Урок проектов по физике. Обобщение материала по теме "Основы термодинамики" (10-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 10


Таинственна в сиянии дневном
Природа свой покров сорвать не позволяет.
Не вынудить у ней винтом иль рычагом,
Что духу твоему она не открывает.
Гёте

Цели урока:

Собрать информацию об истории развития взглядов на особый вид движения – переходу тепла от одного тела к другому, перемещению тепловых потоков в пространстве, которые заложили основные термодинамики, её основных законов и практического применения – создание и использование тепловых двигателей.

Задачи урока:

  • анализ и обобщение знаний по теме;
  • совершенствование умений учащихся самостоятельной работы с литературными источниками, выступления перед аудиторией;
  • развитие коммуникативной способности, умения работать в группах.

Мотивация:

Настоящее время проблема изменения климата очень актуальна. Учёные постоянно спорят о будущем нашей планеты – ожидает ли нас глобальное потепление или похолодание? Так ли велико загрязнение атмосферы выбросами тепловых двигателей, которые используются практически во всех областях народного хозяйства? Не менее важной является и проблема запасов не возобновляемых источников топлива.

Как решаются эти проблемы сейчас и как будут решаться в недалёко в будущем?

ХОД УРОКА

Просмотр I видеофильма.

Слово первой группе (Приложение 1).

Просмотр II видеофильма.

Слово второй группе  (Приложение 2).

Просмотр III видеофильма.

Слово третьей группе (Приложение 3).

Сообщения учащихся.

Обратная связь (рефлексия).

Подведение итогов:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона были установлены основные законы движения небесных и земных тел. Первые этажи величественного здания классической механики были построены уже в ХVII–XVIII веках. Если же мы обратимся к внешне более простому, повседневно и постоянно сопровождающему нашу жизнь виду движения - переходу тепла от одного тела к другому и перемещению тепловых потоков в пространстве, то здесь вплоть до середины XIX века царили неверные взгляды. Почти все ученые верили в существование “теплорода” - мифического вещества – носителя теплоты. Теплород уходит из тела – оно остывает, теплород соединяется с телом – оно нагревается. (Приложение 6)
  3. Хотя уже в 1738 г. Даниил Бернулли осмеливается написать: “везде, где возрастает внутреннее движение частиц, теплота повышается”. а за ним Ломоносов: “теплота состоит во внутреннем движении материи; именно движение невидимых частиц вызывает появление тепла, а никакой не теплород, существование которого, как говорит Ломоносов, “противоречит прежде всего опыту, а затем здравому смыслу”. И опыт последовал: американский ученый Бенджамен Томсон или граф Румфорд помещает ствол пушки в огромный ящик с водой и через 2,5 часа, вращая тупое сверло непрерывно внутри ствола, доводит воду до кипения. Изумление окружающих было неописуемо. Опыты продолжались: Деви расплавил два куска льда при их трении под колоколом, куда также теплород проникнуть не мог.
  4. Создать общую теорию из единичных фактов, заложить основы термодинамики сумел молодой французский ученый Сади Карно (Приложение 4), который объяснил возникновение тепла движением частиц внутри тел и теплоту как особый вид движения.

Приложение 5

Итоги урока.

Рефлексия.

  1. Что нового и интересного вы узнали на этом уроке?
  2. Интересно ли вам было работать?
  3. Что вы можете сказать о вашей активности на данном уроке в сравнении с другими уроками по данной теме?
  4. Оцените свою работу по пяти бальной системе
  5. Как вы думаете, к какому типу уроков можно отнести этот урок?