Таинственна в сиянии дневном
Природа свой покров сорвать не позволяет.
Не вынудить у ней винтом иль рычагом,
Что духу твоему она не открывает.
Гёте
Цели урока:
Собрать информацию об истории развития взглядов на особый вид движения – переходу тепла от одного тела к другому, перемещению тепловых потоков в пространстве, которые заложили основные термодинамики, её основных законов и практического применения – создание и использование тепловых двигателей.
Задачи урока:
- анализ и обобщение знаний по теме;
- совершенствование умений учащихся самостоятельной работы с литературными источниками, выступления перед аудиторией;
- развитие коммуникативной способности, умения работать в группах.
Мотивация:
Настоящее время проблема изменения климата очень актуальна. Учёные постоянно спорят о будущем нашей планеты – ожидает ли нас глобальное потепление или похолодание? Так ли велико загрязнение атмосферы выбросами тепловых двигателей, которые используются практически во всех областях народного хозяйства? Не менее важной является и проблема запасов не возобновляемых источников топлива.
Как решаются эти проблемы сейчас и как будут решаться в недалёко в будущем?
ХОД УРОКА
Просмотр I видеофильма.
Слово первой группе (Приложение 1).
Просмотр II видеофильма.
Слово второй группе (Приложение 2).
Просмотр III видеофильма.
Слово третьей группе (Приложение 3).
Сообщения учащихся.
Обратная связь (рефлексия).
Подведение итогов:
- Вступительное слово учителя.
- Благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона были установлены основные законы движения небесных и земных тел. Первые этажи величественного здания классической механики были построены уже в ХVII–XVIII веках. Если же мы обратимся к внешне более простому, повседневно и постоянно сопровождающему нашу жизнь виду движения - переходу тепла от одного тела к другому и перемещению тепловых потоков в пространстве, то здесь вплоть до середины XIX века царили неверные взгляды. Почти все ученые верили в существование “теплорода” - мифического вещества – носителя теплоты. Теплород уходит из тела – оно остывает, теплород соединяется с телом – оно нагревается. (Приложение 6)
- Хотя уже в 1738 г. Даниил Бернулли осмеливается написать: “везде, где возрастает внутреннее движение частиц, теплота повышается”. а за ним Ломоносов: “теплота состоит во внутреннем движении материи; именно движение невидимых частиц вызывает появление тепла, а никакой не теплород, существование которого, как говорит Ломоносов, “противоречит прежде всего опыту, а затем здравому смыслу”. И опыт последовал: американский ученый Бенджамен Томсон или граф Румфорд помещает ствол пушки в огромный ящик с водой и через 2,5 часа, вращая тупое сверло непрерывно внутри ствола, доводит воду до кипения. Изумление окружающих было неописуемо. Опыты продолжались: Деви расплавил два куска льда при их трении под колоколом, куда также теплород проникнуть не мог.
- Создать общую теорию из единичных фактов, заложить основы термодинамики сумел молодой французский ученый Сади Карно (Приложение 4), который объяснил возникновение тепла движением частиц внутри тел и теплоту как особый вид движения.
Итоги урока.
Рефлексия.
- Что нового и интересного вы узнали на этом уроке?
- Интересно ли вам было работать?
- Что вы можете сказать о вашей активности на данном уроке в сравнении с другими уроками по данной теме?
- Оцените свою работу по пяти бальной системе
- Как вы думаете, к какому типу уроков можно отнести этот урок?