Поузловая обработка юбки. Вытачки (6-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 6


Тема урока: Поузловая обработка юбки. Вытачки.

Время проведения: 1-й урок по теме “Технология обработки прямой юбки”.

Цели урока:

Учебная: ознакомить учащихся с видами и назначением вытачек, сформировать у учащихся знания и умения по обработке вытачек в лёгком платье;

Воспитательная: воспитывать культуру труда и чувство ответственности;

Развивающая: развивать внимательность и аккуратность, наблюдательность и самостоятельность в работе.

ОУУН - Формировать умения сопоставлять предметы по форме, конструкции и особенностям материала. Развивать логическое и пространственное мышление.

Основные понятия: вытачки, конструктивные линии.

Учебно-наглядные пособия: манекен, на одну половину которого надето швейное изделие без вытачек, на другую половину - швейное изделие с вытачками, швейные образцы (непривычно большого размера) пооперационной обработки вытачек, слайды, видеофрагменты.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, рисование.

Подготовительный этап: учащиеся получают задание собрать материал о фасонах одежды разных исторических эпох. Подготовка к уроку состоит из самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, подготовки электронной презентации и индивидуальных консультаций учителя.

На доске: тема урока, эпиграф; карточки с названиями линий, карточки с мерками и расчётными формулами, размеры женской одежды, чертёж прямой юбки.

План урока (2 урока по 40 минут).

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.).
  3. Проверка знаний (5 мин.).
  4. Сообщение нового материала (совместно с учащимися) (10 мин.).
  5. Физкультурная минутка (1 мин.).
  6. Вопросы для закрепления знаний (5 мин.).
  7. Упражнение “Обработка вытачки” (18 мин.).
  8. Физкультурная минутка (1 мин.).
  9. Практическая работа № 1 “Технология обработки вытачек”;  Практическая работа № 2 “Изготовление образцов обработки вытачек” (35 мин.).
  10. Заключительная часть урока, подведение итогов и выставление оценок (3 мин.).

ХОД УРОКА

1. Приветствие учащихся, перекличка, проверка готовности рабочих мест.

2. Озвучивание темы урока. Эпиграф к уроку (записан на доске) читается учителем: “С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся” (пословица).

Из истории: Портной и скорняк – одни из самых сложных профессий, связанных с искусством одевать человека. Издревле этим ремёслам начинали обучаться с детства. Учёба протекала долго и трудно. Работа портного в XIV–XVII вв. представляла собой достаточно тяжелый физический труд. Но с появлением универсальных швейных машин, шить стало гораздо легче.

Цель нашего урока: с помощью современного швейного оборудования и инструментов научиться делать разметку вытачки на ткани и обрабатывать вытачки на деталях швейных изделий.

3. Чтобы восстановить в памяти учащихся понятие о чертеже, ученикам предлагается задание у доски (4 человека):

1) На доске с помощью магнитов закреплены карточки с названиями линий - линия груди, линия талии, линия горизонта, линия бёдер, линия жизни.

Задание - правильно выбрать и расположить карточки на манекене и чертеже юбки и показать направление условных линий для снятия мерок и построения чертежа;

2) На доске закреплены карточки с мерками и расчётными формулами: Сб:2+Пб, Зп, Дтс/2, Ди.

Задание - правильно выбрать и расположить карточки на линиях чертежа прямой юбки;

3) На доске закреплён чертёж прямой юбки.

Задание - прочитать чертёж швейного изделия. Ответить на вопрос: какой размерный признак влияет на ширину базовой сетки чертежа прямой юбки?

4) На доске написан размер женской одежды: 158-96-104.

Задание - объяснить, что означают эти цифры.

Остальные учащиеся наблюдают за выполнением задания, определяют его правильность и указывают на ошибки, если они будут допущены.

- Дополнительные вопросы:

  1. В каком масштабе строят чертёж швейного изделия?
  2. Какие размерные признаки делят пополам при записи?

4. Что такое вытачка и для чего она нужна? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим костюмы разных исторических эпох.

Учащиеся демонстрируют слайды, подготовленные к уроку. Приложение 1

Женский костюм Древней Греции был очень прост. Ткань закрепляли на плечах с помощью узла или специальных зажимов и подпоясывали на талии, создавая тем самым большие объёмы в области груди и в области бёдер. Все линии женской фигуры скрывались драпировкой (швейное изделие без вытачек на манекене). Со временем костюм менялся, становился более изысканным, нарядным. Но большие объёмы по-прежнему скрывали женское тело. Современная мода предъявляет к одежде много требований, и в первую очередь, удобство и практичность. Появление новых материалов способствовало развитию современной молодёжной моды – одежды супероблегающей, яркой и красивой (швейное изделие с вытачками на манекене).

- Как же из плоских деталей получить изделие, соответствующее объёмным формам женской фигуры? В этом заключается основная задача швейного процесса. Из числа средств, с помощью которых решается эта задача, наиболее распространёнными являются вытачки, они помогают создать необходимое облегание фигуры.

Вывод: Излишки ткани на фигуре убирают в вытачки.

Перед тем, как продолжить урок, давайте запишем тему и поставим перед собой задачу выяснить: какие бывают вытачки по месту расположения и по конструкции (данные представим в виде схемы).

Вытачки могут быть выполнены от среза и в середине детали. Вытачки от среза - 1 - (рис.1, швейное изделие с вытачками) имеют форму треугольника и применяются в поясных и плечевых изделиях. По линии талии в поясных изделиях располагают три вытачки - переднюю, боковую и заднюю (чертёж юбки, образцы швейных изделий). По конструкции эти вытачки делятся на разрезные и неразрезные. Разрезные вытачки применяют при обработке изделий из толстых недорогих тканей (швейные образцы).

Вытачки в середине детали - 2 - (рис.1, швейное изделие с вытачками) имеют форму ромба и применяются в основном в плечевых изделиях.

На модели вытачки показывают с помощью конструктивных линий по направлению шва вытачки (рис.1, Приложение 1). Количество и форма вытачек зависит от фасона и размера изделия. Для обобщения сказанного учащимся предлагают схему (рис.2, Приложение 1).

Из истории: Издревле ремеслу портного обучали мальчиков. Дело передавали от отца к сыну. Когда ученик мог сам сшить и отделать костюм, ему присваивали звание мастера. Такой костюм во всех ремесленных мастерских носил название – “шедевр”.

Разметка вытачек.

Вытачки, идущие от среза, намечают мелом или мылом с изнаночной стороны детали (зарисовывается в тетрадь) тремя линиями: средней, боковой и линией, ограничивающей конец вытачки (рис.3, Приложение 1). Вытачки, находящиеся в середине детали, намечают с помощью четырёх линий: средней, боковой и линиями, определяющими начало и конец вытачки (см. образцы пооперационной обработки).

Обработка вытачек.

Для обработки вытачки деталь перегибают по средней линии лицевой стороной внутрь. Чтобы слои ткани не сдвигались при обработке, вытачку скалывают булавками, располагая их перпендикулярно к линии шва (учащиеся работают с образцами). Смётывание производят по боковой линии, начиная от вершины вытачки к срезу детали. А стачивают от среза к вершине, постепенно сводя строчку на нет. В начале и в конце строчки делают закрепку (Приложение 2).

Если вытачка расположена в середине детали, смётывание и стачивание её сторон начинают от одной из вершин.

Сгиб вытачки и шов приутюживают. Затем деталь разворачивают, припуск вытачки отгибают в сторону и заутюживают. У вытачек, расположенных вертикально, припуск заутюживают в сторону середины изделия, у горизонтальных и наклонных вытачек – вверх. Припуски ткани у разрезной вытачки разутюживают (Приложение 1, швейные образцы). У вершины вытачки после стачивания образуется слабина ткани (выпуклость), её сутюживают с изнаночной стороны утюгом с увлажнением.

5. Физкультминутка

6. Вопросы для закрепления знаний:

- Для чего применяют вытачки?

- В каком костюме больше вытачек: женском или мужском?

- В каких изделиях выполняют разрезные вытачки?

- Как показывают вытачки на эскизе модели?

- Как намечают вытачки на детали?

- Как заутюживают вытачки в изделиях?

На чужую работу глядя, сыт не будешь. (Пословица)

7. Упражнение. Обработка вытачки.

Оборудование, материалы и инструменты: лоскут хлопчатобумажной ткани размером 25х30 см, ножницы, нитки, игла, булавки портновские, напёрсток, линейка, швейная машина, утюжильный стол, утюг, образцы пооперационной обработки вытачек. Инструкционные карты.

Порядок выполнения работы:

  1. ТБ при работе с ручными инструментами, при работе на швейной машине, при работе с утюгом;
  2. На середине лоскута ткани, с изнаночной стороны наметить вытачку: длина 18 см, раствор 8 см (по 4 см от середины вытачки влево и вправо), провести боковые стороны вытачки.
  3. Сложить деталь лицевой стороной внутрь, вытачку сколоть булавками, сметать, совмещая боковые стороны вытачки, начиная от вершины к срезу.
  4. Стачать вытачку по боковой линии, начиная от среза к вершине, постепенно сводя строчку на нет. В начале и в конце строчки делать закрепки. Удалить нитки смётывания.
  5. Сгиб вытачки и шов приутюжить. Вытачку заутюжить на одну сторону. Сутюжить слабину у вершины вытачки с изнаночной стороны.
  6. Образец прикрепить в альбом.
  7. Самоконтроль: размеры вытачки соответствуют заданным; строчка стачивания ровная, начинается от среза ткани, заканчивается на сгибе, у вершины вытачки; в начале и в конце строчки выполнены закрепки.

Во время выполнения упражнения - целевые обходы рабочих мест учащихся:

  • обход с целью проверки начала выполнения работ;
  • обход с целью проверки соблюдения учащимися правил ТБ;
  • обход с целью проверки правильности выполняемой работы;
  • обход с целью индивидуального инструктажа с отстающими учениками – разъяснение учебного материала, показ выполнения приёмов работы.

Анализ работ учащихся.

8. Физкультминутка

9. Практическая работа № 1. Технология обработки вытачек.

Для учащихся разработаны карточки разного уровня сложности с вопросами и заданиями по теме (рис.4). На оценку “Отлично” нужно выполнить все задания.

Порядок выполнения работы:

  • В заданиях № 1 и № 2 букву правильного ответа обвести в кружок;
  • Задание № 3 выполнить карандашом.

10. Практическая работа № 2. Изготовление образцов обработки вытачек.

Для учащихся разработаны карточки разного уровня сложности с заданиями по теме (рис. 4). На оценку “Отлично” нужно выполнить все задания.

Оборудование, материалы и инструменты: лоскуты ткани размером 17х20 см, ножницы, нитки, игла, булавки портновские, напёрсток, линейка, швейная машина, утюжильный стол, образцы пооперационной обработки вытачек, карточки с заданиями.

Порядок выполнения работы:

1) Ознакомиться с рисунками – схемами вытачек;

2) Выполнить обработку заданных вытачек;

3) Проверить качество выполненных работ;

Во время выполнения задания - целевые обходы рабочих мест учащихся:

  • обход с целью проверки начала выполнения работ;
  • обход с целью проверки соблюдения учащимися правил ТБ;
  • обход с целью проверки правильности выполняемой работы;
  • обход с целью индивидуального инструктажа с отстающими учениками – разъяснение учебного материала, показ выполнения приёмов работы.

11. Анализ работ учащихся, выставление оценок.