Тема: Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде.
Цели:
- Способствовать формированию у учащихся представления о силуэте и стиле в одежде.
- Познакомить с видами лёгкого женского платья, с эстетическими, гигиеническими и эксплуатационными требованиями к одежде.
- Способствовать формированию и развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.
- Способствовать развитию речи, обогащению и усложнению словарного запаса.
- Развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.
Оборудование: рабочие тетради, альбомы, цветные карандаши; презентация «Силуэт и стиль в одежде; требования, предъявляемые к одежде»; бумажные куклы и элементы одежды к ним для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока (Приложение 1; слайд 1)
– Сегодня мы приступаем к изучению раздела «Конструирование и моделирование плечевого изделия». Откройте тетради и запишите тему урока: «Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде».
III. Сообщение целей урока
– На уроке вы узнаете, что такое силуэт и стиль в одежде; познакомитесь с видами изделий плечевой группы; с требованиями, предъявляемыми к лёгкому женскому платью; примените полученные знания при выполнении практической работы.
IV. Сообщение нового материала
– Обратите внимание на тему урока: Требования к
лёгкому женскому платью.
– Какое оно, лёгкое женское платье? И может ли
платье быть мужским?
– Слово «платье» имеет несколько значений:
1. Это вид женской одежды, верх и низ которой
(блуза и юбка) составляют одно целое.
2. Одежда, которую носят поверх белья. (Это вся
одежда, кроме обуви и головных уборов).
– Все виды одежды (все швейные изделия) можно
разделить на две группы. С одной из этих групп вы
познакомились в 6-м классе. Назовите её. (Поясная
группа).
– Почему так назвали данную группу? Обратите
внимание на место крепления. На какой линии
туловища человека крепится одежда поясной
группы? (На линии талии – самой узкой части
туловища).
– Ко второй группе относят одежду, которая
крепится от линии плеч.
– А называется она...? (Плечевая)
1. Рассказ ученицы
Плечевая одежда берёт своё начало от
первобытных плащей-шкур. Через тысячелетия она
изменилась, например, в мужские и женские костюмы
греков, представляющих собой несколько кусков
ткани, которые не сшивались, а искусно
драпировались на фигуре человека. Костюм состоял
из двух частей: нижней рубашки – хитона, и
верхней – гимантия, более длинный назывался –
пеплос.
Одежда египтян была облегающей фигуру.
А на Руси первые сведения об одежде относятся к
VIII-XII столетиям. Женщины носили длинные холщовые
рубахи – сорочины – широкого прямого покроя,
подпоясанные по бёдрам и расшитые по краям. С тех
времён многое изменилось, сейчас существует
большое разнообразие изделий плечевой группы.
Назовите знакомые вам. (Приложение
1; слайд 2)
– Отгадайте, о каких видах плечевых изделий идёт
речь:
1. Разновидность платья, но без рукавов, иногда
на бретелях обычно без воротника. (Сарафан)
2. Домашняя одежда, иногда удлинённая, почти до
пят, с разрезом или застёжкой от верха донизу.
(Халат)
3. Женская одежда, покрывающая только верхнюю
часть туловища. (Блузка)
4. Одежда с проймами, без рукавов, различной длины.
(Жилет)
5. Женская одежда, состоящая из лифа и юбки,
объединённых в одно целое. (Платье)
2. Силуэт в одежде (Приложение 1; слайд 3)
– Первое зрительное впечатление от платья, костюма мы получаем, обращая внимание на его силуэт.
Силуэт (фр.) – внешние очертания
любого предмета, его тень. Это плоскостное,
контурное изображение объёмных форм одежды.
– Для более точной характеристики силуэта,
его сравнивают с геометрическими фигурами
(прямоугольник, треугольник, трапеция, овал (или
сфера)). Именно в силуэте отражается направление
моды. С изменением моды меняется силуэт.
Костюмы любой эпохи можно вписать в одну из
данных фигур (Приложение 1;
слайд 4).
Название силуэта и происходит от названия фигур (Приложение 1; слайд 5).
Прямой – одежда прямого силуэта
хорошо подходит практически для всех фигур, для
всех возрастов. Может быть узкой, вытянутой или
широкой.
Трапеция – расширение происходит
от линии плеча или проймы. Расширение может быть
спокойным или более значительным. Хорошо будет
смотреться на стройной фигуре.
Треугольный – зрительное
расширение книзу или наоборот в плечах создаёт
впечатление треугольника и лучше выглядит на
фигурах высоких, худощавых.
Овальный (сфера) – предлагается
модой редко и долго не удерживается, т.к.
противоречит естественным пропорциям
телосложения, выглядит неустойчивым.
Приталенный – создают расширенные
линии плеча и низа изделия и зауженная талия,
можно уподобить двум встречным трапециям или
треугольникам.
Меняется мода, меняется силуэт. Если хотите выглядеть современно, нужно прежде всего найти свой силуэт. При всём многообразии одежды, можно выделить 4 силуэта, которые на протяжении последних десятилетий всегда в моде:
- прямой
- трапеция
- приталенный
- полуприлегающий
3. Понятие о стиле
– Кроме силуэта, в одежде нам важно и то, к какому стилю она относится. Одежда может быть деловая, нарядная, спортивная.
Различают 3 основных стиля:
Классический(иначе – строгий,
деловой, элегантный) (Приложение
1; слайд 6).
Вещи, которые мало подвержены изменениям моды:
костюм – пара или тройка, платье с рукавами,
костюм с прямой юбкой или юбкой в складку, брюки,
жилет, рубашка.
Спортивный (это не обязательно
одежда для занятий спортом) – удобная для
движения, приемлема для работы и активного
отдыха (куртки, юбки, блузки, комбинезоны, джинсы).
(Приложение 1; слайд 7).
Романтический –область фантазий,
поисков. Одежда нарядная, экстравагантная,
подчёркивающая женственность и обаяние.
Используются элементы исторического,
фольклорного костюма, различные виды отделок:
воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Ткани:
воздушные, блестящие, бархатные. (Приложение
1; слайд 8).
В вашем гардеробе может быть одежда разных
стилей, но выбор одежды должен соответствовать
её назначению.
4. Требования, предъявляемые к одежде: (Приложение 1; слайд 9)
Гигиенические требования заключаются в том, что одежда должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма и предохранять тело от внешних воздействий. Одежда должна обладать теплозащитными свойствами, газо- и воздухопроницаемостью, гигроскопичностью. Гигиенические требования зависят от свойств материала, из которого изготовлена одежда, от формы и конструкции одежды.
Экономические требования к одежде заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной.
Эстетические требования к одежде заключаются в том, что она должна быть красивой, современной, высокохудожественной, соответствовать хорошему вкусу, а также должны учитываться возраст, особенности внешности.
Эксплуатационные требования к одежде заключаются в том, что она должна быть устойчивой: размеры, расположение отдельных узлов и деталей должны соответствовать фигуре, не должна теряться форма при длительной носке.
5. Беседа о профессиях, занятых в производстве одежды
– Оценивая достоинства одежды, предъявляя к
ней требования, мы предъявляем требования к
людям, изготовившим её. Скажите, люди каких
специальностей участвуют в создании одежды?
– В процессе изготовления одежды участвуют люди
различных профессий:
- Швея;
- технолог швейного производства;
- художник – конструктор;
- художник-модельер.
– Кто из художников-модельеров вам известен?
6. Рассказ о Вячеславе Зайцеве и Валентине Юдашкине
– Вячеслав Зайцев в области моды работает
более 30 лет. Зайцев является основателем
российского модного рынка. Он был первым
советским модельером, который участвовал в
международных демонстрациях моды.
Родился в Иваново, окончил Московский
текстильный институт, работал главным
дизайнером Всесоюзного Дома моделей в Москве,
директором Московского дома мод, затем открыл
свои салоны моделей.
Кроме одежды создаёт модели обуви, ювелирных
украшений, кухонной посуды, мебели. Характерные
черты его творчества: вкус, изысканная строгость,
деловитость, элегантность и классика.
Валентин Юдашкин окончил Московский
индустриально-педагогический техникум. Начинал
работать как визажист, что помогло ему при его
дальнейшей работе модельера. Первоначально
создаёт модели для pret-a-porter и деловых женщин.
Первым из российских модельеров участвовал в
Неделе высокой моды в Париже. Филиалы его Дома
моделей открыты в Милане, Париже. Одевает
арабских принцесс. Валентин Юдашкин делает по 1000
моделей в год. Практически все модели
распродаются. Любимые – хранятся в личном музее.
50% платьев делаются и драпируются модельером на
модели вручную. Ткани для коллекций
разрабатываются по личным эскизам Юдашкина. В.
Юдашкин одевает звёзд российской эстрады: Иосифа
Кобзона, Аллу Пугачёву, Филиппа Киркорова,
Александра Буйнова, Владимира Преснякова,
Надежда Бабкину.
Характерные черты его творчества: дороговизна
ткани и отделки; сочетание
несочетаемого; вызываемость форм,
экстравагантность.
Кутюрье – мастер по изготовлению одежды высшего мирового класса. (слайд 10).
– В чём суть работы художника-модельера? (Придумывает новые модели одежды и воплощает их в эскизах и готовых изделиях.)
V. Закрепление изученного
– И, конечно же, художник-модельер должен обязательно знать, какие существуют стили одежды. А вы их уже запомнили? Назовите.
– А сейчас на время станем художниками-модельерами и применим свои умения и полученные знания в практической работе.
VI. Практическая работа
1. Сообщение названия практической работы.
– Практическая работа называется, как и тема нашего урока: «Силуэт и стиль в одежде». Возьмите листы с образцом модели (Приложение 2)
2. Разъяснение задач практической работы
– Для первой бригады задача – придумать для
модели одежду спортивного стиля, сделать эскиз,
определить тип силуэта.
– Для второй бригады – придумать и выполнить
эскиз одежды классического стиля, определить тип
силуэта.
– А для девочек третьей бригады задание
следующее. Вам необходимо подобрать, выбрать из
большого количества дополнений, отделок такую,
чтобы это простое платье превратилось в платье
романтического стиля. (Приложение
3).
3. Ознакомление с объектом труда (образцом) (Приложение 1; слайд 11).
4. Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления)
5. Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы
VII. Самостоятельная работа учащихся
– Сейчас можете приступать к самостоятельной работе.
VIII. Текущий инструктаж
IX. Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися
– Давайте посмотрим, проверим и оценим работу девочек, справившихся с заданием первыми.
X. Инструктаж по выполнению домашнего задания
– Если не успели выполнить задание, то можете его доделать дома и принести на следующий урок, а также не забудьте принести с собой альбомы и тетради, простые карандаши.
XII. Уборка рабочих мест
XIII. Кроссворд
– Перед тем, как подвести итоги урока, проверим, как вы внимательно слушали и запомнили новый материал. Для этого нам необходимо разгадать кроссворд: (Приложение 1; слайд 12).
1. Он бывает спортивный, классический,
романтический. (Стиль)
2. Художник, который придумывает новые модели
одежды. (Модельер)
3. Одежда этого стиля приемлема и для работы, и
для активного отдыха. (Спортивный)
4. Силуэт, в котором от линии плеча происходит
расширение. (Трапеция)
5. Внешние очертания предмета, его тень. (Силуэт)
6. Догадайтесь, какое слово получится по
горизонтали? (Требования)
– Какие требования предъявляются к лёгкому женскому платью?
XIV. Подведение итогов урока
– Целей урока мы с вами добились. Вы хорошо трудились и индивидуально над своим эскизом, и группой девочки дружно справились с заданием.