Связь музыки с другими видами искусства (литературой и живописью) (5-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 5


Тема урока: Связь музыки с другими видами искусства (литературой и живописью).

Цель урока: Углубить и расширить знания детей о связи музыки с другими видами искусства, (литературой и живописью).

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить детей с творчеством композитора А.П. Бородина, дать представление о группе струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель).
  • Развивающие: развитие музыкального слуха, формирование навыков двухголосного пения, развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения.
  • Воспитательные: через музыку воспитать любовь к окружающему миру, привить любовь к классической музыке, ко всему прекрасному.

Тип урока: комбинированный, с элементами обобщения.

Оборудование: аккордеон, магнитофон, аудиозапись, портреты А.П. Бородина, И.А. Крылова, таблица симфонического оркестра, иллюстрация к басне «Квартет», хрестоматия к программе 5 класса.

ХОД   УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте! Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение связи музыки с другими видами искусства (литературой и живописью).

II. Повторение пройденного материала

– В течение всего года мы изучали музыку, и ее взаимоотношение с другими видами искусств. Она взаимодействует и со словом, и со стихом, полна красок и образов. Все три искусства взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В начале года мы с вами разучивали песню о музыкальном инструменте – скрипке.
– Как называется эта песня? («Волшебный смычок».)
– Кто ее написал? (Норвежская народная песня.)
– Главным действующим лицом нашего урока будет музыкальный инструмент, который называют "царицей музыки" – это скрипка. (Показываю изображение музыкального инструмента.)
– Скрипка – это струнно-смычковый инструмент, звучание которого не уступает гибкости и выразительности человеческого голоса. Сегодня я хотела бы вспомнить песню «Волшебный смычок» вместе с вами. (Вспоминаем двухголосие по нотной записи. Затем поем всем классом по ролям. Желающие могут спеть по ролям у доски.)
– Что стало бы с песней, если бы у нее не было слов? (Она превратилась бы в вокализ.)
– Что такое вокализ? (Это пение без слов с закрытым ртом, на какой-либо звук или слог.)
– А появилась бы эта песня, если бы не было музыкального инструмента скрипки? (Нет.)

III. Подготовка к изучению нового материала

У этого прекрасного инструмента есть братья и сестры, которые входят в семейство струнно-смычковых инструментов. Это: альт, виолончель и контрабас. Когда эти инструменты звучат вместе, они образуют ансамбль.
Вот о таком небольшом ансамбле, который состоит из 4-х инструментов, писал великий русский баснописец И.А. Крылов. (Показываю портрет.)
– Кто знает, о какой басне идет речь? («Квартет»)
Да! В этой басне «главное действующее лицо» – музыка.
Квартетом – называется музыка, в исполнении которой участвуют 4 любых музыканта.
В «Квартете» Крылова 2 скрипки, альт и виолончель. Только он назвал виолончель «басом», потому что виолончель – самый низкий «басовый» инструмент в квартете.
Слушаем басню.
– Какую картину вы себе представляете, слушая эту басню в сопровождении музыки? (Ответы детей.  После прослушивания показываю иллюстрацию.)
Вы услышали какая чепуха, какая бессмыслица, какая фальшь получилась у этих четырех горе-музыкантов.
– Могла бы появиться эта басня на свет, если бы не существовало этих инструментов? (Нет.)
А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная,   печальная  и  радостная – звучит  красиво,   выразительно, увлекательно.

IV. Изучение нового материала

Сегодня мы с вами слушаем квартет в исполнении профессиональных музыкантов. А чтобы узнать, кто композитор этого произведения, мы должны разгадать вот этот кроссворд.

Кроссворд на доске:

Дети отвечают на вопросы учителя и записывают правильные ответы.

1. Самый низкий струнно-смычковый инструмент.
2. Пение без слов.
З. Кто написал басню «Квартет»
4. Самый низкий инструмент в квартете.
5. Ансамбль из двух музыкантов.
6. Самый высокий струнно-смычковый инструмент.
7. С помощью каких знаков-символов записывается музыка. 

– Назовите фамилию композитора, которая получилась по вертикали. (Показываю портрет.)

– Мы с вами послушаем фрагмент 3-й части «Второго квартета» Александра Порфирьевича Бородина.
Это русский композитор и ученый-химик, который родился в Петербурге в 1833 году, умер там же в 1887 году. (54 г.) Оригинальность и высокое мастерство отличают квартеты Бородина (2 струнных квартета).
Второй квартет – одно из последних сочинений Бородина – закончен в 1882 году и посвящен жене композитора. Он работал над ним в течение двух лет.
Прослушайте это музыкальное произведение и ответьте на вопросы:
– Какую    картину    вы    представляете    себе,    слушая    это    музыкальное произведение?
– Сколько образов вы слышите в произведении? (Разговор двух любящих друг друга людей. Виолончель – мужской образ, скрипка – женский образ.)
– О чем они говорят? (Они вспоминают об ушедших годах своей юности.)
– Если бы вы увидели на картине 4 играющих музыканта, смогли бы вы внутренним слухом услышать музыку? (Да. «Второй квартет» Бородина.)

V. Домашнее задание

– Выписать в тетрадь басни Крылова, в которых «главное действующее лицо» – музыка.

VI. Итог урока

– Какая тема нашего урока? (Связь музыки с литературой и изобразительным искусством.)
– Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (Без стихов не было бы песен, романсов, без пьесы нельзя сочинить оперу, балет.)
– Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? (Не появились бы такие  литературные   произведения,   где   «главным  действующим  лицом» является музыка.)
– Можем ли мы увидеть музыку? (Музыка в нашем воображении вызывает определенные зрительные образы и картины.)
– Можем ли мы услышать живопись? (Всматриваясь в ту или иную картину мы внутренним слухом слышим звучание музыки.)

Анализ и оценка успешности достижения цели, оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставленных оценок.

– Спасибо за урок. До свидания.