Цели:
- закрепить знания учащихся о составе, строении, функциях скелета человека, научить оказывать первую доврачебную помощь при вывихах, растяжениях и переломах костей.
- развивать умения наблюдать, делать выводы, сравнивать, работать самостоятельно;
- продолжить формировать навыки работы в команде, заботиться о своем здоровье.
Оборудование: таб. «Скелет человека», «Строение кости», модель скелета, компьютер, проектор, экран, инструктивные карточки, карточки-задания к практической работе, бинты, косынка, грелка, шины.
Межпредметные связи: биология, химия,
медицина, информатика, математика.
Предварительная подготовка: класс делиться на
четыре группы, каждая группа получает свое
творческое задание.
ХОД УРОКА
Надо учиться не для того, чтобы стать ученым, а только для того, чтобы научиться жить лучше.
Лев Толстой.
1. Оргмомент
На заре биологической эволюции живые организмы
мечтали об этом изобретении природы. Природа
долго трудилась и доводила его до совершенства.
Сначала он был наружный кальцинированный или
хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным,
потом стал более надежным, позволяющим организму
свободно передвигаться и поддерживать свое тело
в пространстве. Вы уже, наверное, догадались, что
говорить сегодня мы будем о скелете. (Приложение
1)
Но каким бы ни был скелет внутренним или
наружным, в его состав неизменно входит хим.
элемент кальций. Я предлагаю вам рассчитать
содержание элемента кальция в организме
взрослого человека массой 70 кг, если известно,
что содержание кальция составляет 41 %.
2. Решение задачи
Фронтально:
1. Скажите, пожалуйста, могу ли я сказать, что в
организме человека содержится 1700 г металла
кальция? Почему?
2. Дайте характеристику металлу кальцию.
3. Как вы думаете, какие свойства он придает
костной ткани?
4. Какие еще хим. элементы входят в состав костей?
5. Какие вещества образуют кости?
3. Лабораторная работа: Изучение состава костей.
Инструктивная карточка
Тема: Изучение состава костей.
Цель: убедиться в наличии в составе кости органических и минеральных веществ: ознакомиться с особенностями костной ткани
Ход работы:
1. Рассмотрите на натуральном объекте строение
свежей кости. Найдите на ней выступы, гребни,
бороздки. Как вы думаете, для чего они служат?
2. Рассмотрите кости на распиле. Найдите плотное и
губчатое вещество. К какому типу тканей
относиться костная ткань? Почему? Запишите вывод
в тетрадь.
3. Рассмотрите готовый препарат костной ткани в
микроскоп. Зарисуйте увиденное.
4. Попытайтесь сломать или растянуть свежую
кость. Сделайте вывод о прочности костной ткани.
5. Рассмотрите декальцинированную кость.
Попытайтесь ее растянуть. Сделайте вывод о
значении органических веществ.
6. Рассмотрите прокаленную кость, попробуйте на
нее надавить. Сделайте вывод о роли минеральных
веществ.
7. Сформулируйте вывод о роли органических и
минеральных веществ в составе кости и запишите
его в тетрадь.
Учитель: Итак ребята, какие же выводы
вы сделали в ходе работы?
(Делают выводы)
Учитель: Замечательно, а каково же
строение костей?
Ученик у доски.
Учитель: За счет чего кость растет в
длину? Какое это имеет значение?
Ученик с места.
Учитель: За счет чего кость растет в
толщину? Какое это имеет значение?
Ученик с места.
Учитель: Каким образом кости
соединяются между собой?
Ученик у доски.
Учитель: Ребята, человек относиться к
существу, ведущему активный образ жизни. В ходе
своей жизнедеятельности человек может получить
различные травмы. Поэтому необходимо уметь
правильно и своевременно оказать первую
доврачебную помощь. Каждая группа получает
небольшую биологическую задачу, на решение
которой отводиться пять минут. По окончании
этого времени вы должны представить ее решение и
объяснить его ход.
Оценивать правильность вашего решения будет
фельдшер школы.
Задача № 1
Во время баскетбольного матча Вася резко бросил мяч в кольцо и неожиданно почувствовал боль в области кисти. Кисть поворачивалась, пальцы сжимались, но движения причиняли боль. Как вы думаете, что случилось с Васей? Какую помощь ему можно оказать до приезда врача?
Задача № 2
Во время похода Петя оступился и упал. Когда ребята помогли ему встать, оказалось, что его рука не двигается, висит неестественно, а плевой сустав начал опухать. Как вы думаете, в чем причина? Как можно помочь Пете?
Задача № 3
На загородной трассе произошла авария. Возле одной из машин ребята увидели девочку, которая сидела сгорбившись и плакала. Оказалось ей трудно дышать, любой вдох отзывался болью. Как вы думаете, что случилось с девочкой? Как ей помочь?
Задача № 4
Марина каталась на велосипеде, наехала на камень и упала. Саша помог ей встать и увидел, что на предплечье у Марины возникла шишка, рука сильно болит и не поворачивается вокруг своей оси. Как вы думаете, как Саша помог Марине?
Ребята работают самостоятельно, по окончанию работы зачитывают задачи и демонстрируют свои решения, фельдшер школы Любовь Николаевна оценивает правильность выполнения.
4. Итоги первого урока: Итак, ребята мы с вами на первом уроке рассмотрели состав, строение костей, способы их соединения, причины роста костей в длину и ширину, а так же научились оказывать первую доврачебную помощь при различных травмах.
Большой вклад в развитие медицины внесли многие ученые. Работы и открытия некоторых из них касаются и темы нашего сегодняшнего урока. Каждой группе заранее было предложено небольшое творческое задание. Вашему вниманию предлагается выступление первой группы.
5. Презентация №1 «Ученые» (Приложение 2)
Учитель: Спасибо ребята мы узнали
много полезной информации. Но нам необходимо
выяснить вопрос о том, как устроен скелет
человека. От каждой группы по два человека
присаживаются к компьютеру. Оставшимся на месте
учащимся предлагается особое задание, на решение
которого отпускается 3 мин. (Парная работа по
карточкам). (Приложение 4)
Пока ребята работают учитель проверяет
выполнение упражнения на компьютере. (Приложение
3)
Учитель: Пожалуйста, первая группа
представьте свое решение.
Ученик: Скелет черепа.
Учитель: Спасибо, вторая группа ,
пожалуйста.
Ученик: Скелет позвоночника
Учитель: Предоставляем слово третьей
группе.
Ученик: Грудная клетка
Учитель: Итак, у нас осталось два
отдела, без которых наша с вами жизнь немыслима.
Четвертая группа – вам слово.
Ученик: Строение пояса верхних
конечностей. Строение пояса нижних конечностей.
Учитель: Скажите мне из каких же
отделов состоит скелет человека? (С места)
Учитель: Наверное, ребята вы немного
утомились? Давайте снимем напряжение и проведем
физкультминутку в виде занимательной игры.
6. Игра «Массажист» [ 3]
Встали все. Я буду вам назвать кости скелета человека, а вы мне покажите, где они у вас расположены. Начали.
- нижняя челюсть
- скуловая кость
- ключица
- лопатка
- локтевой сустав
- ребро
- плечевая
- бедренная
- коленный сустав
- берцовая
– Молодцы, прошу садиться.
Учитель: Не зря мы с вами сделали физкультминутку. Следующий вопрос, который мы рассмотрим, тесно связан с физкультурой. Вторая группа провела небольшое исследование, которое предлагает вашему вниманию.
7. Презентация №2 «Профилактика заболеваний опорного скелета» (Приложение 5)
Учитель: Здоровье и красота это вечные
понятия и они зависят друг от друга. Как вы
думаете, есть красота в человеческом теле? Какого
человека считать красивым?
Третья группа приготовила для вас небольшое
сообщение.
8. Презентация №3 Пропорции тела (Приложение 6)
Учитель: Оказывается природа не только самый прекрасный художник, но и гениальный конструктор и инженер. Ее идеи человек широко применяет в своей жизни. Предоставляем слово четвертой творческой группе.
9. Презентация №4 Бионика (Приложение 7)
Учитель: Большое спасибо всем ребятам. Мы с вами плодотворно поработали, давайте вспомним, что же мы сегодня изучили.
10. Предлагается экспресс-марафон
1. Какие хим. элементы входят в состав костей?
2. Какова функция органических и минеральных
веществ в составе кости?
3. Каким способом кости могут соединяться между
собой?
4. Из каких отделов состоит скелет человека?
5. Какая кость в организме человека самая большая?
А самая маленькая?
6. Как предотвратить искривление позвоночника?
7. Как предупредить возникновение плоскостопия?
8. Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку
послужили именно эти слова Л.Толстого?
11. Рефлексия
Поднимите руки те,
– кому понравился сегодняшний урок.
– кто узнал что-то новое
– кто считает, что ему необходимо еще раз
повторить материал.
12. Итоги урока и выставление оценок
Информационные источники:
- Сонин К.И., Сапин М.Р., Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005.
- Энциклопедия для детей Человек том 18. Издательский центр “Аванта” 2001 г.
- Урок анатомии для 8-го класса, автор ШнягинаСветланаАндреевна