Тема урока: Связь музыки с другими видами искусства (литературой и живописью).
Цель урока: Углубить и расширить знания детей о связи музыки с другими видами искусства, (литературой и живописью).
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить детей с творчеством композитора А.П. Бородина, дать представление о группе струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель).
- Развивающие: развитие музыкального слуха, формирование навыков двухголосного пения, развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения.
- Воспитательные: через музыку воспитать любовь к окружающему миру, привить любовь к классической музыке, ко всему прекрасному.
Тип урока: комбинированный, с элементами обобщения.
Оборудование: аккордеон, магнитофон, аудиозапись, портреты А.П. Бородина, И.А. Крылова, таблица симфонического оркестра, иллюстрация к басне «Квартет», хрестоматия к программе 5 класса.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте! Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение связи музыки с другими видами искусства (литературой и живописью).
II. Повторение пройденного материала
– В течение всего года мы изучали музыку, и ее
взаимоотношение с другими видами искусств. Она
взаимодействует и со словом, и со стихом, полна
красок и образов. Все три искусства
взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В
начале года мы с вами разучивали песню о
музыкальном инструменте – скрипке.
– Как называется эта песня? («Волшебный
смычок».)
– Кто ее написал? (Норвежская народная песня.)
– Главным действующим лицом нашего урока будет
музыкальный инструмент, который называют
"царицей музыки" – это скрипка. (Показываю
изображение музыкального инструмента.)
– Скрипка – это струнно-смычковый инструмент,
звучание которого не уступает гибкости и
выразительности человеческого голоса. Сегодня я
хотела бы вспомнить песню «Волшебный смычок»
вместе с вами. (Вспоминаем двухголосие по
нотной записи. Затем поем всем классом по ролям.
Желающие могут спеть по ролям у доски.)
– Что стало бы с песней, если бы у нее не было
слов? (Она превратилась бы в вокализ.)
– Что такое вокализ? (Это пение без слов с
закрытым ртом, на какой-либо звук или слог.)
– А появилась бы эта песня, если бы не было
музыкального инструмента скрипки? (Нет.)
III. Подготовка к изучению нового материала
У этого прекрасного инструмента есть братья и
сестры, которые входят в семейство
струнно-смычковых инструментов. Это: альт,
виолончель и контрабас. Когда эти инструменты
звучат вместе, они образуют ансамбль.
Вот о таком небольшом ансамбле, который состоит
из 4-х инструментов, писал великий русский
баснописец И.А. Крылов. (Показываю портрет.)
– Кто знает, о какой басне идет речь? («Квартет»)
Да! В этой басне «главное действующее лицо» –
музыка.
Квартетом – называется музыка, в исполнении
которой участвуют 4 любых музыканта.
В «Квартете» Крылова 2 скрипки, альт и виолончель.
Только он назвал виолончель «басом», потому что
виолончель – самый низкий «басовый» инструмент
в квартете.
Слушаем басню.
– Какую картину вы себе представляете, слушая
эту басню в сопровождении музыки? (Ответы
детей. После прослушивания показываю
иллюстрацию.)
Вы услышали какая чепуха, какая бессмыслица,
какая фальшь получилась у этих четырех
горе-музыкантов.
– Могла бы появиться эта басня на свет, если бы не
существовало этих инструментов? (Нет.)
А ведь на этих же инструментах, если они
находятся в руках настоящих музыкантов, самая
разнообразная музыка – медленная и быстрая,
нежная и мужественная, печальная и
радостная – звучит красиво,
выразительно, увлекательно.
IV. Изучение нового материала
Сегодня мы с вами слушаем квартет в исполнении профессиональных музыкантов. А чтобы узнать, кто композитор этого произведения, мы должны разгадать вот этот кроссворд.
Кроссворд на доске:
Дети отвечают на вопросы учителя и записывают правильные ответы.
1. Самый низкий струнно-смычковый инструмент.
2. Пение без слов.
З. Кто написал басню «Квартет»
4. Самый низкий инструмент в квартете.
5. Ансамбль из двух музыкантов.
6. Самый высокий струнно-смычковый инструмент.
7. С помощью каких знаков-символов записывается
музыка.
– Назовите фамилию композитора, которая получилась по вертикали. (Показываю портрет.)
– Мы с вами послушаем фрагмент 3-й части
«Второго квартета» Александра Порфирьевича
Бородина.
Это русский композитор и ученый-химик, который
родился в Петербурге в 1833 году, умер там же в 1887
году. (54 г.) Оригинальность и высокое мастерство
отличают квартеты Бородина (2 струнных квартета).
Второй квартет – одно из последних сочинений
Бородина – закончен в 1882 году и посвящен жене
композитора. Он работал над ним в течение двух
лет.
Прослушайте это музыкальное произведение и
ответьте на вопросы:
– Какую картину вы
представляете себе,
слушая это музыкальное
произведение?
– Сколько образов вы слышите в произведении? (Разговор
двух любящих друг друга людей. Виолончель –
мужской образ, скрипка – женский образ.)
– О чем они говорят? (Они вспоминают об ушедших
годах своей юности.)
– Если бы вы увидели на картине 4 играющих
музыканта, смогли бы вы внутренним слухом
услышать музыку? (Да. «Второй квартет»
Бородина.)
V. Домашнее задание
– Выписать в тетрадь басни Крылова, в которых «главное действующее лицо» – музыка.
VI. Итог урока
– Какая тема нашего урока? (Связь музыки с
литературой и изобразительным искусством.)
– Что стало бы с музыкой, если бы не было
литературы? (Без стихов не было бы песен,
романсов, без пьесы нельзя сочинить оперу, балет.)
– Что стало бы с литературой, если бы не было
музыки? (Не появились бы такие
литературные произведения,
где «главным действующим лицом»
является музыка.)
– Можем ли мы увидеть музыку? (Музыка в нашем
воображении вызывает определенные зрительные
образы и картины.)
– Можем ли мы услышать живопись? (Всматриваясь
в ту или иную картину мы внутренним слухом слышим
звучание музыки.)
Анализ и оценка успешности достижения цели, оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставленных оценок.
– Спасибо за урок. До свидания.