Народные праздники. Масленица

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: через беседу и наглядные пособия создать условия для выражения полученных представлений о народных праздниках в коллективном изображении народного праздника, приобщении к искусству талантливого русского народа.

  • Литературный ряд: И. Токмакова “Ярмарка”.
  • Музыкальный ряд: Р.Щедрин “Озорные частушки”, “Камаринская”.
  • Зрительный ряд: Б.Кустодиев “Масленица”, “Ярмарка”, Ф.Малявин “ Вихрь”, панно “Ярмарка”.

Ход урока

Перед началом урока звучит озорная, весёлая “Камаринская”.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

3. Вводная беседа.

Класс “разбит” на три группы, условно “деревни”, каждая группа даёт название своей деревне. (Березовка, Осиновка, Кедровка)?

Учитель: В этой четверти мы знакомились с искусством нашего талантливого народа. В чём раскрылся его талант?

(Выслушиваются ответы детей.)

– Русские художники увидели красоту родной земли и воспели её в своих картинках – пейзажах. Назовите художников- пейзажистов. Их картины?

(И. Шишкин, Левитан, Пластов, и др.)

– А какие прекрасные творения русского зодчества оставили нам в наследство русские люди.

Назовите произведения старинного зодчества, которые вы могли видеть в наших города. (Иркутск, Красноярск.)

– Вспомните древнерусские города.

Воздушный город
Вот там на заре растянулся
Причудливый хор облаков
Всё будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.

Постарайтесь воссоздать в своей памяти облик древнерусского города. Назовите города.

(Новгород, Владимир, Суздаль, Москва, Иркутск – со своими старинными соборами, декоративный скульптурой да золотыми куполами.)

Художник воспевает свой народ и его любовь к труду.

Русский человек славился умением трудиться, и не только трудиться, но и веселиться радостно, от души, забыв о трудностях и печалях, неудачах.

Вот и сегодня на уроке мы поговорим о народных праздниках.

– Какой сейчас праздник символизирует начало весны? Масленица.

Праздники на Руси имеют древнее происхождение.

Они всегда были связаны с какими-то значительными событиями в жизни простых людей, с мечтой о хорошем урожае, достатке, благополучии.

(Приход Весны, конец страды).

Как не отметить весёлым искрящимся праздником конец страды, когда все трудности позади.

Начинаются праздничные гулянья.

Приход весны, прощание с зимой.

Очень интересно поётся об этом в одной из обрядовых песен.

Нам зима-то надоела
Весь-то хлеб-то
Пересела

Всю кудельку перепряла,
Веретены поломала.

И называется этот праздник… как?

Обращается к картине Кустодиева “Масленица”.

Масленица – в эти дни люди надевали на себя костюмы, маски, перенаряжались (народный маскарад).

Древние языческие обряды облекались в новые формы, смешивались с отечественными обычаями.

Масленица начинается с субботы.

  • Понедельник – Встречают масленицу.
  • Вторник – заигрыши катание с гор).
  • Среда – лакомка.
  • Четверг – разгуляй (гуляют, катаются из деревни в деревню).
  • Пятница – посещение тещи (ходят к ней) (поют, танцуют).
  • Суббота – посиделки, ходят в гости на блины дарят мыло (или в баню, мылись).
  • Воскресенье – прошеный день.

В воскресенье ожигали масло. Во все дни масленицы пекут блины, оладьи, калачи, пирожки.

На угощение блинами зовут в гости всех родных, знакомых, сами ходят в гости, ездят в другие деревни.

– Почему пекут блины? (Символ солнца, счастья.)

Масленица превращается в праздник, карнавал: шуты, петрушки, плясуны.

Как любой народный праздник, будь то конец страды, будь то масленица, у русского народа превращался в ярмарку.

Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая
Глянешь налево –
Лавки с товаром.
Глянешь направо веселье даром!!!

Кустодиев “Ярмарка”. Посмотрите на эту картину, расскажите, что на ней изображено.

Красочная, весёлая. А люди какие нарядные!

Музыка “Камаринская”. На ярмарочной площади не умолкают хохот, шум, музыка, пляски.

Представление бродячего кукольного театра, который покажет любимого героя нар. сказок – Петрушку.

А вот и скоморохи – разудалые потешные молодцы пришли потешить народ.

Малявин “Вихрь”. Звонко играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится народ, ликует.

И что только не увидели мы на торговых рядах… А вот и наши жители деревень (Берёзовки, Осиновки, Кедровки)… засобирались на ярмарку…

4. Задание: “Собрать жителей своей деревни на праздник”

Расписать, т.е. “одеть” жителей деревни (трафареты, вырезанные фигурки людей) в красочные наряды и отправить на ярмарку и жителям каждой деревни с собой взять свои изделия, чем славится деревня (роспись посуды, поделки из глины – игрушки, матрёшки и так. далее.)

Чья деревня быстрее соберётся на праздник?

Самостоятельная работа.

5. Итог урока

Жители деревень, приехавшие на ярмарку, на праздник, веселятся, продают свой товар. (Расписанные фигурки людей крепят на панно и представляют свои работы – виды народ. промыслов.)

(Из бумаги.)

Угощаем блинами!

6. Рефлексия. Оценки