Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России"

Разделы: География, Технология


Цели:

  • выяснить, в чем своеобразие природы и культурных ценностей разных уголков Русской равнины;
  • обобщить и углубить знания по изученному материалу;
  • познакомить учащихся с географией народных промыслов европейской части России, историей их возникновения, художественной ценностью;
  • познакомить с объектами всемирного наследия, находящимися на территории Русской равнины;
  • развивать умения работать с источниками географической информации;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Задачи:

  • провести фронтальный опрос по теме “Русская равнина”;
  • закрепить знания географической номенклатуры;
  • провести игру-путешествие по природным и культурным достопримечательностям Русской равнины;
  • провести практическую работу;
  • провести викторину “Почемучка”.

 Оборудование: карта Российской Федерации; атласы; контурные карты; выставка изделий народного творчества; компьютер и фотоматериалы из Интернета; энциклопедия для детей “Россия: физическая и экономическая география”, книга “География Саратовской области”, магнитофон, аудиозапись музыкальных произведений.

Планируемый результат: выявить уровень усвоения программного материала по изучаемой теме, *вызвать интерес к народному творчеству, к изучению географии России.

Ход урока

1. Организация класса

Учитель географии: Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть, и очень хотим работать с вами! Хорошего вам настроения и успешной работы.

Проверка подготовленности школьников к учебному занятию.

2. Актуализация полученных знаний

– Сегодняшний урок мы посвятим обобщению знаний по теме “Русская равнина” и “Народные промыслы Центральной и Северо-Западной России”. Урок не совсем обычный, так как ведут его два учителя технологии и географии. Как вы думаете, какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть на уроке? Почему для нас важно знать природу России, культурные традиции жителей Русской равнины?

Сегодня мы выясним, в чем своеобразие природы и культурных ценностей разных уголков Русской равнины, а помогут нам в этом ваши знания, а также фантазия и воображение.

1. Проверка основных знаний по изучаемой теме (фронтальный опрос) – разминка перед путешествием.

Учитель географии: Почему Восточно-Европейская равнина называется Русской? (Здесь находится центр Древней Руси, большая часть населения – русские, здесь расположена столица России – Москва.)

– Опишите географическое положение Русской равнины. (Русская равнина расположена на западе России: от государственной границы до Уральских гор – на востоке. На севере равнина омывается Баренцевым и Белым морями, на юге Черным и Азовским до Кавказских гор. С севера на юг равнина простирается на 2500 км. На севере равнину пересекает Северный полярный круг. Это территория ближе всех расположена к Атлантическому океану.)

– На каком участке земной коры расположена равнина? (Она находится на древней русской платформе.)

– Как называются участки платформы, где фундамент выходит на поверхность? Какой щит находится на Русской платформе? (Это Балтийский
щит.)

– Какие формы рельефа преобладают на Русской равнине? (Тектоническое строение обусловило равнинность территории. Неровности фундамента определяют размещение крупных возвышенностей и низменностей.)

– Покажите на карте. (Дети показывают.)

– Какие территории имеют наибольшую высоту? (Горы Хибины на Кольском полуострове.)

– Что оказало большое влияние на рельеф северной части Русской равнины? (Древнее оледенение.)

– Почему на северо-западе равнины много озер? (Результат влияния древнего оледенения, отступления ледника.)

– Какой климат Русской равнины? (Умеренно-континентальный, континентальность нарастает к юго-востоку.)

– К бассейнам каких океанов относятся реки Русской равнины? Приведите примеры.

– Почему природа Русской равнины разнообразна? Какая наиболее характерная особенность природы русской равнины? (Хорошо выраженная природная зональность ландшафтов.)

– Назовите природные зоны Русской равнины. (Тундра, лесотундра, тайга, смешенные и широколиственные леса и т.д.)

– Какими природными ресурсами богата Русская равнина? (Минеральными, агроклиматическими, на северо-западе – водными, лесными, рекреационными.)

2. Проверка знаний номенклатуры по европейской части России. “10” из “10”. Фронтальная работа с картой. В парах по очереди показать объекты:

Учитель географии:

1-й вариант: Онежская губа, Соловецкие острова, Валдайская возвышенность, Северные Увалы, Прикаспийская низменность, реки: Волга, Днепр, Волхов, озера: Ильмень, Чудское.

2-й вариант: Кандалакшский залив, остров Колгуев, Приволжская возвышенность, Тиманский кряж, горы Хибины, реки: Печора, Северная Двина, Кубань, озера: Ладожское, Селигер.

3. Игра-путешествие

Учитель географии: Ребята, кому из вас приходилось далеко выезжать за пределы своего села? Где вы успели побывать?

А сейчас давайте подключим свое воображение, фантазию и представим себе, что мы –корреспонденты. И отправляемся в разные точки Европейской части нашей страны. Сейчас, благодаря спутниковой связи и нашему монитору, мы начнем получать телетайпные сообщения из разных мест.

Итак, на связи север Русской равнины.

1. Телетайпное сообщение ученика о Карелии, которое иллюстрируется картинками, полученными с помощью Интернета.

Учитель технологии: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь свою прелесть русской природы, удивишься красоте архитектурных ансамблей, прикоснёшься сердцем к прекрасным твореньям русского народа. О старой Руси, бывшей когда-то сплошь деревянной, о русской народной архитектуре наш репортаж “Русь деревянная”.

И снова на связи наш корреспондент с острова в Онежском озере, где находится музей русского деревянного зодчества под открытым небом – Кижи.

2. Телетайпное сообщение ученика о Кижах, о русском деревянном зодчестве с демонстрацией фото… (Звучит музыка)

Учитель географии: К северо-западу от Онежского озера находится другое озеро, не менее уникальное, чем Онежское. Послушаем сообщение корреспондента с Ладожского озера.

3. Телетайпное сообщение ученика о Ладожском озере.

Физкультминутка

“Я закрываю глаза, я чувствую, как наливается теплом всё моё тело. Я прислушиваюсь и ощущаю, как ровно и спокойно бьётся моё сердце. Я закрываю глаза. На душе светло и тихо. Мой ум чист и ясен. Я маленькая неповторимая частичка этого мира. Я открываю глаза. Я дышу глубоко и ровно. Мне хорошо и радостно. Я хочу подарить добро и радость другим. Иначе для чего ещё человек рождается на Земле?”

Учитель технологии: По Северо-Восточному региону проходит всемирно-известный туристский маршрут “Золотое кольцо России”. Города кольца – памятники русского зодчества. Здесь есть древние величественные соборы, Успенский и Дмитриевский( XII век), и Золотые ворота Владимира, Кремли Ростова, Суздаля и Новгорода; ансамбли монастырей в Переславле-Залесском, Костроме, Ярославле.

Учитель географии: Эти места отнесены к объектам всемирного культурного наследия.

(Демонстрация фотографий на фото-выставке, краткий к ним комментарий, показ иллюстраций из энциклопедии для детей “Россия: физическая и экономическая география”.)

– Начнем с города Москва, с Кремля, который включен в список объектов всемирного наследия. Издревле украшением Москвы являлись ее храмы. “Сорок сороков” церквей создавали неповторимый облик столицы православия. Успенский собор Кремля играл важнейшую роль в жизни страны. В нем присягали великому князю московскому удельные властители, проходили торжественные коронации царей и императоров. В ансамбль Соборной площади Кремля входят также Благовещенский и Архангельский соборы. Рядом с Кремлем, на Красной площади стоит Покровский собор, более известный в народе как храм Василия Блаженного. Это жемчужина древнерусской архитектуры. Этот напоминающий резную шкатулку храм стал наряду с Кремлем одним из символов России. (Предлагаю рассмотреть иллюстрации и фото с изображением памятников древнего русского зодчества.)

Учитель технологии: Однако туристов влекут не только достопримечательности, но и неповторимая атмосфера старинных русских городов центра России, которая позволяет прикоснуться к самой душе России, ощутить уклад жизни ее глубинки. Здесь находятся центры русского декоративно-прикладного искусства. И сейчас мы познакомимся с ними.

– На связи центры древних русских ремесел.

3. Телетайпное сообщение из центров русских ремесел. (Звучит музыка)

Учитель географии: А сейчас мы отправимся на юг России, увидим великую русскую реку Волгу, узнаем о ее своеобразии.

4. Телетайпное сообщение о реке Волге

Стихотворение А. Некрасова

Учитель географии: А теперь, чтобы лучше запечатлеть в памяти увиденное и услышанное, поработаем самостоятельно с контурной картой (нанесите на контурную карту географические объекты, о которых говорилось на уроке. Карта находится на обратной стороне маршрутных листов).

5. Практическая работа с контурной картой. (Звучит музыка)

6. Викторина “Почемучка”

Учитель географии: На карте России много городов, рек, озер, но нигде вы не найдете географического названия Почему. Предлагаю вам перенестись в город Почемучек и ответить на вопросы викторины.

Вопросы по технологии.

  1. Почему на Руси самыми распространенными были деревянные постройки?
  2. Почему Кижи являются музеем-заповедником?
  3. Почему редчайшей красоты архитектурный ансамбль в Кижах называют топорной работой?
  4. Почему одну из глиняных игрушек называют дымковской?
  5. Почему русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чаши цветут “колдовскими синими цветами”?

Вопросы по географии:

  1. Почему в Карелии на поверхности много гранитных скал и котловин?
  2. Почему Волгу называют Волгой-матушкой?
  3. Любите ли вы родную природу?

Как вы поступите:

  • На какой лодке вы предпочтете кататься по малой реке – на моторной или весельной?
  • Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с неизбежно остающимся мусором- выбросите в реку, оставите на берегу или поступите как-то иначе?
  • Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, то вы вырубите мешающие деревья или выберете естественную полянку, находящуюся на расстоянии километра от воды и без широкого вида на речную долину?

4. Подведение итогов урока

Учитель географии: Выполнили ли мы запланированную работу на уроке? Чему вы учились на уроке? Было ли на уроке интересно, захотелось ли вам и на следующих уроках больше узнавать о природе своей Родины?

Сегодня мы с вами говорили об уникальной природе Русской равнины, которая отличается разнообразием, имеет свои особенности, богата памятниками природы и памятниками древней русской культуры.

Учитель технологии: Природа нашей Земли не остается неизменной. Время сметает с земли целые государства, опускаются на дно острова, меняют очертания материки, изменяется климат.

Но ни землетрясения, ни наводнения, ни страшные эпидемии не смогли уничтожить стремление человека к красоте. То, что не смогли сохранить люди, сохранили дерево, глина, камень, руда, тонкие, как паутина, волокна льна или шелка.

Народно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека, они вошли в быт как необходимые предметы.

Учитель географии: Этот урок, надеюсь, заинтересовал тех, кто любит и понимает природу, хочет больше узнать о земле, на которой живет, и сохранить ее многочисленные богатства и культуру.

Боков

Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия не с гор берет начало, а с тебя!

Впереди у нас изучение не менее красивых уголков нашей родины – Кавказских гор.

5. Домашнее задание

Дома решите кроссворды по теме “Русская равнина”, которые составлены учащимися вашего класса.

Литература

  1. Баринова И.И. Учебник “География России. Природа. 8 кл.”. М.: Дрофа.
  2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. М.: “ВАКО”, 2004.
  3. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). М.:ТЦ Сфера, 2002.
  4. Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. 8 – 9 классы. Народные промыслы России. – Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Интернет – ресурсы:

http://www.trip-guide.ru/page_326_1.htm
http://www.nashavyatka.ru/crafts/dymka.html