Цели:
- Обобщить, систематизировать изученный материал о предложении, составе слова, фонетике в начальной школе.
- Организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью:
- развития системного мышления;
- развития творческого мышления.
- Создать условия для формирования личностных качеств:
- выбор ответа, способ действия;
- коммуникативность.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: урок-исследование.
Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.
Оборудование:
- С.И. Ожегов. Толковый словарь.
- И. И. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.
- Картина «Тетерев».
- Хакасская народная музыка.
- Хакасское народное творчество (плакат).
Ход урока
I. Мобилизационный этап.
Психологический настрой, «вхождение» в тему урока.
Звучит хакасская народная мелодия (на фоне этой музыки учитель читает стихи).
Родилась на просторе степном,
В колыбели ковыльной качалась.
На Саяны вбежала тайгой,
К Енисею свой взор обращала
О, степь! Мила ты красотой степной,
Цветами зеленеющего края,
Но трудовой своею новизной
Ты мне еще милее степь родная!(Н.Доможаков)
- Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?
- Да, нам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают выводы и познают новое.
- Какую музыку вы услышали? Почему?
- Что представили, когда звучала эта музыка? (Дети высказывают свои мнения, учитель выслушивает их)
- Ребята, что вы сейчас называли? (Предложения)
Учитель выбирает наиболее понравившееся предложение (см. далее).
II. Познавательный этап.
Предложение записывают в тетрадь.
Ранним утром прилетают на березу тетерева и клюют бурые сережки.
- Все ли слова в предложении понятны? Надо ли уточнять?
Для лексического анализа предлагается 3 слова:
тетерева, сережки, бурые
Учитель спрашивает значение слов у детей, и уточняет в словаре С.И. Ожегова. (Зачитывают учащиеся).
- Бурый - серовато-коричневый, серовато-рыжий цвет.
- Сережки - 1) серьга; 2) соцветие в виде, поникающей кисти мелких цветов.
- Слово имеет 2 значения. Как называются такие слова (Многозначные). Какое значение подходит к нашему тексту?
Учитель показывает березовые сережки.
- Когда сережки бывают бурые? (Осенью, зимой)
- Тетерев - крупная птица отряда куриных.
Учитель показывает картину тетерева.
1. Синтаксический разбор предложения.
- Мы уточнили значения непонятных слов, давайте проведем синтаксический разбор этого предложения.
Выписать все словосочетания из предложения.
- Чем словосочетания отличаются от предложения?
ранним утром
бурые сережки
прилетают на березу
клюют сережки
прилетают утро
3. Морфологический разбор частей речи.
- Найдите в предложении глагол (на выбор) и произведите морфологический разбор.
(Аналогичная работа проводится с существительным, прилагательным.)
4. Морфемный анализ слов.
- А сейчас в предложении все глаголы, прилагательные, существительные разберем при помощи морфемного анализа слов. (Задание выполняется по вариантам).
- Найдите среди существительных слово, состоящее из 2-х слогов, и произведите фонетический разбор. (Работа в парах).
III. Творческая работа.
Учитель предлагает придумать еще несколько предложений (2-4), чтобы получился рассказ. Данное предложение может стоять в начале, в середине, в конце рассказа.
Проверка. Дети зачитывают свои сочинения.
VI. Итоговый этап.
- Сегодня мы исследовали предложение. Что на ваш взгляд было особенно интересным?
- Какое задание вызывало трудности?
- Зачем мы выполняли эти упражнения на уроке?
V. Домашнее задание.
Составить или подобрать 1 предложение и произвести синтаксический разбор, морфемный (3 слова), фонетический (1 слово), морфологический (1 слово).