Цели урока:
Образовательная: Повторить понятия радиуса и диаметра окружности, получить значение числа П, изучить формулы длины окружности
Развивающая: Развивать познавательный интерес учащихся, познакомить с историческим материалом, прививать навык работы на компьютере.
Воспитательная: Прививать учащимся навык самостоятельной работы, быть внимательным, учить аккуратности.
Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, таблица.
№ |
Этапы урока |
Время на этапы |
Содержание этапа, цели этапов |
Действия учащихся |
1. |
Орг.момент | 2 |
Готовятся к уроку | Записывают дату, тему урока |
2. |
Повторение | 5 |
Информация учащегося | Слушают и отвечают на вопросы по ходу рассказа |
3. |
Актуализация новой темы (практическая работа) | 6 |
Проверка д/з. Работа с таблицей, актуализация знаний | Вызванный ученик заполняет таблицу слайда |
4. |
Вычисление значения числа П | 7 |
Повторение темы округление чисел. Ознакомление с числом П | Сравнивают полученные результаты друг с другом |
5. |
Вывод формулы длины окружности. | 6 |
Изучить с учащимися формулу
длины окружности С= Пd, C = 2 Пr |
Слушают учителя, записывают формулу в тетрадях |
6. |
Самостоятельная работа | 7 |
Закрепление новых знаний | Вычисляют длину окружности по формуле |
7. |
Контроль знаний | 10 |
Проверка усвоения нового материала | Выполняют тест на компьютере |
8. |
Итог урока | 2 |
Учитель еще раз обращает внимание учащихся на формулу вычисления длины окружности | Записывают домашнее задание |
ХОД УРОКА
Содержание урока
1. Сказка “Колобок”.
Сегодня я расскажу вам сказку. Давным-давно в одной сказочной стране жили-были Кто жил? Правильно старик со старухой
. Испекли они колобок, поставили на окошко. А сами, знай спорят, кто должен больше от колобка съесть? А колобок решил сбежать, и думает : “А насколько я убегу, если повернусь один раз?” , и убежал Бежит по лесной дорожке, песенки поет, а навстречу ему заяц. “Куда это ты такой вкусный, да румяный катишься? Я тебя съем!” А колобок ему: “Да, вот думаю, сколько сантиметров я пройду, если повернусь один раз?” А заяц говорит: “Тогда тебе надо узнать свой радиус и диаметр.”А про радиус и диаметр нам расскажет (вызывается ученик, подготовивший выступление ). (Приложение 1)
Отгадайте загадку:
Сговорились две ноги делать дуги и круги. (Циркуль)
При помощи циркуля мы в 5 классе научились чертить окружность. Слово “циркуль” произошло от латинского слова "циркус”, которое в переводе означает “круг”.
Каждый раз, когда мы чертим окружность, остается точка от иголки циркуля. Это точка называется центром окружности. Слово “центр” произошло от латинского слова "центриум” - палка с заостренным концом, которым, погоняли быков, позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет циркуль на листе бумаги.
В 5-м классе мы также узнали, что окружность имеет радиус и диаметр. “Радиус” переводится как “спица колеса”. А диаметр равен двум радиусам.
Вспомним определения радиуса и диаметра.
Радиус - это отрезок, соединяющий центр окружности с любой точки окружности.
Диаметр - это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности.
Давайте, вычислим диаметр окружности, если радиус равен 6,2 метра.
Найдите радиус окружности, если диаметр равен 7 сантиметрам.
Спасибо за внимание!
А пока заяц рассказывал колобок-то и убежал. Катится, по дорожке катится, песенки поет, а навстречу ему волк: “Куда это ты такой вкусный, да румяный катишься? Я тебя съем!” А колобок ему: “Да, вот думаю, сколько сантиметров я пройду, если мой радиус равен 4,2 см?”. “Тогда тебе надо вычислить длину окружности. А ты знаешь, чем отличаешься ты от окружности?”. “Нет”. “Тогда слушай”.
3. Актуализация новой темы, проверка д/з.
“Ты - шар”, а вокруг тебя сфера. Если тебя разрезать, то получится круг, а вокруг круга окружность. Прочитаем стихотворение:
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность.
Она идет по краю круга
И называется окружность.
Твой радиус равен 4,2, тогда диаметр равен 8,4.
Практическое задание:
Измерить при помощи нитки диаметры нескольких круглых предметов (можно дать бумажные круги, но можно измерить диаметры цветочных горшков разных диаметров и т.д.).
Теперь при помощи калькулятора найдите отношение длины нитки к диаметру. Заполните таблицу.
Длина окружности и площадь круга
d | |||
r | |||
Длина нитки | |||
Длина нитки: d |
|||
С |
4. Вычисление числа П. Запомните: Отношение длины окружности к длине диаметра всегда одно и то же число. Его обозначают греческой буквой П (читаем пи). И это число бесконечная десятичная дробь, но для вычислений мы берем приближенное значение равное 3,14. Запишите это число в таблицу с домашним заданием. Повторите чему равно число П.
5. Вывод формулы длины окружности.
Если обозначить длину окружности буквой d, то С:d=П, отсюда С=П*d. (Запишите формулы в таблицу)
Вычислим длину твоей окружности С=3,14*8,4=2*3,14*4,2=26,376.
Пока волк вычислял длину окружности наш колобок убежал.
6. Самостоятельная работа.
Катится по дорожке, катится, а навстречу ему медведь, тоже хочет колобка съесть. А колобок не растерялся и спрашивает: “Если мой диаметр равен 8,4 см, то какова длина моей окружности?”. Медведь задумался. А вы, ребята, сумеете вычислить длину окружности?
Не успел наш колобок далеко уйти, а навстречу ему Лиса Патрикеевна: “Если не ответишь на мои вопросы, я тебя съем”. Поможем нашему герою убежать от хитрой лисы.
Выполнение теста (тест заполняется и проверяется на компьютере).
Тест: “Длина окружности”
1. Сколько радиусов имеет окружность?
Тип вопроса
1. Выбор единственно правильного ответа.
Цена вопроса (баллов): 1
- Один
- Два
- Бесконечно много
- Ни одного
2. Чему равно П?
Тип вопроса
1. Выбор единственно правильного ответа.
Цена вопроса (баллов): 1
- 3,24
- 3,14
- 4,2
- 8,2
3. Сколько будет углов у стола, если отпилить один угол?
Тип вопроса
1. Выбор единственно правильного ответа.
Цена вопроса (баллов): 0
- 4
- 5
- 3
- 10
4. Диаметр окружности равен 5,6, чему равен радиус окружности?
Тип вопроса
1. Выбор единственно правильного ответа.
Цена вопроса (баллов): 1
- 3,3
- 12,2
- 11,2
- 2,8
5. Найдите формулу длины окружности.
Тип вопроса
1. Выбор единственно правильного ответа.
Цена вопроса (баллов): 2
- С= Пr
- C=Пd
- C= 2Пr
- S=Пr
6. Длина обруча равна 18,84, найдите диаметр окружности.
Тип вопроса
1. Выбор единственно правильного ответа.
Цена вопроса (баллов): 1
- 3
- 4
- 6
- 12
На руках десять пальцев, сколько пальцев на 10 руках?
Тип вопроса
1. Выбор единственно правильного ответа.
Цена вопроса (баллов): 0
- 100
- 150
- 50
- 10
Всего вопросов 7.
Оценка: (на компьютере)
5 б – “5”
4 б – “4”
3 б – “3”
7. Итог урока.
А колобок к злым сказочным героям не вернулся, он прибежал к нам в школу. Вы рады ребята?
А теперь посмотрим, что узнал наш колобок (повторение формул).
Выставление оценок по итогам теста.
Запишите домашнее задание в дневник. Записать формулы в тетрадь и при помощи формул длины окружности вычислить длины окружностей, и заполнить таблицу.