Дидактическа цель и задачи урока:
- закрепить понятие речи;
- формировать у учащихся понимание того, что предложение является единицей речи, выявлять в нем грамматическую и смысловую основу;
- обобщить знания о речи и предложении;
- развивать орфографическую зоркость, внимание и память, обогащать речь учеников.
Оборудование: карточки, слоговая таблица, тесты.
Уровни соответствующие способностям учащихся:
- Первый уровень рассчитан на простое запоминание и воспроизведение изученного материала, умение ответить на прямой вопрос.
- Второй уровень – уровень повышенной сложности, который требует умение отвечать на более сложные вопросы, объяснять свой выбор.
- Третий уровень – творческий, который предполагает задания на логическое мышление и развитие речи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Гимнастика для кисти руки
Паша тихо шепчет Мише, Поставить руки на локоть, пальцы сомкнуть и двигать по кругу.
Миша шепота не слышит,
Паша громко пошепчи,
Миша уши полечи.
III. Работа со словарными словами
У. Сейчас поработаем над словарными словами. Почему они выделены в особую группу? Какие словари вы знаете? А теперь игра «Молчанка». Я буду читать толкование словарных слов, а вы их будете угадывать и записывать.
Маленькая птичка с коричневато-серым
оперением, живущая обычно близ жилых строений.
Птица с черно-серым оперением, родственная
ворону.
Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с
длинными задними ногами и длинными ушами.
Крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко.
Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и
короткими толстыми ногами.
Проверка словарных слов.
А) читается толкование слов, дети угадывают и
показывают слово на карточке, а учитель
показывает картинку
Б) записывают родственные слова: воробьиха,
воробушек, заячьи, вороненок, медведица,
коровушка, коровка.
IV. Закрепление пройденного материала
1) На доске текст.
Поздняя осень птицы давно улетели, только воробьи прыгают по грядкам они ищут корм
Учитель: Какое задание я приготовила?
– Какую тему сейчас повторяем?
– Какая бывает речь?
– Из чего состоит речь?
– Что такое предложения?
– Выделите первую законченную мысль, о чем
она?
– Указать грамматическую основу предложения.
Работа над орфограммами.
2) Работа с текстами.
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «РЕЧЬ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Уровень 1.
1) Из двух утверждений выберите верное:
– речь бывает устная, печатная, письменная;
– речь бывает устная и письменная.
2) Из трех утверждений выберите верное:
– в конце каждого предложения ставится только
точка;
– в конце каждого предложения ставится точка,
вопросительный или восклицательный знак;
– в конце предложения ставится запятая.
3) Прочитайте текст, разделите его на предложения и в конце каждого предложения поставьте нужный знак.
Вы видели лебедей они плавают в пруду какие красивые птицы.
4) Спишите предложения. Подчеркните подлежащие и сказуемые.
Пришла зима. Закружились первые снежинки.
Уровень 2.
1) Из двух утверждений выберите верное:
– устная речь это то, что мы читаем и пишем;
– устная речь это то, что мы говорим и пишем.
2) Из трех утверждений выберите верное:
– предложение – это набор букв и слогов;
– предложение – это группа слов, которая
выражает законченную мысль;
– предложение – это группа слов, которые не
связаны между собой по смыслу.
3) Напишите мини-сочинение по вопросам:
– Куда ходили дети летом?
– Много ли они набрали грибов?
– Куда зашли дети?
– Что с ними случилось?
– Испугались ли ребята?
– Кто вывел детей на дорогу?
4) Спишите предложения грамотно. Исправьте все ошибки.
у воды шумят камыши волны тихо плещут на берег
Уровень 3.
1) Из двух утверждений выберите верное:
– речь это шум волн, шорох листьев, звон капели;
– речь это разговор, рассказ, вопрос.
2) Из трех утверждений выберите верное:
– подлежащее отвечает на вопрос что
делает? Сказуемое – вопрос кто? что?
– подлежащее отвечает на вопрос какой?
– подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
Сказуемое отвечает на вопрос что делает?
3) Составьте и запишите три предложения из данных слов. Поставьте нужные знаки в конце предложения.
Мальчики, они, кораблики, мастерят, делают, что, кораблики, красивые, какие
4) Подчеркните главные члены предложения.
Ручьи и реки покрылись толстым льдом. Дети бегали и прыгали на зеленой траве.
У. К первому заданию, из двух
утверждений, выберите одно. Поставьте рядом
плюсик.
Ко второму заданию, из трех утверждений, выберите
одно верное, поставьте плюс.
Прочитайте третье и четвертое задание, выполните
его в тетрадях.
V. Итог урока
– Какую тему мы сегодня повторяли и обобщили?
– Чему учились?
– Что на уроке вам понравилось?