Использование картинок–образов в коррекционно–логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое состояние идет нормально. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребенка надо как можно раньше. А индивидуальное логопедическое занятие является основным видом коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений в звукопроизношении у детей с общим недоразвитием речи. Каждое индивидуальное занятие логопед начинает с проведения артикуляционной гимнастики, которая включает в себя упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков. Все упражнения подбираются с учетом конкретного нарушения у ребенка.

По методике М.Ф.Фомичевой, каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием можно дать название и подобрать к нему картинку-образ. Эта картинка служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, к тому же вносит элемент игры в важный и трудоемкий процесс формирования точных движений органов артикуляции и направленной воздушной струи.

На начальном этапе работы у логопеда уходит много времени на записи в индивидуальных тетрадях. Поэтому для экономии времени, сил и для лучшего запоминания детьми нового материала можно использовать наглядное пособие “Артикуляционная гимнастика”, которое вклеивается в индивидуальную тетрадь каждого ребенка.

Артикуляционная гимнастика

“Заборчик”

Улыбнись, покажи сомкнутые зубы. Вот какой заборчик! Удерживать это положение до счета 3.

“Лопаточка”

Открой рот и положи широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Вот какая лопатка!

“Трубочка”

Губы вытяни вперед и округли. Вот какая трубочка!

“Хоботок”

Вытяни губы вперед и покажи какой хоботок у слоника.

“Качели”

Открой рот и кончик языка поднимай к верхним и нижним зубам.

“Вкусное варенье”

Приоткрой рот и широким передним краем языка оближи верхнюю губу. Выполни это движение сверху вниз.

“Чашечка”

Открой рот. Язык высунь далеко вперед. Боковые края и кончик языка подними. Удерживать это положение под счет от 1 до 5-10.

“Часики”

Приоткрой рот и губы растяни в улыбки. Кончик узкого языка передвигай из левого угла рта в правый, изображая маятник часов.

“Иголочка”

Открой рот и выдвини узкий язычок вперед. Покажи острую иголочку.

“Лошадка”

Открой рот и подними язык к небу и щелкни им. Покажи, как цокает лошадка.

“Грибочек”

Приоткрой рот, прижми широкий край языка всей плоскость к небу и открой рот. Получилась ножка у грибочка.

img8.jpg (5476 bytes)

“Дятел”

Стучи кончиком языка за верхними зубами многократно и отчетливо, произнося звук д-д-д…

“Молоточек”

Стучи кончиком языка за верхними зубами многократно и отчетливо, произнося звук т-т-т…

“Горка”

Открой рот и спрячь кончик языка за нижние зубы, а спинку языка подними вверх. Покажи крутую горку.

Теперь глядя на картинку-образ, ребенок знает, какие упражнения и как он должен выполнить. А подробная запись дает возможность родителям ознакомиться с упражнениями и правильно осуществить контроль во время занятий с ребенком дома.

Детям, имеющим дефекты в звукопроизношении, бывает очень трудно запомнить звук, который он учиться произносить. И здесь ему поможет картинка образ.

Важно развивать у детей фонематический слух, это помогает им отличать правильное произношение от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка. И здесь им также помогает картинка-образ.

При введении в речь слов с поставленным звуком на каждое слово рисуется картинка с изображением предмета, а рядом записывается слово, которое поможет родителям дома напомнить ребенку не только нужные слова, но и последовательность, в которой дети должны упражняться.

ш-ш-ш

шапка

шуба

Картинки можно нарисовать на индивидуальном занятии в присутствии ребенка, при этом используются разнообразные приемы для закрепления правильного произношения слов с поставленным звуком. Например:

- Скажи, что я нарисовала? (Рыбку)

- На что похожа эта картинка-половинка? (На бабочку)

- А сейчас я нарисую круглый, красный, легкий, воздушный… (Шарик)

Благодаря этим рисункам тетрадь становится индивидуальным наглядным пособием, по которому ребенок самостоятельно называет слова, а в дальнейшем и предложения, закрепляя правильное произношение автоматизируемого звука. Вместе с родителями ребенок дома цветными карандашами раскрашивает рисунки логопеда, в который раз упражняясь в правильном звукопроизношении. В дальнейшем картинка-образ помогает автоматизировать изученный звук в связной речи.

Дети очень любят пересказывать рассказы и сказки, заучивать стихи с помощью опоры на картинки-образы. Они облегчают запоминание и позволяют ребенку контролировать свое произношение.

Считалка
(Е. Благинина)

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Медведю толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому на зубок,
Кому в лапочку.

Курочка ряба

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко, не простое – золотое.

Дед бил-бил – не разбил.

Баба била-била – не разбила.

Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

- Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Не плачь, дед, не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое.

Как показывает опыт работы, подключение зрительного анализатора через картинку-образ в коррекционную работу позволяет детям осознанно усвоить и ввести в активный словарь новые для них звуки, помогает избежать быстрого утомления на занятиях. Дети с большим удовольствием занимаются по своим ярким, красочным индивидуальным тетрадям.