Тема урока "Возможности Excel и расчетные задачи"

Разделы: Информатика


Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по практическому применению табличного процессора при решении расчетных задач, в частности по EXCEL. Вспомнить понятия число, формат числа, применение формул математических, статистических, логических, построение диаграмм. Связь с жизнью. Воспитать культуру поведения при работе с компьютерной техникой. Обратить внимание на здоровье сберегающие моменты в ходе урока (правильная осанка, комплекс упражнений для глаз, физкультминутка).

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Здравствуйтедорогие ребята. Сегодня вы приглашены на урок информатики, который, я надеюсь, пройдет пладотворно и интересно.

Тема урока: Возможности EXCEL и расчетные задачи.

Цель урока: Вспомнить, повторить и применить на практике полученные умения и навыки по технологии обработки числовой информации на примере табличного процессора EXCEL.

ОБОРУДОВАНИЕ: посадочные места, компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

2. АОЗ

На прошлом уроке, было задано домашнее задание – повторить темы пройденных уроков (представление числа, формат числа, математические функции степень, сумма, статистические функции МАКС, МИН, СРЗНАЧ, логические функции ИЛИ, И, НЕ, ЕСЛИ, построение диаграмм).

- Пришло время проверить и систематизировать ваши знания.
- Проверка пройдет по двум направлениям:

  • В форме теста:
  • В форме игры на «Победителя»:

Часть ребят (слабоуспевающие) проходят тест, составленный с помощью тестовой программы TEST WIN.

Другая группа делится на команды и отвечает на вопросы. Выигравшая команда записывает «Победитель» в свои тетради (в дальнейшем ребята могут воспользоваться своим «Победителем» при неопределённой оценке учителя, или, накопив 3 «Победителя», получить оценку 5).

ВОПРОСЫ

  1. - Изучению, какой компьютерной технологии были посвящены наши уроки? (Технология обработки числовой информации.)
  2. - Что такое табличный процессор? (Прикладная программа, которая работает с электронными таблицами.)
  3. - На какие виды делятся числа в компьютерной памяти, в частности их представление в EXCEL? (На целые и вещественные числа.)
  4. - Как представлены вещественные числа? (В форме с плавающей точкой и фиксированной точкой.)
  5. - Приведите пример числа в форме с плавающей точкой. (0,576Е4,)
  6. - Что такое Е? Как называется часть числа до знака Е? Как называется часть числа после знака Е? (Знак Е -10, мантисса, порядок степени.)
  7. - Какие требования предъявляются для записи формулы в электронных таблицах? (Формула должна начинаться со знака равенства, содержит числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций.)
  8. - Перечислите логические функции, которые вы знаете? (ИЛИ, И, НЕ, ЕСЛИ)

В тесте вопросы аналогичные, изменен лишь порядок следования. Продолжительность 5 мин-7.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.

Продолжим урок.

Ребята вы знаете, что конечной целью изучения EXCEL является всё же умение применять свои практические навыки и дальнейший ход урока будет посвящен именно этому.

Приглашается ученик, который подготовил расчетную задачу из области медицины (5 мин). (Приложение 1)

Распространение вируса гриппа в населенных пунктах.

4. ПРАКТИКА

Сейчас вы приступите непосредственно к практической части.

Сильная часть решает задачу самостоятельно за компьютером, консультантом является ученик выступавший у доски.

Второй ученик объясняет и решает вместе со слабыми учениками задачу для слабых.

Тестовое задание из АОЗ. (Приложение 4)

Табличные модели

?Описание объекта
#5информационная модель
#0натуральная модель
#0человеческая модель

?Графическая модель
#0маникен
#5чертёж
#0таблица

?Прямоугольная таблица составленная из чисел
#5матрица
#0схема
#0объект

?Таблица в которой описаны свойства объектов называется
#0"объект-объект"
#5"объект-свойства"

?Что такое табличный процессор
#0компьютерная техника
#5Прикладная программа, которая работает с электронными таблицами.
#0операционная система

?На какие виды делятся числа в компьютерной памяти?
#0на натуральные и действительные
#5на целые и вещественные
#0на натуральные и вещественные

?Выберите число в форме с плавающей точкой
#50,678Е6
#00,5466
#0567

?Значением логического выражения является результат
#5истина, ложь
#0формула
#0число

?Процесс упорядочения в таблице называется
#0порядок
#0функция
#5сортировка

?Число 1,5 в записе 1,5 Е10 называется
#5мантиссой
#0порядок
#0степень

?Вещественное число в форме с плавающей точкой
#5 0,5Е+9
#0 0,5109
#0 05,0000000000

?"Замораживание" адресов используемый табличным процессором
#0относительная адресация
#5абсолютная адресация
#0мороженое

ЗАДАЧА для сильных

Каждый час цены на бензин изменяются в зависимости от цен на нефть (по формуле). Цена на нефть определяется 200 литров за 40 $.

  • Найти среднее значение цены на бензин за 6 часов.
  • Найти минимальную стоимость бензина и максимальную стоимость нефти.
  • Используя логическую функцию выяснить какие значения цен бензина выше и ниже среднего (Если Среднее Значение > значения цены, то «ниже среднего», иначе «выше среднего» )
  • Построить диаграмму.
  • Подумать и сделать выводы.

При определении цены на нефть задайте абсолютную адресацию на ячейку ($40),

Используйте соответствующие форматы числа.

ЗАДАЧА для слабых

(Приложение 2, решение задачи Приложение 3)

Рассчитать качество ваших знаний по предметам за последнюю четверть, определить уровень качества знаний, используя функцию ЕСЛИ. (Если качество > 50, то “высокое качество знаний”, иначе “низкое”)

Построить диаграмму, распечатать ЛИСТ, по полученной распечатке сделать выводы.

Формула для подсчета качества знаний:

Количество оценок 4 и 5 делится на количество общих оценок и умножается на 100.

Например общих оценок всего 10, количество (4 и 5) из них 6, тогда качество знаний по предметам 6/10*100. Вместо значения 6 нужно использовать ячейку!!!

  1. Подготовить расчетную формулу.
  2. Заполнить таблицу оценками. Формат числовой. Учащиеся выходят к центральному компьютеру и набирают свои оценки.
  3. Выяснить уровень качества знаний. Высокий или низкий. Формула (Если качество > 50, то “высокое качество знаний”, иначе “низкое”)
  4.  Построить диаграмму оценок по предметам. Какую область таблицы нужно выделить, чтобы построить соответствующую диаграмму? Для построения возьмем стандартную диаграмму – гистограмму.
  5. Анализ
  6. Построим график качества знаний. Выделим именно столбец «качество знаний».

5. ИТОГ УРОКА

  • Раздать листочки, где ребята записывают непонятые ими моменты при работе.
  • Прослушать выступления ребят и оценить.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Подготовить расчетную таблицу качества знаний на весь год по всем предметам.
  • Выяснить цену Борель нефти в рублях.