Цели:
- Повторять таблицу умножения для 3 класса - на 2, 3, 4, 5; для 4 класса - на 9.
- Закрепить знания о взаимосвязи между компонентами и результатом умножения.
- Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки – повторять правила о порядке арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок.
- Совершенствовать умение решать задачи.
- Обобщать и закреплять знания учащихся, полученные ранее на уроках.
- Продолжать работу по совместному сотрудничеству в группах.
- Воспитывать аккуратность и умение помочь товарищу.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
У(учитель). С каким настроением вы пришли в школу? Как хорошее настрой на учебу поможет вам в изучении учебного материала на уроке? (Объявляется тема и цель урока)
У. Запишите число, месяц, классная работа.
У. В ходе урока не стесняйтесь спрашивать, что непонятно. Соблюдайте дисциплину. Поднимайте руки для ответов, при этом можете не вставать из-за парты.
II. Коллективная устная работа с актуализацией знаний таблицы умножения.
Цель: Закрепим навыки табличного умножения и деления.
Н/Д (на доске) карточки - примеры на знание табличных случаев умножения.
Таблица умножения на 9. Таблица умножения до 5. (Учитель показывает карточки ребятам)
4х9 54:9 9х3 24:8 20:5 9х3 9х2 5х9 4х8 3х7 3х8 5х3 12:6 9х4 32:8 и т.д. (Работают дети двух классов одновременно, только для третьеклассников необходимо подбирать табличные случаи умножения из пройденного материала)
Подведение итога данного этапа урока.
III. Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа.
Н/Д № 13 стр. 122 – 4 класс № 22 стр. 111–112 – 3 класс.
Цель: Откройте, пожалуйста, учебники на указанных страницах. Сейчас вы - ученики и 3, и 4 классов будете самостоятельно выполнять задания по закреплению знаний таблицы умножения.
У. 4 класс, выполняйте строго по заданию, после выполнения, У Узнайте сколько копеек в каждом прямоугольнике?
Ответьте на вопрос – “Какая взаимосвязь между компонентами.
У. Выполнив задание, ответьте на вопрос, умножения и деления? ” полученные копейки можно ли заменить одной монетой? Почему? (Во время выполнения задания учитель подходит к детям , которым необходима помощь и помогает индивидуально)
Проверка задания, сначала у 4 класса, затем у 2 класса. При этом учащиеся обоих классов внимательно слушают друг друга и принимают участие в проверке. Подведение итога.
(В результате выполнения задания, дети 4-го класса объясняют , что 27:3=9, 27:9=3, 3х9=27, 9х3=27; а ученики 3 класса- 3+3+2+2=10 (коп.) можно заменить одной монетой достоинством 10 копеек, 10+10+10+10+5+5=50 (коп.), можно заменить одной монетой достоинством 50 копеек 50 коп+50 коп+1 руб=2 (руб.), можно заменить одной монетой достоинством 2 рубля, остальные случаи сложения не могут быть заменены одной монетой).
IV. Закрепление знаний таблицы умножения.
Самостоятельная работа. через решение примеров на порядок действий.
№ 14 стр. 122
V. Работа под руководством учителя.(Учащиеся работают у доски, допускается помощь. Для закрепления материала учащимися под руководством учителя выполняют задание № 23 стр. 112. В каждом случае дети называют, 9х2=18 9х3=27 9х5=45 9х4 какие действия содержит выражение, в каком порядке их надо выполнять, и вычисляют значение выражения.
18:2=9 27:3=…. 45: … . . .
18:9=… 27:9=… 45: … . . .
У. Вспомните правило порядка действий в выражениях со скобками.
9+. . . . . . . . . . . .
Н/Д Дети читают правило на доске:
Выполнять действия в следующем порядке:
|
Для учащихся заранее подготовлены карточки – помощники. Далее под руководством учителя дети объясняют порядок.
Они раздаются детям по мере того, какие трудности испытывают в действий в выражениях с заданием. ходе выполнения задания.
У. В выражении 2х (11-6) есть действия умножение и вычитание. В нем есть скобки, значит первым действие выполняем действие в скобках, затем умножение. Вот таким должно быть объяснение.
(Под руководством учителя решаются 1-й и 2-й столбики примеров)
Подведение итога работы по данному этапу урока отдельно для каждого класса.
Физкультминутка. (Четыре вида общеразвивающих упражнения на выработку правильной осанки)
VI. Решение задачи. Под руководством учителя.
VII. Решение задачи. Самостоятельно.
Цель: продолжать работу над задачей. № 11 стр. 121 № 28, стр. 113.
- На доске краткая запись.
У. Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Скажите какие данные понадобятся для краткой записи?
У. Что надо узнать?
У. Как записать краткую запись?
Мужчин - . . . ч.
Женщин - . . . ч.
У. Что нужно поставить в краткой записи, чтобы узнать - сколько всего читателей посетило библиотеку?
Д. Фигурную скобку.
У. Решайте задачу самостоятельно.
У. Что известно в задаче? По мере того, как дети будут озвучивать 40 + 50 = 90 ( ч.)
Ответ: 90 мужчин и женщин посетило библиотеку.
С помощью учителя ученики выясняют, что сначала надо узнать сколько стоит одна булочка, так как известна стоимость шести булочек. Для тех, кто справился с первой задачей, предлагается копейки, а затем, так как цена булочек одинаковой, узнаем стоимость решить эту задачу самостоятельно.
1) 54 : 6 = 9 ( к.) – стоит одна булочка; 30 + 10 = 40 (к.) – было.
2) 9 х 9 = 81 (к.) – стоят 9 булочек. Ответ : 40 кораблей было.
Ответ: 81 копеек.
(Коллективная проверка и подведение итога данного этапа работы)
VIII. Упражнения на решение выражений на порядок.
У. Какие знания примените для правильного выбора.
Н/Д 6+2 3+4 9-5 8-6
Дети называют правило.
У. Решите самостоятельно примеры. Чем они отличаются?
У. Верно. Это правило сегодня вспоминали третьеклассники.
Н/Д № 17 (1 и 2 ст.) стр.122.
(Решают под руководством учителя)
Параллельно идет проверка у третьеклассников.
18 : 9 х 4 72 : 9 х 3
Д. В первом случае было сложение и вычитание единиц, а во втором - десятков - круглых чисел.
36 : 9 х 6 39 + 45 : 9
54 : 9 х 5 27 + 63 : 9
Проверка.
IX. Подведение итога урока. Домашнее задание.
У. Ребята, над чем мы работали сегодня на уроке?
Д. Повторяли решение примеров и задач.
4 класс - № 17 (3 и 4 ст.) стр. 122.
3 класс - № 23 (3-й ст.) стр. 112.
УМК, применяемый в обучении учащихся специально-коррекционного класса VIII вида:
М.Н.Перова. Математика. Учебник 4-го класса. Москва. Просвещение. 1991 г.
В.В.Эк. Математика. Учебник 3-го класса. Москва. Просвещение.1999 г.