Мир вокруг нас "Откуда в наш дом приходит электричество?" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1


Цели урока:

  • обобщить и расширить знания детей об окружающем мире; раскрыть роль электричества в быту;
  • сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом;
  • закрепить правила безопасного обращения с электроприборами;
  • научить собирать простейшую электрическую цепь.

Оборудование.

  • У учителя – иллюстративные материалы (слайды), бытовые электроприборы, игрушки работающие от батареек, детали для сборки электрической цепи, различные виды электрических батареек.
  • У учащихся – цветные карандаши, учебник рабочая тетрадь; детали для сборки электрической.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?

– Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы его проводим в школьном музее «Малый Политех». Этот урок и общение на нем поможет не только узнать, что-то новое в уже давно нам знакомом.

II. Новая тема

1. Вступительная беседа

С помощью страниц нашего учебника, книг-энциклопедий мы уже ответили на некоторые вопросы Муравьишки. А сегодня учебник задает нам новые вопросы.
Слайд 2 Приложения
На эти вопросы мы будем искать ответ.
Муравьишка Вопросик нам опять принес загадку. Если вы ее отгадаете, то сможете сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке и на какие вопросы получим ответы.[4]
Слайд 3 Приложения
Мы с вами в школьном музее, где силами ребят и учителей собрана коллекция ламп, которые освещают наши дома, улицы и т д.
Как нам помогает электрическая лампочка?
А как раньше люди освещали свои жилища? (лучину, свечи, керосиновые лампы)
Слайд 4 Приложения
Энергия была и остается главной составляющей жизни человека. Люди прошли путь от первого костра до атомных электростанций.
До того времени, пока человек изобрел способ, как получать огонь, он получал тепло и свет от солнца. И так как он не мог управлять его работой, человек очень зависел от него в борьбе с холодом и темнотой.
Пожалуй, после того как человек научился разводить огонь, он заметил, что одни материалы горят лучше, чем другие. Первым осветительным прибором, который использовал человек, была горящая деревянная палка, которую доставали из костра. Со временем человек стал специально отбирать материалы, которые давали больше света при горении. Щепки определенных сортов деревьев вставляли в отверстия в стене, и они горели медленно. Сучья сосны использовались в качестве факела. И, вероятно, он заметил, что когда жир падает в огонь, он дает яркий свет. Первой лампой служил камень с углублением, ракушка или череп, наполненный животным или рыбьим жиром в качестве топлива и с фитилем из тростника, камыша или шнура, сплетенного из древесного волокна. Так родились масляные лампы. Когда это произошло, мы не знаем, так как об этом история умалчивает. [5]
Слайд 5 Приложения
В России для освещения русской избы использовали лучину – тонкую сухую щепку. Она укреплялась над корытцем с водой, куда падали угольки. Это сооружение называлось «светец».
Первые свечи были сделаны из растопленного жира животных, разлитые в формы.
Сегодня на современных заводах изготавливают свечи из парафина. Они содержат мало жира и не пахнут. Их также обрабатывают таким образом, чтобы свеча давала как можно больше света и меньше копоти. [5]
Стимулом к широкому распространению керосиновых ламп служила дешевизна горючего – использование керосина было гораздо более экономичным, чем использование свечей или масла, а горели они ярче. Во второй половине XIX века керосиновыми лампами стали пользоваться и в России. Они появились в России в 1861 году, а уж в 1862 году вытеснили все другие источники света. [1]
Слайд 6 Приложения
История наружного освещения городов тоже уходит своими корнями в далекое прошлое. Поначалу все сводилось к кострам – источнику ненадежному, прожорливому. Долгое время горожане довольствовались факелами, свечами.
На слайде вы видите фонари, фонарщика, который зажигал и гасил уличные фонари.

2. Материал для учителя

Только в 1718 году Петр Первый утвердил проект Устройства уличных фонарей Санкт-Петербурга. В 1730 году появился указ Сената о постановке в Москве фонарей на столбах.
Светильни на деревянных столбах с фильтром, погруженным в конопляное масло, едва освещали лишь небольшое пространство вокруг себя и служили по ночам тусклыми ориентирами для припозднившихся путников. К началу 80-х годов XIX века весь центр Москвы в пределах Садового кольца был освещен, установили около 9 тыс. газовых фонарей.
После того, как русский изобретатель П.Н.Яблочков получил патент на Русский свет, началось внедрение новшества – первых дуговых фонарей для электрического освещения улиц. Первая в России установка наружного электрического освещения дуговыми лампами была введена в работу 10 мая 1880 года на Литейном мосту в Петербурге. 10 сентября 1880 года Московская городская дума решила устроить электрическое освещение в местности вокруг храма Христа Спасителя. Лампы были довольно маломощные, светили тускло, но все равно успех на их долю выпал огромный. Фонари из неказистых мастодонтов стали превращаться в подлинные архитектурные шедевры. Вспомним хотя бы прекрасные, полные величия светильники у памятника А.С.Пушкину, на площади, носящей имя великого русского поэта, у Большого театра. [1]

– Так, что же заставляет работать электрическую лампочку?
Слайд 7 Приложения
Электрический ток заставляет работать электрическую лампочку.
Слайд 8 Приложения
На этом слайде вы видите, как впервые электрические лампочки появляются в избах. Какие удивленные, восхищенные и немного напуганные лица старых людей. Вот она первая электрическая лампочка!
В нашем музее мы видим огромное разнообразие электрических ламп. Рассмотрим их.
А на этом слайде вы даже можете увидеть лампу, которая освещает наши Кремлевские звезды.
Слайд 9 Приложения

3. Работа с учебником

– А как еще нам дома помогает электричество?

Дети дают ответы, опираясь на свой жизненный опыт, после чего работают с иллюстрацией на с. 44 учебника.
Работа проводится фронтально, предлагая учащимся комментировать выбор предметов. Пары рисунков можно соединять линиями (в соответствии с заданием учебника), проводя их от одного кружка к другому. Затем кружки возле электроприборов закрашиваются.

4. Загадки

– А какие вы знаете загадки про электроприборы? (Могут участвовать заранее подготовленные дети)

В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)

Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается. (Утюг)

Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу. (Пылесос)

Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ"
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)

Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)

У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. (Телевизор)

Он один на всем свете
Очень рад пыль встретить. (Пылесос)

Я пузатый и пыхтящий,
Я большущий и блестящий.
Если только захочу
Кипяточку вскипячу. (Самовар)

Плывет пароход,
То назад, то вперед. (Утюг)

Если кнопочку нажать,
Будет музыка звучать. (Магнитофон)

Шипит, как паровоз,
А красоту волосам даёт всерьёз. (Фен)

Слайд 10 Приложения

– А в нашем музее можно видеть много электроприборов. Демонстрация электроприборов. (Кофемолка, электробритва, радиоприемники т.д.)

5. Игра

Карточки к игре “Найди себе пару”. (Ковер – пылесос, стиральная машина – грязная одежда, миксер – торт, фен – прическа, холодильник – мороженое, утюг – платье, электроплита – кастрюля).
– Каждый возьмите себе по картинке. С помощью картинок найдите себе пару. Скажите, пожалуйста, какую можно составить пару? Пылесос – ? Стиральная машина – ? и т.д.
Так как еще нам дома помогает электричество? (Электроприборы помогают людям в труде).

Вывод: Да, электроприборы наши помощники, без них человеку было бы трудно.
– Что общего между всеми этими предметами? (Они работают от электричества)
Электрическая сила зажигает свет, нагревает утюг, заставляет работать пылесос, холодильник и многое другое. Но очень важно уметь пользоваться этой силой. Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил. [4]
Как нужно работать с электроприборами? Какие вы знаете правила безопасного общения с электроприборами?

6. Правила безопасного обращения с электричеством, с электроприборами, после чего учитель читает вслух слова Мудрой Черепахи на с. 44 учебника.

Вывод: Нужно быть всегда внимательными и осторожными с электричеством. Оно опасно! При неправильном обращении наши помощники могут превратиться во врагов. Нужно всегда помнить об этом и соблюдать правила пользования с электроприборами!

Слайд 11 Приложения

7. Так откуда же в наш дом приходит электричество?

Множество предметов в нашем доме работает от электричества, поэтому с каждым годом возрастает потребность в электрической энергии. Так вот для получения большого количества энергии решили использовать природный ресурс – воду.
– Мы познакомились с реками России. Какие реки знаете вы?
Слайд 12 Приложения
На свете не счесть больших, могучих рек с громадными электро­станциями: Волга, Днепр, Дон, Ангара, Лена, Кама, Обь, Амударья, Иртыш, Енисей...
Вот уж где плотины, так плотины! Это творение тысяч человеческих рук! Протянулись от берега до бе­рега на несколько километров. По верху плотины – прямая, как стрела, шоссейная дорога.
Слайд 13 Приложения
Внутри этой многоэтажной громадины просторные залы с ог­ромными машинами, вырабатывающими электрический ток.
Плотины строят очень высокие, чтобы создать большую разницу в уровне воды – как водопад. Поднявшаяся вода падает вниз по гигантским трубам и заставляет кружиться большущие турбины – водяные колеса с лопатками – лопастями или ковшиками.
От плотин на все стороны протянулись линии электропередач, которые по проводам доставляет нам ток.[4]
Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам.
Слайд 14 Приложения
Рассмотреть стр. учебника 45. Что вы видите?
Слайд 15 Приложения
Большие реки и их большие электростанции освещают города – далекие и близкие. Ток, который они дают, мчит по рельсам элек­тропоезда, добывает в шахтах уголь, в рудниках – железную руду, на нефтепромыслах – нефть. Он заставляет работать на заводах и фабриках много-много различных станков.

8. Разные виды электростанций

Электростанции могут быть разных видов в зависимости от того, что заставляет работать турбины.
Слайд 16 Приложения

9. О батарейках

– А как еще в наш дом может прийти электричество? (Ответы детей)
– У меня есть игрушки: Железная дорога (вкл), музыкальная игрушка, музыкальная шкатулка, фонарик. Как их можно заставить работать? (Высказывания детей)
– Я нажимаю кнопку, а игрушка почему-то не работает? (Нет батарейки)
– Ставим батарейки. Наша игрушка начинает работать.
– Скажите, что такое прячется в батарейках, что от этой силы игрушки работают? (Ответы детей)
Слайд 17 Приложения
Оказывается, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них – в батарейках. Учитель показывает детям различные батарейки, просит также рассмотреть их на рисунке в учебнике.

III. Самостоятельная работа

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради (с. 19, № 1).

10. О бережном отношении к электричеству

Слайд 18 Приложения

IV. Практическая работа

В заключительной части урока проводится сборка простейшей электрической цепи. Дети выполняют ее в парах под руководством учителя по рисунку в рабочей тетради (с. 19, № 2). Для работы используются детали электроконструктора. Выполнение данной практической работы очень важно для понимания темы урока: дети убеждаются, что электричество от источника (батарейка) по проводам поступает к лампочке, зажигая ее. [3]

V. Итог урока

– Откуда же в наш дом приходит электричество? (Вырабатывается на электростанциях или в батарейках.)
Слайд 19 Приложения
– Расскажите ребята, что вы узнали сегодня интересного?
– Что вы узнали полезного об электричестве?

В разработке урока использовалась литература:

  1. http://oillamp.ru/index.shtml
  2. http://www.antiq.info/docs/?id=3854
  3. Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина «Поурочные разработки по курсу МИР ВОКРУГ НАС к учебному комплексу А.А.Плешакова 1 класс МОСКВА «ВАКО» 2003.
  4. А.А.Плешаков, В.П.Александрова, С.А. Борисова «МИР ВОКРУГ НАС» Методическое пособие 1класс. Москва «Просвещение», 2002.
  5. http://www.vepr.ru/show.html?id=7