Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Задачи:
- закрепление знаний детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе;
- закрепление навыков определения количества слогов и ударного слога в словах;
- активизация словарного запаса учащихся;
- развитие внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия.
Оборудование: магнитная доска, карточки со слогами и деформированными словами, предметные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
Учитель-логопед приветствует детей и предлагает сесть тем, в чьём полном имени 2 слога (дети садятся); 3 слога; 4 слога.
2. Сообщение темы занятия
– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Это слоги. Они приготовили нам свои вопросы и задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите по одной карточке со слогом, а когда выполните все задания, сможете составить из них пароль.
3. Викторина «Слог и слово»
– Ответьте на вопросы:
- В одном слоге – один звук. Какой он – гласный или согласный?
- В слове два звука. Сколько в нём может быть слогов?
- В слове есть согласные и один гласный. Сколько в нём слогов?
- Какое слово длиннее: карандаш или карандашик?
- В слове кот – 3 звука, и в слове мяу – 3 звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Почему?
4. Игра «Собери слова из слогов»
На доску прикрепляются карточки с деформированными словами.
– Переставьте слоги так, чтобы получилось слово:
КА-НЕЙ-ЛИ РИ-КУ-ЦА МИН-ВИ-ТА НИ-ПЯТ-ЦА
ЧИК-НЕ-КУЗ ТА-НУ-МИ КЕ-РА-ТА БОЧ-КА-БА
Угаданные слова записываются в тетрадь, ставится ударение.
5. Упражнение «Вставь недостающий слог»
Детям предлагаются таблички со словами, в которых пропущен один слог ЛО или КА.
– Угадайте пропущенный слог и запишите угаданные слова в 2 столбика.
|
|
ВО-__-СЫ
ПО-__-ЖУ
ЗО-__-ТОЙ
СОБА-__
МО-__-КО МУЗЫ-__
ВЕСЕ-__
МО-__-ДОЙ
ИЗБУШ-__ СОРО-__
После записи слов проводится проверка.
– В какое слово можно вставить и ЛО, и КА? (ПО-__-ЖУ)
6. Игра «Кто быстрее соберёт?»
На доске предметные картинки: аист, колбаса, лимон, медведь, кастрюля, самолёт, апельсин, огурец, лошадь, робот. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.
7. Графический диктант
Коварный Буквоежка очень любит согласные. Ваша задача – спрятать согласные от Буквоежки, записать слова, используя только гласные и поставить ударения. Например, корова – _ о _ о _ а .
Предъявляются картинки: ботинки, автобус, кубики, пирамидка, бабочка, телефон. После выполнения задания – проверка.
– Вспомните, какое слово мы записали первым? Вторым? И т.д.
8. Игра «Найди лишний слог»
– Слоги решили похулиганить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.
Детям предъявляются таблички:
САМОХАР ПЕРАЧЕНЬЕ
ВАСУРЕНЬЕ КАРЫКАО
ПИНОРОЖКИ ГРУКРЫШИ
СУГРОХАРИ КОНРАФЕТЫ
(Сахар, варенье, пирожки, сухари, печенье, какао,
груши, конфеты)
Что общего во всех этих словах? (Это продукты).
9. Итог занятия
После выполнения всех заданий детьми собраны таблички со слогами: РЕ, БЯ, ТА, МО, ЛОД, ЦЫ (не по порядку).
– Давайте узнаем, что же хотели сообщить нам слоги в своём послании. Расставьте слоги так, чтобы получилась правильная запись.
Задание выполняется, записывается в тетрадь.
– Слоги довольны вашей работой и надеются, что вы всегда будете с ними дружить. Понравилось вам наше сегодняшнее занятие? Что особенно запомнилось?