчиво открытые поры земли, и теплая земля стала мерзлой тундрой. Он накрошил в голубой океан снега и льда да еще и посолил покрепче эту похлебку. Он перевернул все по-своему и выдохся. Остался полуостров меду двумя холодными морями. Засыпанный снегом русский Мурман:

Задания: Прочитайте текст. Выпишите предложения с однородными членами. Подчеркните однородные члены предложения, постройте схемы.

№4

Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Каждое дерево, каждая веточка, каждый кустик облеплены, обсахарены пушисто-мохнатым, воздушным, сверкающим блестками инеем. Иней нежнее, белее снега, а в тени даже отдает голубизной. Какой длинный наряд! И впрямь подумаешь, что иней цветение зимы.

Задания: Прочитайте текст, соблюдая перечислительную интонацию. Назовите однородные члены предложения. Какими членами предложения они являются? Постройте схемы. Создайте свой текст по аналогии с данным о снеге.

№5

Как огромный трехпалубный корабль, встал на террасах у Кольского залива город - рыбак Мурманск. Удивительный город, в котором летом, бывает, идет снег, а зимой дождь. Город, который дышит морем и живет морем. Кажется, что он вот-вот отчалит и поплывет в дальние страны.

Задания: Прочитайте выразительно. Определите главную мысль текста. Выпишите однородные члены предложения. Восстановите текст по выписанным однородным членам.

№6

Прекрасная настоящая зима в Заполярье удивляет и радует. Чисто-белой скатертью покрыта и отдыхает земля. Тяжелой белой шапкой накрыт и притих лес. Улетели перелетные птицы, спят звери. Мороз сковал озера и реки. Обледеневшие валуны торчат из воды. Кажется, все живое закоченело от стужи.

Задания: Прочитайте текст. Определите, какова роль союза "и". Что изменилось в предложениях? Постройте схемы однородных членов.

№7

В осеннюю и зимнюю пору следом за штилями неожиданно обрушиваются штормы. Сказывается близость не только теплого течения, но и холодного полюса, шапки арктических льдов на вершине планеты. Вечный спор тепла и стужи делает погоду неустойчивой.

Задания: Прочитайте текст. Определите цель его написания. Объясните постановку знаков препинания. Постройте схемы однородных членов предложения.

№8

Заполярная погода расщедрится, и через все небо потечет бледно - зеленая река - северное сияние. Задрожит, заиграют небесные огни, повиснут алыми и синими складками, ударят разноцветными прожекторами. И ты будешь стоять зачарованным, слушать небесную музыку красок.

Задания: Прочитайте текст. Найдите в тексте синонимы к словосочетанию "северное сияние". Как понимаете выражение "музыка красок"? Выпишите предложение с несколькими рядами однородных членов, составьте схемы.

Имя существительное

Изменение имен существительных по падежам.

№1

Полярный круг, Полярный круг -
Воображаемая линия.
Зимой на сотни верст вокруг
Снега и скалы в сизом инее.
А дальше льды в кромешной мгле.
И ось земная в льдину впаяна.
А дальше по чужой земле
Проходит круг воображаемый.
(И. Давиденко)

Задания: Прочитайте выразительно. Объясните значение словосочетания "полярный круг". Уточните по толковому словарю лексическое значение слов: сизый, кромешный, мгла, ось. Выпишите существительные, называющие предметы и явления зимы за Полярным кругом. Поставьте к ним вопросы и укажите падеж.

Три склонения имен существительных.

№1

Ставит пуха тоненькая пленка
Между летом и зимой между -
Как новорожденного цыпленка,
Первый снег в ладонях я держу.
Век его не долог - он растает,
Только не об этом я тужу:
Он, такой застенчивый, оставит
Между летом и зимой межу.
(В. Матвеев)

Задания: Прочитайте выразительно. Какими словами и словосочетаниями характеризует автор первый снег? Подберите свои слова и словосочетания, к которым вы применили бы выражение "первый снег"

Выпишите в первый столбик существительные 1-го склонения, во второй - существительные 2-го склонения. Какое существительное не выписали? Почему?

№2

Сиянье, полыхнув протуберанцем,
Из плена ночи вырвало крыло -
И хрусткий лед архипелага Франца
Вдруг светом неожиданным зажгло.
Внизу дымятся тонкие разводья,
И солнце спит в серебряной пыли,
Но вот оно свои лучи-поводья
Набросило легко на ось Земли.
Играют в прятки с Арктикой циклоны.
Не верится, что есть земля и там, -
Глухие волны низко бьют поклоны
Закованным в гранит материкам.
(В. Выхристенко)

Задания: Прочитайте выразительно. Назовите слова и словосочетания, которые называют приметы зимы на Севере. Какая зима на Севере? Дайте лексическое значение слова "сполохи". Выпишите существительные женского рода, определите их склонение.

№3

Гудит метель, печальна и огромна,
Невиданная мутная метель,
И вся земля встает одним сугробом,
Земля - зимы летящая метель:
Гудит метель.
Слетает с крыш поземка,
Прорывов ветра яростный мятеж,
Несет на миром снежную картечь,
(В.Тимофеев)

Задания: Прочитайте выразительно. Какие строчки стихотворения можно вынести в заголовок сочинения? Подберите прилагательные к слову "метель". Выпишите три существительных в алфавитном порядке и укажите их склонение.

Первое склонение имен существительных.

№1

Зима на Кольском полуострове очень разнообразна.

В городе она одна, а в тайге совсем другая. Бывают дни, когда улицы очень красивы. Ночью идет снег, а наутро ударяет мороз и появляется туман. Деревья стоят в снежной одежде, а стелящийся по земле белый воздух делает эту картину поистине прекрасной.

В тайге зима иная. Особенно красиво там после метели. Все вокруг занесено снегом, из-под него торчат верхушки елей и берез. То заяц пробежит в своей белой шубке, то куропатка вылетит из-за дерева. Прекрасна зима в тайге.

Задания: Прочитайте текст выразительно. Разделите текст на части, озаглавьте каждую из них. Изложите (устно или письменно) текст по самостоятельно составленному плану. Укажите в последней части текста склонение существительных. Укажите падеж существительных 1-го и 2-го склонений.

Второе склонение существительных.

№1. Зима наступает в ноябре и заканчивается в апреле, марте. Большую часть зимы солнце не показывается над горизонтом, и на Кольском севере длится полярная ночь. Верным признаком прихода зимы считают дату окончательного установления снежного покрова.

Задания: Прочитайте текст. Определите его тему. Объясните значение словосочетания "полярная ночь". Спишите, обозначьте падежи существительных 2-го склонения.

№2. Климат нашего края необычен. Людям, которые не бывали на Мурмане, на ум невольно приходят мысли о жестоких морозах, о царстве вечного холода. Конечно, от севера никуда не уйдешь. Его ледяное дыхание здесь всегда ощутимо. Но в то же время в самый разгар зимы на севере Мурмана иногда теплее, чем на севере Каспия. Бывает, что и в январе польет дождь.

Зима сравнительно мягкая, но сколько времени она длится.

Задания: Прочитайте текст. В каком предложении заключена его основная мысль? Выпишите словосочетания, раскрывающие основную мысль текста. Укажите падеж, склонение выписанных существительных.

№3. Мороз стоял лютый. Крыши вагонов побелил иней. Воздух звенел от холода. И все-таки непривычным был для Фоминых этот мороз без снега, без туч, с ярким, пылающим ледяным огнем солнцем на глубоком голубом небе.

(Из книги: Фролов Л. Грузчики. - Мурманск: Кн. из-во,1982.)

Задания: Прочитайте выразительно. Докажите, что это текст. Выберите из текста слова, характеризирующие мороз. Подберите прилагательные к слову "мороз". Выпишите существительные 2-го склонения, обозначьте их окончания, укажите падеж.

Третье склонение имен существительных.

№1. Очень большое влияние на формирование климата оказывает теплое течение Гольфстрим. Благодаря ему Норвежское и значительная часть Баренцева моря не замерзает даже в самые суровые зимы. Это определяет повышенную температуру воздуха в зимний период, высокую влажность, облачность, частые туманы.

Задания: Прочитайте текст. Выпишите географические названия, прочитайте их правильно, запомните, как они пишутся. Выпишите существительные 3-го склонения, дайте их лексическое значение. Подберите и запишите слова и словосочетания, характеризующие климат Кольского Севера зимой, укажите их склонение.

№2. Но полярный круг обманул. Я был уверен, что дальше пойдет жестокая муть, угрюмость тундры. Но в Кандалакше ослепительные горы закрыли горизонт снежными серебряными куполами. Среди снегов, как огонь костров, рвались флаги. Потом прошло озеро Имандра - не озеро, а море - все в посиневшем льду.

Задания: Прочитайте текст. Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся. Определите склонение существительных. Существительные 3-го склонения поставьте в родительный, дательный или предложный падеж, составьте с ними предложения по теме "Зима на Севере".

Падежи и падежные окончания имен существительных трех склонений.

№1.

Какие, однако, морозы!
Под взглядом тяжелым луны
Бенгальские прутья березы
Торчат поперек тишины.
(Беспрозванная П.)

Задания: Прочитайте выразительно. Объясните, как вы понимаете выражение "под взглядом луны", "бенгальские прутья березы", "поперек тишины". Укажите склонение и падеж существительных. Как бы вы назвали зимние ветки березы?

№2

Приутихли - к морозу, видать, - ветерки,
Стекла окон - в рисунках узорных.
Городок расставляет свои огоньки,
Как пикетников службы дозорной.
Дым по сопкам плывет, не набрав высоты,
И в пустыне теряется снежной,
А луна молчаливо обходит посты,
Стерегущие полночь прилежно.
(Матвеев В.)

Задания: Прочитайте выразительно. Как вы понимаете слово "пикетники"? Укажите существительные в именительном и винительном падежах. Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении. Подберите синонимы к словам: приутихли (ветерки), молчаливо (обходит). Изменились ли ритм, смысл стихотворения после замены данных слов синонимами?

Множественное число имен существительных.

№1

Слепит полуденное солнце,
Сверкает свежий снег, звеня,
И серпантином в сопках вьется
Тобой пробитая лыжня.
По ней легко назад вернуться,
Но вдалеке друзья идут
И благодарно улыбнутся
Тебе за этот добрый труд.
(Матвеев В.)

Задания: Прочитайте выразительно. Объясните смысл словосочетания "вьется серпантином". Выпишите существительные в единственном числе, обозначьте окончания, укажите падеж. Образуйте от них существительные во множественном числе, именительном падеже, поставьте ударение.

№2. Завороженный чарами зимы лес затих. Пригнулись под тяжестью снега березки. Поседели от инея сосны и ели. Трудно стало зимовать зверям и птицам, тянутся они к человеческому жилью. Прислушайтесь, и вы услышите мелодично пересвистывающихся птиц.

Задания: Прочитайте текст. Определите его тему. Разделите текст на части, озаглавьте каждую (составьте план текста). Выпишите существительные во множественном числе, укажите их падеж, обозначьте окончания. Выпишите грамматические основы предложений. Восстановите текст по выписанным грамматическим основам.

№3. Белым ковром укрыта земля. Лесным обитателям снежный ковер - хорошее укрытие, надежная защита. Под снегом ведут бурную жизнь полевые мыши, за ними неутомимо охотится проворный горностай. На ночь в снег зарываются куропатки и тетерева. Это помогает им коротать долгую полярную ночь.

Задания: Прочитайте текст. Озаглавьте его в соответствии с темой высказывания. Выпишите существительные во множественном числе, образуйте от них родительный падеж, поставьте ударение, выделите окончания. Продолжите текст по теме "Птицы и звери зимой в северном лесу".