Задачи построены на основе текста научно-популярного характера. В ходе решения задач представленного типа обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:
- Чтение адаптированного научно-популярного текста.
- Поиск информации в разных частях текста.
- Обобщение на основе широкого контекста.
Данные задачи направлены на проверку системы следующих общеучебных умений и навыков:
Коммуникативные ОУУН:
Оценочные ОУУН:
- Объяснять свои оценки, точку зрения, позиции.
- Осуществлять взаимооценку деятельности.
Интеллектуальные ОУУН:
- Отбирать необходимый материал для решения учебной задачи.
- Самостоятельно предполагать, какая информация необходима для решения учебной задачи в один шаг.
- Сравнивать, группировать факты, явления.
Делать выводы на основе обобщения знаний.
Организационные ОУУН:
- Планировать свою деятельность при решении учебной задачи.
- Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев.
Текст задачи "Что на Луне?"
":В телескоп люди хорошо разглядели Луну. Но хотелось увидеть на ней побольше разных всяких мелких, интересных подробностей. Стали с помощью ракет посылать разные автоматы прямо туда, на Луну. Своими стеклянными глазищами они осматривали все, что видели около себя, и показывали с помощью телевидения. Сперва автоматы были неподвижные. Где опустится на Луну, там и сидит; высунет длинную стальную "руку", возьмет кусок лунного грунта и прячет в захваченную с собой небольшую ракету. Ракета взлетает с Луны и возвращается на землю. Другие автоматы имели колеса и моторы. Люди с Земли по радио управляли таким луноходом, он ехал в нужном направлении и передавал на Землю то, что видел вокруг.
Автоматы сообщили людям много важного и интересного о Луне. Но американцы все же захотели послать на Луну своих космонавтов (их в Америке называю астронавтами). Много лет они к этому готовились. И вот в 1969 году первые люди, американские астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин, ступили на Луну. А всего на Луне побывало 12 американских астронавтов.
Они привезли с собой много лунных камней, фотографий. А главное - рассказали о своих впечатлениях. Оказывается, лететь на ракете до Луны надо двое суток. Все предметы там становятся легче в 6 раз: можно одной рукой поднять своего товарища, как будто он "игрушечный". На Луне всегда полная тишина. Сколько ни кричи, никто не услышит. Ни деревьев, ни травы там нет. Пустыня. Кругом - большие ямы (кратеры). Небо на Луне днем и ночью черное. День длится целых две недели, Солнце до такой степени разогревает камни, что можно готовить на них обед, как на плите. Зато когда наступает ночь, которая длится тоже две недели, все вокруг остывает, температура опускается до -50 градусов.
Неуютно на Луне, даже страшно:"
Задания группе
1. С какой целью люди стали путешествовать на Луну?
2. Почему людей не устраивали неподвижные лунные автоматы?
А) Часто ломались.
Б) Были очень большими.
В) Давали мало шансов узнать подробности.
3. Сколько лет назад люди ступили на поверхность Луны?
4. Астронавты отправились на Луну 27 февраля в 13 часов 45 минут. Когда они вернутся на Землю, если пробудут на Луне всего 37 минут?
5. Какова масса тела твоего друга, если его масса на Луне составляет 6 кг?
6. Нарисуйте Лунный пейзаж, пользуясь описанием, данным в тексте задачи.
Верные ответы к заданиям
1. Людей всегда волновало звёздное небо, а также вопрос: "Есть ли жизнь на других планетах?"
2. Они не могли дать точной и полной информации о жизни на Луне (В).
3. 2009-1969=40(лет)
4. 3 марта в 14.22. (2 марта, если год високосный)
5. 36 кг
Рекомендации к задаче
Предмет: история, окружающий мир.
Класс: 3 (4).
Программа: любая по истории или окружающему миру, 3 (4) класс, при изучении тем "Тайны космоса", "Научные достижения человечества", "Через тернии к звёздам".
Литература:
- Клушанцев П., "О чём рассказал телескоп", издательство "Детская литература", 1980 г.
Текст задачи "В мастерской пещерного художника"
":Самые уникальные находки, которые рассказывают о жизни наших предков, это, пожалуй, наскальные рисунки. На стенах своих пещер древнейшие люди рисовали животных, на которых они охотились: мамонтов, диких козлов, бизонов, пещерных медведей.
Сначала они обозначали острым камнем контуры зверя, а затем закрашивали силуэт при помощи пучков меха, смоченных в краске, или прямо пальцами.
Краску изготавливали из горной породы: художник растирал горную породу в порошок костью или камнем, а затем смешивал этот порошок с животным жиром. Краска была только красного, чёрного, коричневого цвета, потому что именно такого цвета горные породы находили пещерные художники вокруг своего жилища.
Наскальная живопись показывает нам, как выглядели доисторические животные. Правда, учёные до сих пор не могут разгадать вот какую загадку. Дело в том, что чаще всего рисунки находят в самых дальних, самых затаённых уголках пещер. Чем вызвано это желание древних художников "спрятать" своё произведение от лишних глаз, науке не известно.
Кроме наскальных рисунков, первые люди лепили статуэтки животных из глины, после чего обжигали их на огне, а также мастерили фигурки из костей. Вероятно, первобытные люди верили, что это принесёт им удачу на охоте:"
Задание 1
Каких животных чаще всего изображали древние художники?
А) Мамонтов и бизонов
Б) Слонов и носорогов
В) Жирафов и тюленей
Задание 2
Почему среди наскальных рисунков не встречены рисунки синего цвета?
Задание 3
Представьте, что вы учёные-историки. Перед вами - древние наскальные рисунки. Попробуйте расшифровать их значение. Составьте текст к расшифрованным рисункам.
Верные ответы к заданиям
- На стенах своих пещер древнейшие люди рисовали животных, на которых они охотились (А).
- Цвет краски соответствовал цвету горных пород, которые пещерные художники находили вокруг своего жилища.
Рекомендации к задаче
Предмет: история, окружающий мир.
Класс: 4.
Программа: любая по окружающему миру или истории, 4 класс, при изучении тем "Первобытный мир", "Эпоха начала развития человечества".
Литература:
- "Детская энциклопедия для детей", издательство "Росмэн", 1994г.
Ключ к оценке ответов
За каждое задание может быть набрано следующее количество баллов:
0 баллов - задание выполнено неверно;
1 балл - задание выполнено верно;
2 балла - в ответе присутствует полная аргументация, используются научные знания;
3 балла - задание выполнено верно, творчески, найден нетрадиционный способ выполнения.
Общая оценка выполнения каждой из задач определяется путём суммирования баллов, набранных за каждое задание.