Урок математики в 4-м классе по теме "24–часовое исчисление времени суток"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формирование у учащихся представления о времени, дать понятие суток, рассмотреть продолжительность суток.
  • Развитие памяти, математической речи учащихся.
  • Воспитывать познавательный интерес, через расширение кругозора учащихся, учить работать в сотрудничестве.

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент

2.  Повторение

Его нельзя вернуть назад,
И нет нигде ему преград.
Его нельзя остановить,
В нем все на свете может жить.
Оно подскажет вам,
Когда случилась радость и беда,
Когда наступит день рождения,
Когда закончится движение.
То вдруг промчится быстротечно.
Диктует людям разных стран,
Когда включить телеэкран.
И даже в диком племени знают все о... (Времени)

(Приложение. Слайд 1)
– Давайте немного повторим. Над какой темой мы начали работу на прошлом уроке? Какие единицы измерения вы знаете?

Задание на повторение:

Расположить на доске эти единицы измерения времени в порядке увеличения. (Секунда,  минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.) (Приложение. Слайд 2)

3. Сообщение темы и целей урока   (Приложение. Слайд 3)

Запись в тетрадь темы урока.

– О какой единице измерения мы будем говорить сегодня на уроке?
Сегодня мы будем подробно говорить о такой единице измерения времени как сутки,  узнаем, как давно появилась такая единица измерения времени, научимся переводить одни единицы времени в другие, а так же будем решать примеры и задачи.

 4. Работа над темой урока   (Приложение. Слайды 4, 5, 6)

Издавна человека интересовало такое понятие как время. Тысячи лет назад люди заметили, что многое в природе повторяется: Солнце встает на востоке и заходит на западе, лето сменяет зиму и наоборот. В древних мифах отражалось  значение времени. Именно тогда возникли первые единицы времени, – день, месяц, год. Древние придумывали разные виды часов. Издавна отсчёт времени велся в сутках, свыше 50000 лет назад.
Можно долго думать, что же такое сутки – это не простое понятие, послушайте стихотворение «Сутки», Марины Вишневецкой. Читает Бахтин Роман.

Сын спросил у мамы-утки:
– Мама, кто такие сутки?
И куда они летят?
И вернутся ли назад?
– От побудки до побудки
Пролетают – тают сутки,
Улетают в никуда
Исчезают без следа...
Так сказала мама-утка.
Сын спросил: А их малютки?
– Много ли у них сутят?
– Вместе ли они летят?
– Да, у суток есть малютки
Называют их минутки.
Друг за дружкою подряд
День и ночь они летят.
Сын взволнован не на шутку:
– Мне хоть на одну минутку
Хоть глазочком бы взглянуть!
– Что ж, внимательнее будь.
Только что...
– Как, неужели?
– Две минутки пролетели.
– Где? Когда?
– Да вот с тех пор,
Как ведем мы разговор.

– Какое это стихотворение? (Это шуточное стихотворение.)
– А теперь давайте разберемся, что такое сутки на самом деле.

Сутки – промежуток времени, когда земля делает поворот вокруг своей оси относительно какого-либо ориентира. Сутки длятся 24 часа.(Приложение. Слайд 7)

– С помощью чего можно определять время?

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)

– Много прошло времени, пока люди не изобрели настоящие часы, сейчас их великое множеств. Часы бывают: наручные и напольные, электронные и механически.    (Приложение. Слайд 8)
– А как называются самые главные часы в нашей стране? Сейчас мы с вами это узнаем и заодно повторим  таблицу умножения.

(У детей на листочках и на доске записаны выражения.)

Н

5 * 2

А

6 * 6

Т

8 * 3 У 3 * 3

Р

7 * 2

Ы

8 * 5

К

9 * 7

63

9

14

36

10

24

40

– Подведем итог работы. Если вы правильно нашли значения произведений, то должно получиться слово.

Дети читают выражение и называют результат. Учитель записывает соответствующую букву под нужным числом. На мультимедиа появляется запись:   (Приложение. Слайд 9)

63 9 14 36 10 24 40
К У Р А Н Т Ы

– Теперь поработаем с моделями часов. Можно ли определить время сна на этих часах? Прочитаем материал учебника.

5. Повторение

– Что такое сутки?
– Сколько часов в сутках?
– Как удобно вести счет времени в течение суток?

Устно. № 310, 311, 312, 313.Задание про режим дня.

– А вы, ребята, когда ложитесь спать?

6. Физминутка «Здоровье»

Как поел, почисти зубки
Делай так 2 раза в сутки.
К стоматологу идем в год 2 раза на прием,
И тогда улыбки свет сохраним на много лет.
(Улыбнитесь друг другу.)

Выполнения задания на перевод единиц времени № 314
Мальчики – 1, 2
Девочки – 3, 4. 

Взаимопроверка с соседом по парте. (Приложение. Слайд 10)

7. Закрепление

Решение задачи №317  (Приложение. Слайд 11)

1. Прочитай задачу.
2. Выполни перевод
3. Вспомни правило.
4. Выполни решение.

Задача.

1 ц = 100 кг
100 – 16 = 84 (кг)

Ответ: на 84 кг масса сушеных яблок меньше массы свежих яблок.

8. Домашнее задание: №316, №315

Самостоятельная работа. № 318, №319

9. Итог урока

Подведем итог нашему уроку.

– Над какой большой темой мы работали на этом уроке? (Делу – время, потехе – час.) (Приложение. Слайд 12)
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Какие новые знания вы получили на этом уроке?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Попробуем оценить себя. Кто был на уроке активным, показал свои знания, кому урок понравился, возьмите веселый будильник, кому было трудно – просто будильник.
– Урок окончен. Сделал дело,  гуляй смело.