Конспект интегрированного урока химии и биологии в 8-м классе по теме "Скелет человека"

Разделы: Химия, Биология


Цели:

  • закрепить знания учащихся о составе, строении, функциях скелета человека, научить оказывать первую доврачебную помощь при вывихах, растяжениях и переломах костей.
  • развивать умения наблюдать, делать выводы, сравнивать, работать самостоятельно;
  • продолжить формировать навыки работы в команде, заботиться о своем здоровье.

Оборудование: таб. «Скелет человека», «Строение кости», модель скелета, компьютер, проектор, экран, инструктивные карточки, карточки-задания к практической работе, бинты, косынка, грелка, шины.

Межпредметные связи: биология, химия, медицина, информатика, математика.
Предварительная подготовка: класс делиться на четыре группы, каждая группа получает свое творческое задание.

ХОД УРОКА

Надо учиться не для того, чтобы стать ученым, а только для того, чтобы научиться жить лучше.

Лев Толстой.

1. Оргмомент

На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Вы уже, наверное, догадались, что говорить сегодня мы будем о скелете. (Приложение 1)
Но каким бы ни был скелет внутренним или наружным, в его состав неизменно входит хим. элемент кальций. Я предлагаю вам рассчитать содержание элемента кальция в организме взрослого человека массой 70 кг, если известно, что содержание кальция составляет 41 %.

2. Решение задачи

Фронтально:

1. Скажите, пожалуйста, могу ли я сказать, что в организме человека содержится 1700 г металла кальция? Почему?
2. Дайте характеристику металлу кальцию.
3. Как вы думаете, какие свойства он придает костной ткани?
4. Какие еще хим. элементы входят в состав костей?
5. Какие вещества образуют кости?

3. Лабораторная работа: Изучение состава костей.

Инструктивная карточка

Тема: Изучение состава костей.

Цель: убедиться в наличии в составе кости органических и минеральных веществ: ознакомиться с особенностями костной ткани

Ход работы:

1. Рассмотрите на натуральном объекте строение свежей кости. Найдите на ней выступы, гребни, бороздки. Как вы думаете, для чего они служат?
2. Рассмотрите кости на распиле. Найдите плотное и губчатое вещество. К какому типу тканей относиться костная ткань? Почему? Запишите вывод в тетрадь.
3. Рассмотрите готовый препарат костной ткани в микроскоп. Зарисуйте увиденное.
4. Попытайтесь сломать или растянуть свежую кость. Сделайте вывод о прочности костной ткани.
5. Рассмотрите декальцинированную кость. Попытайтесь ее растянуть. Сделайте вывод о значении органических веществ.
6. Рассмотрите прокаленную кость, попробуйте на нее надавить. Сделайте вывод о роли минеральных веществ.
7. Сформулируйте вывод о роли органических и минеральных веществ в составе кости и запишите его в тетрадь.

Учитель: Итак ребята, какие же выводы вы сделали в ходе работы?
(Делают выводы)
Учитель: Замечательно, а каково же строение костей?
Ученик у доски.
Учитель: За счет чего кость растет в длину? Какое это имеет значение?
Ученик с места.
Учитель: За счет чего кость растет в толщину? Какое это имеет значение?
Ученик с места.
Учитель: Каким образом кости соединяются между собой?
Ученик у доски.
Учитель: Ребята, человек относиться к существу, ведущему активный образ жизни. В ходе своей жизнедеятельности человек может получить различные травмы. Поэтому необходимо уметь правильно и своевременно оказать первую доврачебную помощь. Каждая группа получает небольшую биологическую задачу, на решение которой отводиться пять минут. По окончании этого времени вы должны представить ее решение и объяснить его ход.
Оценивать правильность вашего решения будет фельдшер школы.

Задача № 1

Во время баскетбольного матча Вася резко бросил мяч в кольцо и неожиданно почувствовал боль в области кисти. Кисть поворачивалась, пальцы сжимались, но движения причиняли боль. Как вы думаете, что случилось с Васей? Какую помощь ему можно оказать до приезда врача?

Задача № 2

Во время похода Петя оступился и упал. Когда ребята помогли ему встать, оказалось, что его рука не двигается, висит неестественно, а плевой сустав начал опухать. Как вы думаете, в чем причина? Как можно помочь Пете?

Задача № 3

На загородной трассе произошла авария. Возле одной из машин ребята увидели девочку, которая сидела сгорбившись и плакала. Оказалось ей трудно дышать, любой вдох отзывался болью. Как вы думаете, что случилось с девочкой? Как ей помочь?

Задача № 4

Марина каталась на велосипеде, наехала на камень и упала. Саша помог ей встать и увидел, что на предплечье у Марины возникла шишка, рука сильно болит и не поворачивается вокруг своей оси. Как вы думаете, как Саша помог Марине?

Ребята работают самостоятельно, по окончанию работы зачитывают задачи и демонстрируют свои решения, фельдшер школы Любовь Николаевна оценивает правильность выполнения.

4. Итоги первого урока: Итак, ребята мы с вами на первом уроке рассмотрели состав, строение костей, способы их соединения, причины роста костей в длину и ширину, а так же научились оказывать первую доврачебную помощь при различных травмах.

Большой вклад в развитие медицины внесли многие ученые. Работы и открытия некоторых из них касаются и темы нашего сегодняшнего урока. Каждой группе заранее было предложено небольшое творческое задание. Вашему вниманию предлагается выступление первой группы.

5. Презентация №1 «Ученые» (Приложение 2)

Учитель: Спасибо ребята мы узнали много полезной информации. Но нам необходимо выяснить вопрос о том, как устроен скелет человека. От каждой группы по два человека присаживаются к компьютеру. Оставшимся на месте учащимся предлагается особое задание, на решение которого отпускается 3 мин. (Парная работа по карточкам). (Приложение 4)
Пока ребята работают учитель проверяет выполнение упражнения на компьютере. (Приложение 3)

Учитель: Пожалуйста, первая группа представьте свое решение.
Ученик: Скелет черепа.

Учитель: Спасибо, вторая группа , пожалуйста.
Ученик: Скелет позвоночника

Учитель: Предоставляем слово третьей группе.
Ученик: Грудная клетка

Учитель: Итак, у нас осталось два отдела, без которых наша с вами жизнь немыслима. Четвертая группа – вам слово.
Ученик: Строение пояса верхних конечностей. Строение пояса нижних конечностей.

Учитель: Скажите мне из каких же отделов состоит скелет человека? (С места)
Учитель: Наверное, ребята вы немного утомились? Давайте снимем напряжение и проведем физкультминутку в виде занимательной игры.

6. Игра «Массажист» [ 3]

Встали все. Я буду вам назвать кости скелета человека, а вы мне покажите, где они у вас расположены. Начали.

  • нижняя челюсть
  • скуловая кость
  • ключица
  • лопатка
  • локтевой сустав
  • ребро
  • плечевая
  • бедренная
  • коленный сустав
  • берцовая

– Молодцы, прошу садиться.

Учитель: Не зря мы с вами сделали физкультминутку. Следующий вопрос, который мы рассмотрим, тесно связан с физкультурой. Вторая группа провела небольшое исследование, которое предлагает вашему вниманию.

7. Презентация №2 «Профилактика заболеваний опорного скелета» (Приложение 5)

Учитель: Здоровье и красота это вечные понятия и они зависят друг от друга. Как вы думаете, есть красота в человеческом теле? Какого человека считать красивым?
Третья группа приготовила для вас небольшое сообщение.

8. Презентация №3 Пропорции тела (Приложение 6)

Учитель: Оказывается природа не только самый прекрасный художник, но и гениальный конструктор и инженер. Ее идеи человек широко применяет в своей жизни. Предоставляем слово четвертой творческой группе.

9. Презентация №4 Бионика (Приложение 7)

Учитель: Большое спасибо всем ребятам. Мы с вами плодотворно поработали, давайте вспомним, что же мы сегодня изучили.

10. Предлагается экспресс-марафон

1. Какие хим. элементы входят в состав костей?
2. Какова функция органических и минеральных веществ в составе кости?
3. Каким способом кости могут соединяться между собой?
4. Из каких отделов состоит скелет человека?
5. Какая кость в организме человека самая большая? А самая маленькая?
6. Как предотвратить искривление позвоночника?
7. Как предупредить возникновение плоскостопия?
8. Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку послужили именно эти слова Л.Толстого?

11. Рефлексия

Поднимите руки те,
– кому понравился сегодняшний урок.
– кто узнал что-то новое
– кто считает, что ему необходимо еще раз повторить материал.

12. Итоги урока и выставление оценок

Информационные источники:

  1. Сонин К.И., Сапин М.Р., Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005.
  2. Энциклопедия для детей Человек том 18. Издательский центр “Аванта” 2001 г.
  3. Урок анатомии для 8-го класса, автор ШнягинаСветланаАндреевна