Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое состояние идет нормально. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребенка надо как можно раньше. А индивидуальное логопедическое занятие является основным видом коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений в звукопроизношении у детей с общим недоразвитием речи. Каждое индивидуальное занятие логопед начинает с проведения артикуляционной гимнастики, которая включает в себя упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков. Все упражнения подбираются с учетом конкретного нарушения у ребенка.
По методике М.Ф.Фомичевой, каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием можно дать название и подобрать к нему картинку-образ. Эта картинка служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, к тому же вносит элемент игры в важный и трудоемкий процесс формирования точных движений органов артикуляции и направленной воздушной струи.
На начальном этапе работы у логопеда уходит много времени на записи в индивидуальных тетрадях. Поэтому для экономии времени, сил и для лучшего запоминания детьми нового материала можно использовать наглядное пособие “Артикуляционная гимнастика”, которое вклеивается в индивидуальную тетрадь каждого ребенка.
Артикуляционная гимнастика“Заборчик”
Улыбнись, покажи сомкнутые зубы. Вот какой заборчик! Удерживать это положение до счета 3.
“Лопаточка”
Открой рот и положи широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Вот какая лопатка!
“Трубочка”
Губы вытяни вперед и округли. Вот какая трубочка!
“Хоботок”
Вытяни губы вперед и покажи какой хоботок у слоника.
“Качели”
Открой рот и кончик языка поднимай к верхним и нижним зубам.
“Вкусное варенье”
Приоткрой рот и широким передним краем языка оближи верхнюю губу. Выполни это движение сверху вниз.
“Чашечка”
Открой рот. Язык высунь далеко вперед. Боковые края и кончик языка подними. Удерживать это положение под счет от 1 до 5-10.
“Часики”
Приоткрой рот и губы растяни в улыбки. Кончик узкого языка передвигай из левого угла рта в правый, изображая маятник часов.
“Иголочка”
Открой рот и выдвини узкий язычок вперед. Покажи острую иголочку.
“Лошадка”
Открой рот и подними язык к небу и щелкни им. Покажи, как цокает лошадка.
“Грибочек”
Приоткрой рот, прижми широкий край языка всей плоскость к небу и открой рот. Получилась ножка у грибочка.
“Дятел”
Стучи кончиком языка за верхними зубами многократно и отчетливо, произнося звук д-д-д…
“Молоточек”
Стучи кончиком языка за верхними зубами многократно и отчетливо, произнося звук т-т-т…
“Горка”
Открой рот и спрячь кончик языка за нижние зубы, а спинку языка подними вверх. Покажи крутую горку.
Теперь глядя на картинку-образ, ребенок знает, какие упражнения и как он должен выполнить. А подробная запись дает возможность родителям ознакомиться с упражнениями и правильно осуществить контроль во время занятий с ребенком дома.
Детям, имеющим дефекты в звукопроизношении, бывает очень трудно запомнить звук, который он учиться произносить. И здесь ему поможет картинка образ.
Важно развивать у детей фонематический слух, это помогает им отличать правильное произношение от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка. И здесь им также помогает картинка-образ.
При введении в речь слов с поставленным звуком на каждое слово рисуется картинка с изображением предмета, а рядом записывается слово, которое поможет родителям дома напомнить ребенку не только нужные слова, но и последовательность, в которой дети должны упражняться.
ш-ш-ш
шапка
шуба
Картинки можно нарисовать на индивидуальном занятии в присутствии ребенка, при этом используются разнообразные приемы для закрепления правильного произношения слов с поставленным звуком. Например:
- Скажи, что я нарисовала? (Рыбку)
- На что похожа эта картинка-половинка? (На бабочку)
- А сейчас я нарисую круглый, красный, легкий, воздушный… (Шарик)
Благодаря этим рисункам тетрадь становится индивидуальным наглядным пособием, по которому ребенок самостоятельно называет слова, а в дальнейшем и предложения, закрепляя правильное произношение автоматизируемого звука. Вместе с родителями ребенок дома цветными карандашами раскрашивает рисунки логопеда, в который раз упражняясь в правильном звукопроизношении. В дальнейшем картинка-образ помогает автоматизировать изученный звук в связной речи.
Дети очень любят пересказывать рассказы и сказки, заучивать стихи с помощью опоры на картинки-образы. Они облегчают запоминание и позволяют ребенку контролировать свое произношение.
Считалка
(Е. Благинина)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Медведю толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому на зубок,
Кому в лапочку.
Курочка ряба
Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое – золотое.
Дед бил-бил – не разбил.
Баба била-била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое.
Как показывает опыт работы, подключение зрительного анализатора через картинку-образ в коррекционную работу позволяет детям осознанно усвоить и ввести в активный словарь новые для них звуки, помогает избежать быстрого утомления на занятиях. Дети с большим удовольствием занимаются по своим ярким, красочным индивидуальным тетрадям.