Тема: Угол. Вершина угла.
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «угол», «вершина угла»
Задачи урока:
- актуализировать знания, связанные с понятиями: «луч», «равенства», «неравенства», «знаки сравнений», «знаки действий»;
- учить распознавать в окружающем мире знакомые плоскостные фигуры и изображать их;
- развивать умение осознавать и принимать учебную цель, проверять по ходу работы и после работы её правильность;
- развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группах;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать, формулировать гипотезу, делать вывод.
Оборудование урока:
- учебник «Математика» 1класс (3часть) (И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина);
- демонстрационные карточки с цифрами, знаками, буквами (печатными и прописными);
- карточки для групповой работы;
- символы, отражающие различные виды деятельности на уроке (работа в паре, игра «Кот в мешке», физ.минутка, работа в учебнике);
- толковые словари;
- карточки к игре «Весёлые человечки»;
- рисунок горы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Целеполагание
На доске – буквы, знаки, символы: 6 , 1 , + , У , = , > , р , и , 5 , Г , 4 , О , 7
Учитель: На какие группы можно разбить
запись?
Дети: Буквы, цифры, знаки равенств и
неравенств.
Учитель: Как вы считаете, что нам
понадобиться для урока математики?
Дети: Цифры, знаки.
Учитель: А буквы? Для чего мы можем их
использовать на уроке математики?
Дети: Можно назвать ими отрезки,
показать начало луча.
Учитель: А ещё эти буквы помогут нам
предположить, какой может быть сегодня урок
математики (дети называют прилагательные):
У – увлекательный, учебный …
р – радостный, развивающий…
и – интересный, игровой…
Г – грамотный, глубокий …
О – обучающий …
III. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний
Учитель: Буквы использовали. А что
можно сделать с цифрами?
Дети: Можно использовать их для записи
чисел.
Учитель: Какое задание можно выполнить
с числами?
Дети: Можно составить отрезок
натурального ряда чисел.
Учитель: Составьте, используя все числа,
отрезок натурального ряда чисел.
Дети: Не получится, не хватает некоторых
чисел и поэтому нарушается правило: в отрезке
натурального ряда чисел каждое следующее число
больше предыдущего на единицу.
Учитель: Какое ещё задание можно
выполнить с ними?
Дети: Выполнить различные действия с
ними, составить неравенства, равенства.
Появляется символ – работа в паре.
На каждой парте карточка, на которой дети в
паре выполняют следующее задание:
Игра «Кулачок»: 1 + 1 + 3 – 1 + 2 – 1 = 5
– Запишите это число в верхний правый угол от точки О.
- Число, которое меньше 5, но больше 3.
– Запишите это число в нижний левый угол от точки О.
- Число, следующее за числом 6.
– Разместите это число в нижнем правом углу.
- Самое маленькое натуральное число.
– Разместите это число под точкой О.
- Соседями какого числа являются 5 и 7.
– Это число запишите возле точки в верхнем левом углу.
2. Знакомство с новым материалом
Учитель: Проведите прямую линию
красным карандашом от точки О через точку 5 и из
точки О через точку 7.
Учитель: Как называются линии, которые
вы провели?
Дети: Лучи.
Учитель: А что получилось? Как
называется эта фигура?
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос,
давайте выполним следующее задание.
Появляется символ «Кот в мешке». Дети ищут по классу конверт с сюрпризом. В конверте буквы: печатного шрифта – Г, О, Л, У; письменного шрифта – Р, Ш, И, Е, В, Н, А.
Учитель: Эти буквы помогут. Разобьем
их на 2 группы.
Дети: Буквы печатного и письменного
шрифта.
Учитель: Составьте слово – название из
букв печатного шрифта.
Дети: Угол.
Учитель: Давайте попробуем рассказать,
что такое угол, используя знакомые
математические термины и чертеж.
Дети: Угол – это фигура, образованная
двумя лучами, выходящими из одной точки.
Учитель: А где можно найти точное
толкование этого слова?
Дети: В толковом словаре.
Ребенок ищет в словаре толкование слова «угол».
Учитель: Совпало наше толкование
этого понятия с тем, что мы прочитали в словаре? У
нас остались буквы письменного шрифта. Составьте
из них слово.
Дети: Вершина.
Учитель: Что в этой фигуре можно назвать
вершиной? В каком случае можно еще употребить это
слово «вершина»?
Дети: Вершина горы, вершина успеха.
Учитель: Давайте сверимся с толковым
словарем, уточним это понятие.
Учитель: Когда в жизни можно употребить
это выражение: «вершина успеха»?
3. Динамическая пауза
Появляется символ физминутки. Проводится игра «Дотянись до звезды» (автор Кряжева)
Учитель: Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте, что вы на вершине высокой горы, а над вами ночное, усыпанное звёздами небо. Выберите для себя какую-нибудь звезду, которая для вас ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать. Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите её перед собой в красивую корзинку (повторить два раза).
4. Задание на перспективу
Учитель: Соедините точку О с точкой
числа 1 и числа 6 желтым цветом. Что получили?
Дети: Угол.
Учитель: Похожи углы красного и желтого
цвета между собой?
Дети: Не похожи, большой и маленький.
Учитель: Что в них общего?
Дети: Общая вершина.
Учитель: Для разных углов есть разные
названия, о них мы узнаем позже.
5. Работа по учебнику
Учитель: Предлагаю выполнить задание по вариантам. Откройте учебник и найдите задание №34. Начертите углы с вершинами в точках: 1 вариант – М, О; 2 вариант – К, Е.
IV. Повторение и закрепление изученного материала
Учитель: Буквы мы использовали на уроке, числа использовали, а знаки? Нужно вставить пропущенные знаки в математические записи:
7… 0 4… 8 0… 1
4… 1 = 56… 1 = 55… 2 = 3
0… 3 0… 0 4…2 = 6
Учитель: А какие знаки нам
понадобятся, чтобы выполнить это задание?
Дети: <, >, + , – , =
Учитель: На какие группы можно разбить
эти записи?
Дети: Равенства и неравенства.
Учитель: Как вы считаете, для чего мы
сейчас вспомнили равенства?
Дети: Поупражнялись в сложении и
вычитании чисел в пределах 10.
Проверка выполняется с помощью игры «Весёлые человечки», где дети повторяют движение, показанное «весёлым человечком» в соответствии со знаком, который вставили в математические записи.
V. Итог урока и рефлексия
Учитель: Вспомните, какой же был урок?
Дети делятся впечатлениями.
Учитель:На доске – рисунок горы. Покажите цветными магнитами место, на котором вы себя ощущаете после урока. Где вы находитесь – на вершине успеха или на подходе к ней?
Дети анализируют свою работу на уроке и свои успехи на нём.