Урок математики в 1-м классе "Угол. Вершина угла". (Развивающая система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Тема: Угол. Вершина угла.

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «угол», «вершина угла»

Задачи урока:

  • актуализировать знания, связанные с понятиями: «луч», «равенства», «неравенства», «знаки сравнений», «знаки действий»;
  • учить распознавать в окружающем мире знакомые плоскостные фигуры и изображать их;
  • развивать умение осознавать и принимать учебную цель, проверять по ходу работы и после работы её правильность;
  • развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группах;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать, формулировать гипотезу, делать вывод.

Оборудование урока:

  • учебник «Математика» 1класс (3часть) (И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина);
  • демонстрационные карточки с цифрами, знаками, буквами (печатными и прописными);
  • карточки для групповой работы;
  • символы, отражающие различные виды деятельности на уроке (работа в паре, игра «Кот в мешке», физ.минутка, работа в учебнике);
  • толковые словари;
  • карточки к игре «Весёлые человечки»;
  • рисунок горы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Целеполагание

На доске – буквы, знаки, символы: 6 , 1 , + , У , = , > , р , и , 5 , Г , 4 , О , 7

Учитель: На какие группы можно разбить запись?
Дети: Буквы, цифры, знаки равенств и неравенств.
Учитель: Как вы считаете, что нам понадобиться для урока математики?
Дети: Цифры, знаки.
Учитель: А буквы? Для чего мы можем их использовать на уроке математики?
Дети: Можно назвать ими отрезки, показать начало луча.
Учитель: А ещё эти буквы помогут нам предположить, какой может быть сегодня урок математики (дети называют прилагательные):

У – увлекательный, учебный …
р – радостный, развивающий…
и – интересный, игровой…
Г – грамотный, глубокий …
О – обучающий …

III. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний

Учитель: Буквы использовали. А что можно сделать с цифрами?
Дети: Можно использовать их для записи чисел.
Учитель: Какое задание можно выполнить с числами?
Дети: Можно составить отрезок натурального ряда чисел.
Учитель: Составьте, используя все числа, отрезок натурального ряда чисел.
Дети: Не получится, не хватает некоторых чисел и поэтому нарушается правило: в отрезке натурального ряда чисел каждое следующее число больше предыдущего на единицу.
Учитель: Какое ещё задание можно выполнить с ними?
Дети: Выполнить различные действия с ними, составить неравенства, равенства.

Появляется символ – работа в паре.
На каждой парте карточка, на которой дети в паре выполняют следующее задание:

Игра «Кулачок»: 1 + 1 + 3 – 1 + 2 – 1 = 5

– Запишите это число в верхний правый угол от точки О.

  • Число, которое меньше 5, но больше 3.

– Запишите это число в нижний левый угол от точки О.

  • Число, следующее за числом 6.

– Разместите это число в нижнем правом углу.

  • Самое маленькое натуральное число.

– Разместите это число под точкой О.

  • Соседями какого числа являются 5 и 7.

– Это число запишите возле точки в верхнем левом углу.

2. Знакомство с новым материалом

Учитель: Проведите прямую линию красным карандашом от точки О через точку 5 и из точки О через точку 7.
Учитель: Как называются линии, которые вы провели?
Дети: Лучи.
Учитель: А что получилось? Как называется эта фигура?
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним следующее задание.

Появляется символ «Кот в мешке». Дети ищут по классу конверт с сюрпризом. В конверте буквы: печатного шрифта – Г, О, Л, У; письменного шрифта – Р, Ш, И, Е, В, Н, А.

Учитель: Эти буквы помогут. Разобьем их на 2 группы.
Дети: Буквы печатного и письменного шрифта.
Учитель: Составьте слово – название из букв печатного шрифта.
Дети: Угол.
Учитель: Давайте попробуем рассказать, что такое угол, используя знакомые математические термины и чертеж.
Дети: Угол – это фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.
Учитель: А где можно найти точное толкование этого слова?
Дети: В толковом словаре.

Ребенок ищет в словаре толкование слова «угол».

Учитель: Совпало наше толкование этого понятия с тем, что мы прочитали в словаре? У нас остались буквы письменного шрифта. Составьте из них слово.
Дети: Вершина.
Учитель: Что в этой фигуре можно назвать вершиной? В каком случае можно еще употребить это слово «вершина»?
Дети: Вершина горы, вершина успеха.
Учитель: Давайте сверимся с толковым словарем, уточним это понятие.
Учитель: Когда в жизни можно употребить это выражение: «вершина успеха»?

3. Динамическая пауза

Появляется символ физминутки. Проводится игра «Дотянись до звезды» (автор Кряжева)

Учитель: Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте, что вы на вершине высокой горы, а над вами ночное, усыпанное звёздами небо. Выберите для себя какую-нибудь звезду, которая для вас ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать. Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите её перед собой в красивую корзинку (повторить два раза).

4. Задание на перспективу

Учитель: Соедините точку О с точкой числа 1 и числа 6 желтым цветом. Что получили?
Дети: Угол.
Учитель: Похожи углы красного и желтого цвета между собой?
Дети: Не похожи, большой и маленький.
Учитель: Что в них общего?
Дети: Общая вершина.
Учитель: Для разных углов есть разные названия, о них мы узнаем позже.

5. Работа по учебнику

Учитель: Предлагаю выполнить задание по вариантам. Откройте учебник и найдите задание №34. Начертите углы с вершинами в точках: 1 вариант – М, О; 2 вариант – К, Е.

IV. Повторение и закрепление изученного материала

Учитель: Буквы мы использовали на уроке, числа использовали, а знаки? Нужно вставить пропущенные знаки в математические записи:

7… 0 4… 8 0… 1
4… 1 = 56… 1 = 55… 2 = 3
0… 3 0… 0 4…2 = 6

Учитель: А какие знаки нам понадобятся, чтобы выполнить это задание?
Дети: <, >, + , – , =
Учитель: На какие группы можно разбить эти записи?
Дети: Равенства и неравенства.
Учитель: Как вы считаете, для чего мы сейчас вспомнили равенства?
Дети: Поупражнялись в сложении и вычитании чисел в пределах 10.

Проверка выполняется с помощью игры «Весёлые человечки», где дети повторяют движение, показанное «весёлым человечком» в соответствии со знаком, который вставили в математические записи.

V. Итог урока и рефлексия

Учитель: Вспомните, какой же был урок?

Дети делятся впечатлениями.

Учитель:На доске – рисунок горы. Покажите цветными магнитами место, на котором вы себя ощущаете после урока. Где вы находитесь – на вершине успеха или на подходе к ней?

Дети анализируют свою работу на уроке и свои успехи на нём.