Тема: Животные.
Цели:
- познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками;
- научить различать животных;
- расширять кругозор;
- воспитывайте бережное отношение к природе
Оборудование: картинки с изображениями животных разных групп, взятых из наглядного и раздаточного материала по развитию речи и окружающему миру для дошкольников, из наглядного пособия «Окружающий мир 1 класс»; учебник-тетрадь А.А. Вахрушева «Окружающий мир. Я и мир вокруг» 1 класс, часть 4, стр.14-16 (Образовательная система «Школа 2100») диски «Большая детская энциклопедия»; карточки для групп.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (Приложение)
Любите родную природу – Слайд 1
Озера, леса и поля. Слайд 2
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля. Слайд 3
На ней мы с тобою родились, Слайд 4
Живем мы с тобою на ней. Слайд 5
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
II. Актуализация знаний
– Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать
знакомиться с «окружающим миром». Посмотрите,
пожалуйста, на доску, к вам в гости пришел
любознательный грибочек. Здравствуйте, ребята. Слайд
6
– Нас окружает множество предметов: реки и леса,
комары и самолеты, солнечный
свет и ветер, растения и животные, и многое-многое
другое. Дайте название этому множеству
предметов. (Природные объекты – это все, что
нас окружает) Слайд 7, 1-й щелчок
– На какие группы можно разделить природные
объекты? Слайд 7, 2-й щелчок (Живые
организмы и неживые предметы)
– Что показывают стрелки на схеме между этими
группами? Слайд 7, 3-й, 4-й щелчки (В
природе все взаимосвязано)
– Какие признаки живых организмов вы можете
назвать? Слайд 8, 6 щелчков (Дышат,
питаются, потребляют воду, растут, приносят
потомство, умирают)
– Назовите группы живых организмов. Слайд 9, 3
щелчка (Растения, грибы, животные)
– Разгадайте, пожалуйста, кроссворд (стр. 14)
Вставьте недостающие буквы. Какое слово
получилось по горизонтали. Слайды 10-11
III. Открытие нового знания
– Значит, о чем будем говорить на сегодняшнем уроке? (О животных)
Проблемный вопрос:
Растения можно разделить на две группы:
«цветковые и нецветковые». Грибы бывают
съедобные и несъедобные. А по каким признакам
можно разделить животных на группы? Давайте
вспомним, что мы уже знаем о животных.
В отличие от растений, животные едят готовую
пищу, поэтому, их называют … («едоки») Еще они
умеют передвигаться. Собака бегает при помощи
…(ног), лягушка прыгает при помощи…(лап), птицы
летают при помощи (крыльев), рыбы плавают при
помощи…плавников). Значит, всем животным для
передвижения нужны … (конечности) Для каждой
группы животных конечности бывают разными. Вам
следует определить какого вида конечности у
ваших животных.
– На прошлом уроке мы говорили, что окрас
грибов и животных зависит от
среды обитания.
Следовательно, все животные имеют
разнообразный покров. Слайд 12 (По
покрову и числу ног животных объединяют в
определенные группы)
– Давайте, при помощи карточек, определим группы
животных. Ответы на карточки подготовьте по
образцу: Слайд 13
- 1 человек «Представители нашей группы называются…»;
- 2 человек: «Животные этой группы имеют…»
- 3 человек «Их покров …»
– Слушая ответы выступающих товарищей, заполните таблицу на стр.14. Слайд 14, 14 щелчков
Дополнительные сообщения учителя:
- Насекомые самая многочисленная группа животных.
- Пауки входят в группу членистоногих, их ноги сгибаются в связках.
- Рыбы больше всех животных откладывают яиц. Их яйца называются икринками.
- Группу земноводных называют двоякодышащими: взрослые особи пользуются легкими на земле, но могут дышать через кожу в воде.
- Пресмыкающиеся дышат воздухом с помощью легких, живут и откладывают яйца на суше.
- Птицы дышат воздухом с помощью легких, рождают детенышей, откладывая яйца. У них есть клюв, но нет зубов.
- Млекопитающие дышат воздухом с помощью легких, самки выкармливают своих детенышей собственным молоком. Ученые относят животных, имеющих спинной костный столб в теле, к позвоночным, а не имеющих – к беспозвоночным. Это две основные группы в царстве животных. Они включают в себя другие, меньшие группы.
IV. Физкультминутка
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
Карликами стали дети.
А потом все дружно встали,
Великанами вы стали.
Дружно хлопаем,
Тихо топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
V. Первичное закрепление. Практическое задание
Помогите Улиточке справиться с заданием на странице 15. «Соедини животных с их названиями» Названия спрятаны в загадках. (Учащиеся проводят «ниточки» от изображенных животных к их названиям) Слайды 15-28
Многорукий Царь Гордей
Наплел ловушек и сетей.
Как расставит он ловушки,
Прошипит: «Ловитесь, мушки» (паук)Сидит на ветке,
А не птица,
Есть рыжий хвост,
А не лисица (белка)Ходит-бродит
злой разбойник
Без дубинки и ножа.
Все в лесу его боятся,
Кроме дядюшки Ежа (волк)У этой птицы клюв, как две спицы.
Ноги длинные как у циркуля
По воде она гуляет,
То и дело нос купает (цапля)Днем слепа бывает,
А ночью прозревает (сова)Хвост рыбий, но не рыба.
Пасть с клыками, но не зверь (крокодил)Ухватил за хвост, Но – ах! Удрала,
А хвост в руках (ящерица)Над водой – водицей –
Царевна круглолица.
Поет царевна, да так напевно,
Что все на суше затыкают уши (лягушка)Лежит веревка,
Шипит плутовка,
Брать ее опасно –
Укусит. Ясно? (змея)В буйном море-океане
Рыба страшная живет.
У неё большой живот,
Пасть с ужасными
клыками (акула)На самом дне – в глубокой яме
Стоит огромный дом с усами.
Все, что мимо проплывает,
Дом тот сразу же глотает (сом)Ходил рогуля на шести ходулях.
Вдоль спины себя сломал,
Крылья белые достал.
Зажужжал рогуля и полетел, как пуля (жук)Имя взял у кузница,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки.
И что есть мочи
В траве стрекочет (кузнечик)
VI. Задание по развитию речи
Медвежонок услышал, как людей называют, используя внешний вид, повадки и описание животных. Но затрудняется повторить это. Давайте ему поможем. Задание на странице 16. Слайды 29-30
Неуклюжий, как ___________
Огромный, как ______________
Трусливый, как ___________
Хитрая, как ___________
Колючий, как ____________
Изворотливый, как ________
Благороден, как _________
Голоден, как ___________
Шустрый, как _________
Надутый, как _____________
VII. Задание на внимание
У каждого животного есть свой «дом», где ему хорошо и уютно, где можно выводить потомство и заботиться о нем.
Стихотворение Виолетты Пальчинскайте
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу,
В них забьётся до весны
И всю зиму смотрит сны.
Из ветвей, камней, коры
Хатки делают бобры –
Строят домик у пруда,
Вход туда – из-подо льда!
К дому своему стремиться
Издалека аист-птица:
Прилетает каждый год
И в родном гнезде живет.
Разве спросишь без улыбки:
– Ну, а где же дом улитки?
И дошкольник рассмеётся:
– С ним она не расстается!
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем!
Применение диска «Большая энциклопедия» – видеоряды «Тундра», «Пустыня», «Леса» Учащиеся выполняют задание в зеленой рамочке на странице 16. Помоги животным добраться до своего дома, соедини «ниточкой» картинку и животное. Учитель показывает Арктику. Для каких животных подходит эта среда обитания? Учитель показывает лесную полосу Евразии. Какого животного поместим в этой среде обитания? Встаньте учащиеся, у которых есть картинки с обитателями лесов. Учитель показывает саванну. Кто может питаться в этих краях? Раскрасьте дома животных из последнего задания.
VIII. Итог урока Слайд 31
Посмотри мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
И никто – ни я, ни ты –
Жить не может без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережём
Наш земной природный дом.
Природу берегите, дети
Ведь нет другой на этом свете!
IX. Рефлексия Слайд 32
– Сегодня на уроке мы познакомились с
различными …(группами животных).
– Каждому животному необходима своя
среда…(обитания)
– Из каких «источников» вы можете узнать о
животных дополнительный материал. Слайд 33
Карточки для групповой работы учащихся
1. Насекомые
- Прочти четко и громко название карточки.
- Рассмотри предложенные картинки. Сосчитай количество ног.
- Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.
2. Пауки
- Прочти четко и громко название карточки.
- Рассмотри предложенные картинки. Сосчитай количество ног.
- Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.
3. Рыбы
- Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.
- Какое название можно дать этому классу.
- Какую форму имеют конечности.
4. Земноводные
- Прочти четко и громко название карточки.
- Рассмотри предложенные картинки. Сосчитай количество ног.
- Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.
5. Пресмыкающиеся
- Прочти четко и громко название карточки.
- Рассмотри предложенные картинки. Сосчитай количество ног.
- Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.
6. Птицы
- Прочти четко и громко название карточки.
- Какую форму имеют конечности у этих представителей.
- Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.
7. Млекопитающие
- Прочти четко и громко название карточки.
- Рассмотри предложенные картинки. Сосчитай количество ног.
- Определи по картинкам покров (чешуя, голая кожа, чешуйчатая кожа, перья, шерсть, твердая кожица, панцирь) Верные слова подчеркни.