Каждый год первокурсники в процессе адаптационного периода, отвечая на вопросы, связанные со сформированностью общеучебных умений, с уверенностью говорят о том, что они могут выступать перед аудиторией (80% опрошенных); знают, что такое хорошая речь (90%); легко вступают в диалог и владеют различными коммуникативными актами (90%). Эти знания и умения кажутся им очевидными, данными человеку изначально. Да что там студент-первокурсник! Не каждый взрослый, наверное, осознаёт, что эти знания и умения нужно приобретать, формировать. Особенно сегодня, когда успех в деле и успешность как жизненный принцип, невозможны без владениями основами эффективного общения, одним из которых, безусловно, является наличие диалогического опыта. В связи с этим на протяжении всех лет обучения студентам предлагается практический курс, который так и называется - “Практикум по развитию речи”. Курс этот состоит из нескольких тематических модулей (“Нормативность речи как одно из главных условий ее культуры”, “Риторическая модель подготовки педагогической речи”, “Мастерство публичного выступления”, “Как приобрести опыт диалогичности”…) Структурно все модули похожи: констатирующий, формирующий, обучающий, диагностический этапы. В качестве примера предлагаю один из вариантов модуля “Как приобрести опыт диалогичности” (один из вариантов, потому что каждый год в зависимости от уровня подготовленности студентов содержание модуля меняется, особенно в части содержания и методов обучения).
Этап 1. Констатирующий
Студентам предлагаются задания, направленные на выявление некоторых умений, связанных с диалогическим общением (Приложение).
Этап 2. Формирующий
Цель - формирование представлений: что такое диалог; для чего нужно учиться диалогу; какие отношения можно назвать диалогическими; виды диалога
1. Теоретические сведения
Общеизвестно, что речь используется в двух формах общения – диалогической и монологической. Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Монолог – речь одного человека. Диалогическая речь осуществляется в устной форме при непосредственном контакте общающихся, каждый из которых выступает то как говорящий, то как слушающий. Поэтому диалогическая речь состоит из чередования высказываний собеседников. В письменной форме диалогическая речь используется главным образом в художественных произведениях как отражение естественной разговорной речи. Чтобы диалог состоялся, как минимум, нужны:
- Стимул – это реплика, которая дает начало разговору. Определяет его тему и цель, побуждает собеседника к ответной реплике или действию.
- Реплика-реакция – это ответная реплика, которая по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула.
Но это весьма и весьма упрощенная схема. На самом деле всё гораздо глубже. Жизнь по природе своей диалогична, как диалогична и природа человеческого сознания. Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться. В связи с этим диалогу нужно учиться для приобретения опыта:
- трансперсональности (передаче продуктов своей деятельности, себя – другим);
- эмпатийности (способности принимать другого каков он есть);
- конгруэнтности (естественности, искренности, доверительности), толерантности (терпимости к чужому мнению);
- конструктивности (способности позитивно воспринимать и решать ненасильственным путем конфликты);
- сотрудничества (умения работать в команде, взаимодействовать с другими, не ущемляя их прав и интересов и внося вклад в общее дело);
- рефлексии (способности анализировать свои поступки).
Диалог необходим там и тогда, где и когда возникают разные субъективные мнения, отношения, позиции и требуется их согласование; диалог обнаруживает себя там, где существуют заинтересованность в другом, понимание самоценности и уникальности другого человека, незавершенность отношений. Диалог – диалектика взаимодействия различных ценностных центров, понимание культур, взаимность, совместность отношений, свобода собеседников в рамках договоренностей. Таким образом, можно сформулировать некие условия, наличие которых будет способствовать формированию диалогических отношений:
- диалог начинается с запроса к Другому;
- диалог важен тогда, когда возникает непонимание и несогласие;
- диалог возможен только между целыми высказываниями;
- основой диалога являются принятие Другого как другого и установление с ним духовной связи;
- диалог предполагает ценностно-смысловое равенство;
- диалог требует открытости и доверия собеседников друг к другу и к себе.
Структура диалога предполагает наличие диалога внутреннего и внешнего. Внешний диалог имеет три разновидности:
- диалог-познание (прояснение личностью представлений о целостности познаваемого ею предмета либо субъекта);
- диалог-общение (установление эмоционального контакта и ценностно-смысловых отношений);
- диалог-деятельность (конструктивное сотрудничество, продуктивное сотворчество).
В зависимости от того, на каком уровне отношений произошла встреча собеседников, выделяют диалог эмоциональный, сознательный и духовный.
- эмоциональный – личность переживает чувство душевного контакта с собеседником, радость общения;
- сознательный – поиск путей согласования позиций;
- духовный – в результате общения с собеседником у личности пробуждается осознание его духовного Я.
По степени включенности собеседников в процесс диалогического взаимодействия различают
- диалог-присутствие (доверие и интерес к Другому);
- диалог-контакт (позиция взаимодействия, переживание единения с Другим);
- диалог-понимание (информационно-смысловое взаимодействие);
- диалог-сотворчество (совместная деятельность с целью создания общего продукта);
- диалог-откровение (позиция духовного общения на основе принятия высших ценностей).
2. Задания для практического осмысления
1. Проанализируйте тексты. Что можете сказать об их авторах и отношении к адресатам? Попробуйте изменить их так, чтобы они были диалогическими (Приложение).
2. Подберите поэтические строки, передающие образ диалога, наподобие тех, что есть у Высоцкого:
Ах - разность в языках!
Не положенье – крах!
Но выход мы вдвоем
Поищем и обрящем…
3. Допишите предложения:
- Диалог - это
- Диалогические отношения выстраиваются…
- Диалогическое восприятие личности предполагает…
4. Продолжите предложения “Человек готов вести диалог, если он …”, “Человек не готов вести диалог, если в его поведении обнаруживаются…”
Этап 3. Обучающий (практический)
Цель – знакомство с механизмами формирования диалогического опыта. Тренировочные упражнения.
Диалектика содержания процесса обучения может быть представлена как взаимодействие культур:
- культуры “ставшей” (социальный опыт, заложенный в учебниках…);
- культуры ученика, его опыта, знаний, интересов, направленности личности;
- культуры педагога, его личного опыта и знаний;
- культуры самого процесса обучения (дидактическая культура) – именно в ней наиболее эффективно выражается соавторство учителя и учащихся, их готовность к взаимопомощи, наличие (или отсутствие) у них установки на собеседника.
Содержание обучения создается на пересечении этих культур в самом процессе обучения, в диалоге ученика с новым знанием, учителем, самим собой. Это некая данность. Педагогу как будто и делать специально ничего не надо. Есть “опыты”, они пересекутся в любом случае. Зачастую так и происходит. В основе урока (особенно у начинающего учителя) – монолог учителя, прерываемый его же вопросами и ответами учеников. При этом все соблюдают правила игры: дети знают, что ответ на вопрос существует и его надо найти. А еще они знают, что на самом-то деле учитель знает ответ на вопрос, но правила есть правила. Все делают вид. Вот эти вопросы-ответы - никакой не диалог. И урок в целом, и диалог, в частности, начинаются тогда, когда у всех участников есть ощущение “незавершенности события”… “свободного выбора”. Такой диалог – это не только и не столько спор, дискуссия, в ходе которых могут быть подвергнуты сомнению, переоценке различные элементы социального опыта. Такой диалог дает возможность появления множественности ракурсов. На пересечении которых появляется, по М.М.Бахтину, “доверие к чужому слову, ученичество, поиск глубинного смысла, согласие, наслаивание смысла на смысл, голоса на голос, усиление путем слияния (но не отождествления), дополняющее понимание, выход за пределы понимаемого”. Такому диалогу необходимо учиться.
Одни педагоги стремятся активизировать учеников посредством самостоятельного высказывания, другие побуждают спорить, импровизировать “на ходу”, третьи берут за основу образцовые (или не очень) литературные и публицистические диалоги и анализируют их. Вообще нужно отметить, что общение литературных героев – пример полноценного использования лексического богатства русского языка, умения слушать собеседника и учитывать его психологическое состояние, подбирать точные и убедительные аргументы в споре, оказывать на партнера эмоциональное воздействие. Что касается форм организации обучения диалогическому общению, то это могут быть всем известные беседы вопросно-ответного характера; беседы сократовского типа (целенаправленное построение цепочки вопросов); проблемной беседы (умение видеть проблему, ее аспекты; умение формулировать проблемные вопросы, знакомство с видами ответов); овладение ролью ведущего в разнообразных видах спора (диспут, дискуссия, полемика); использование технологий разрешения конфликта, технологий коллективного творческого дела, индивидуальных бесед с учениками, с родителями… Параллельно необходимо знакомство с невербальными средствами (мимикой, пантомимикой, аллюзией), динамикой их развития.
Но и для первых, и для вторых, и для третьих очень важно, помимо коммуникативных умений для выстраивания диалогических отношений (умения слышать и чувствовать собеседника, формулировать проблему, побуждать к коммуникации…) развивать диалогическую речь.
Несколько типичных упражнений для работы над диалогической речью
1. Диалог по прочитанному (вопросы к тексту и ответы на них).
2. Речевые этюды. Этот вид работы основан на ролевых играх.
- “Рекламный агент – покупатель”. Задача одного из участников, рекламного агента, убедить покупателя в необходимости приобрести его товар. Второй участник должен категорично, но в вежливой форме отказаться от предложения.
- “Работник – работодатель”. Первый участник – молодой специалист – устраивается на работу. Работодатель отказывается принимать его без видимой причины, однако первый участник твердо решил получить это место.
- “Продавец – покупатель”. Покупатель пришел в магазин с определенным намерением, но нужного товара не оказалось в наличии. Продавец пытается “найти выход из положения, предлагая купить хоть что-нибудь.
- Дополнение предложений. Море – синее море – синее море волновалось – синее море вчера волновалось – синее море вчера волновалось у ног – синее теплое море вчера волновалось у моих ног…
3. Дополнение диалогов.
От участников требуется определить смысл диалога, опираясь на реплики только одной стороны. Кроме того, важно установить логическую связь между репликами участников диалога. Фразы из предложенных диалогов убираются по усмотрению учителя. Для работы можно взять малые литературные жанры (например, анекдоты), так как они легко воспринимаются, являются актуальными и доступными для детей, а также требуют активизации творческого мышления. Учащимся необходимо проследить логические связи в нестандартных ситуациях и найти оригинальное решение (Приложение).
Но самым главным механизмом формирования диалогического опыта является создание ситуаций диалога с целью научиться их создавать и анализировать. Примером создания таких диалогических ситуаций может быть контрольная работа, предлагаемая студентам
Этап 4. Диагностический
Цель 1 – обучение диагностике сформированности диалогического опыта.
Условно выделяется 8 позиций, в которых
закрепился опыт взаимоотношений с другими
людьми.
Позиция закрытости. Свое отношение к
чему-либо люди такого типа предпочитают не
высказывать, ограничиваясь общими суждениями и
ответами
Задания
1. Прочитайте следующие высказывания. Какая основная мысль объединяет их? Сформулируйте и запишите эту идею в тезисной форме. Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе (Чаадаев). Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и ТЫ (Фейербах). Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным (Джеймс).
2. Вспомните, когда и где вы были в ситуации диалога – открытых и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия с Другим. Опишите свое состояние, которое вы испытали.
3. Подберите в произведениях художественной литературы примеры разных позиций.
Цель 2 - обучение диагностике владения диалогическими уровнями познания. Выделяются следующие уровни готовности к диалогу:
- “Агрессивный индивидуалист”. Представители данного уровня воспринимают проблемы однозначно. Они конфликтно относятся у миру, что может выражаться в открытой или скрытой форме. Обвиняют обстоятельства или других людей в своих ошибках, проблемах. Нетерпимы к другому мнению. Не признают множества мнений, навязывая свое или желая найти компромисс. Себя воспринимают эгоцентрично или самоуничижительно. Скрывают свои подлинные чувства и намерения. Не умеют сотрудничать с кем-либо, стремясь подчеркнуть свое превосходство, или отстраненность от всех. Другого человека рассматривают как средство для достижения своих целей. Предпочитают получать, а не отдавать. Стремятся создать выгодное впечатление о себе. Не признают ценности общения как такового, если оно не имеет прагматического смысла. Окружающий мир, обстоятельства жизни рассматривают нередко как некую угрозу себе, как мешающий фактор. Не видят своих многочисленных связей с другими.
- “Пассивный коллективист и активный коллективист”. Представители этого уровня понимают необходимость конструктивного диалога, стремятся к контактам с людьми, к совместному поиску решений, но в реальных ситуациях они нередко не видят, как это можно сделать. Они не доверяют миру, выставляя свои психологические защиты. Признают ценность общения и принимают диалог как способ решения проблем, но лишь на декларативном уровне. Склоняются к чьей-либо точке зрения, не умея аргументировать свою. К этой группе можно отнести также тех, кто готов к полному отождествлению себя с кем-то или с коллективом, готов подчиниться социальным нормам при условии потери своей индивидуальности.
- “Диалогичная личность”. Люди данного уровня понимают свою связь со всем миром и людьми. Понимают свое образование как задачу самосовершенствования и возможность встроиться в человеческую культуру, в общую жизнь, подчиняющуюся определенным законам. Предпочитают в отношениях с людьми систему договоренностей. Обладают конструктивным мышлением, толерантны. Открыты, искренни, эмпатийны. Способны работать в команде, согласованно распределяя в ней роли. Каждую, даже негативную, ситуацию воспринимают как позитив, как свой выученный или невыученный урок, который позволяет сделать какие-то выводы.
Задания
1. К какому уровню готовности ведения диалога относятся эти литературные герои? (А.Островский “Гроза”: Катерина, Дикой, Кулигин; М.Лермонтов “Герой нашего времени”: Грушницкий; И Тургенев “Отцы и дети”: Базаров; герои повести А.Чехова “Дуэль).
2. К какому уровню готовности ведения диалога относятся герои ТВ-передачи “К барьеру” (“Гордон Кихот”…).
Цель 3 – обучение диагностике готовности к ведению диалога
Человек готов вести диалог, если он:
- Признает (еще до реальной встречи) присутствие другого в мире как необходимую данность, как неоспоримый факт.
- Осознает свои связи с другим, необходимость сосуществования с ним.
- Проявляет терпимое отношение к непохожести другого.
- Активно (рефлексивно и эмпатийно) слушает собеседника.
- Контекстно воспринимает другого.
- Адекватно оценивает ситуацию взаимодействия с ним.
- Сообщает свои смыслы на языке, понятном партнеру (делает обобщения).
Человек не готов вести диалог, если в его поведении обнаруживаются:
- Отсутствие интереса или намеренная демонстрация интереса к предмету (содержанию) разговора, к делу, к другому человеку.
- Пренебрежительное отношение к личностным, гуманитарным проблемам.
- Отсутствующий, отстраненный взгляд.
- Слишком тихая (для себя) или слишком громкая (доказать свое) речь.
- Отсутствие вопросов.
- Прямолинейность и однозначность решения гуманитарных проблем.
- Навязывание своей точки зрения.
- Невнимательное слушание.
- Высказывание суждений чужими словами.
- Нетерпимое отношение к другому мнению.
- Критика эмоций (разделение своих и чужих эмоциональных реакций на “хорошие” и “плохие”).
- Неумение встать на позицию другого.
- Стремление решать проблемы в споре и доказывать свою правоту.
- Неумение работать в команде и менять роли.
- Противопоставление себя другим.
- Конфликтность, агрессия.
- Сокрытие истинных чувств, отношения.
- Неумение выйти в своей деятельности на рефлексивный уровень.
Задание
1. Приведите примеры диалогов, свидетельствующих о неготовности его участников вести диалог (художественная литература, публицистика)
2. Диалогизируйте данный монолог. Трудно понять тех взрослых, которые говорят, что молодежь ленива, что в ее среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей.
Диалогизированный монолог – это текст монологического характера, который воспринимается школьниками как образец речи. В нем максимально отражен адресат. Диалогизация обеспечивается специальными средствами, которые создают у участников общения ощущение в создании текста, что способствует восприятию содержащейся в нем информации.
- это обращения, различные наименования слушателей (мы, мы с вами…)
- формы глаголов повелительного наклонения (послушайте)
- формы глаголов 2-го лица (рассмотрим, перейдем к следующему вопросу…)
- фразы, комментирующие эмоциональное и интеллектуальное состояние участников общения (мы понимаем, вы видите…)
- риторические вопросы (кто же не хочет быть успешным?)
Таким образом, вне диалога, считали философы, нет образования, потому что образуется ученик, а не вещь. При этом имеется ввиду, что диалог не есть простое чередование вопросов и ответов, он представляет собой совместное обсуждение предмета, когда в ходе живого общения предмет обретает характеристики, становящиеся очевидными и достоверными для всех участников диалога, т.е. происходит освоение предмета. Когда учитель, задав вопрос, добивается нужного ему ответа, а ученику известно, что он должен ответить, чтобы получить одобрение учителя, - это только внешне похоже на диалог. И еще одно: диалог не сводится только к противоречию и спору. Согласие в нем, как подчеркивают философы, не менее продуктивно, чем расхождение. Ведь иметь собственную точку зрения вовсе не означает защищать точку зрения, обязательно отличающуюся от всех других. Важно другое: заучена она или осмыслена, стала ли чужая точка зрения своей, можешь ли обосновать ее.