Цель урока. Ознакомление обучающихся с моделирование юбки на кокетке с использованием элементов проектной деятельности на этапах «Поиск», «Проблема».
Задачи:
- Образовательная – научить моделировать юбку на кокетке на основе юбки «Малый колокол».
- Развивающая – развить творческие способности обучающихся, логическое мышление.
- Воспитательная – воспитать бережливость, толерантность, культуру труда, эстетический вкус.
Оборудование: масштабная линейка, циркуль, карандаши, ластик.
Наглядные пособия: лекало юбки «Малый колокол», технологическая карта, плакаты с моделями различных юбок, образцы юбок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Психологический настрой учащихся на урок.
– Здравствуйте, девочки! Какое сегодня
прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Давайте
подарим друг другу хорошее настроение. Я
улыбаюсь вам! Вы передайте свою улыбку друг
другу и подарите ее гостям.
– Садитесь
II. Постановка цели и задачи урока
– Сегодня мы продолжаем
проектировать и моделировать коническую юбку на
основе юбки «Малый колокол». Это один из
этапов проектной деятельности.
– Какие этапы проектной деятельности вам
знакомы?
III. Основная часть
Создание проблемной ситуации.
(Учитель показывает юбку солнце, прожженную в
верхней части.)
– Вот посмотрите внимательно на эту юбку. Что вы
заметили?
– Правильно. На этой юбке есть дыра. Девочка,
которая ее сшила, обратилась ко мне за советом.
Юбку ей выбрасывать жалко, так она сшила ее сама.
– Как помочь девочке?
– Может можно изменить фасон? Смоделировать и
дать юбке вторую жизнь?
– Обратите внимание, юбка имеет брак в
верхней ее части.
Дети предлагают свои варианты.
– Вот посмотрите, девочки, на эти модели юбок. <Рисунок 1> Фасоны абсолютно
разные.
– Может быть, какая-то модель поможет решить нашу
проблему?
– Сравните образцы данных юбок и подумайте,
каким фасоном мы можем воспользоваться.
– Итак, какую юбку вы выбираете?
Дети отвечают под каким номером.
– Правильно, молодцы!
– Эта юбка с кокеткой.
Учитель пишет на доске слово « кокетка».
– Что такое кокетка? (Отрезная часть в
изделии)
– А знаете ли вы, какое еще значение имеет это
слово.
– Кокетка – отрезная часть. Мы можем отрезать
верхнюю часть и перекроить нашу юбку.
– Но отрезать верхнюю часть юбки без выкройки
нельзя. Как же мы поступим?
– А вот как. Мы изменим нашу выкройку.
– Что это означает? (Выполним моделирование)
– Что нам для моделирования понадобится:
- Основа юбки «Малый колокол» <Рисунок 2>
- Циркуль
- Карандаши простой и цветные
- Технологическая карта построения юбки <Рисунок 3>
- Масштабная линейка.
– И наша задача на уроке смоделировать юбку с кокеткой
IV. Практическая часть. Моделирование юбки на кокетке
– Ну что, давайте будет конструировать новую
модель – юбку на кокетке.
– На предыдущем уроке вы моделировали юбку
«Малый колокол».
– С помощью этой основы мы получим новую модель.
– Перед вами на столе лежит лист бумаги с
технологической картой и основа юбки –
полу-солнце.
– Посмотрите внимательно, что вам знакомо в этой
модели? (Основа юбки-колокола)
– Посмотрите в свою тетрадь для сравнения с
вашим чертежом. Что скажите? (Это одно и тоже)
– Теперь возьмите основу юбки полусолнце и
обведите на ваш листок слева от эскиза модели и
технологической карты. (Обратить внимание на
осанку детей)
– По намеченным точкам постройте юбку «Малый
колокол».
– Поставьте буквенные обозначения карандашом.
– Хорошо, молодцы!
Последовательность построения
(Работа с масштабной линейкой. Масштаб 1:4)
- Отложить длину кокетки по линии ТК = 14 см по линии Н4, поставим точку К.
- Через точку К из точки О циркулем построим дугу до пересечения с линиями Т3 – Н3 и Т – Н. Образовались новые точки К1 и К2. Давайте их поставим на чертеже.
- Увеличить ширину нижней части юбки. (обозначить точки Н7 и К3) Отрезок Н – Н7 = К2 – К3 (от 7 до 20 см).
- Соединить точку К3 и Н7 прямой линией параллельно ТН
- Из точки О достроить дуги с точками К3 и Н7.
- Обвести чертеж цветным карандашом.
- Подпишем названия образовавшихся деталей юбки (кокетка, нижняя часть юбки, 2 детали. Укажем стрелкой долевую нить)
Примечание: Пояс выкраивается также как и в юбке полусолнце, поэтому чертить мы его не будем. Вы знаете, что в конической юбке задние и передние полотнища одинаковые, поэтому выкройка наша готова.
V. Итог урока
– Чему сегодня мы учились на уроке?
– Как вы считаете, удалось ли нам решить
поставленные в начале урока задачи?
– Сегодня вы очень хорошо справились с
практической работой, сумели верно найти решение
нашей проблемы. Предлагаю вам выполнить тест. <Рисунок 4>
– На следующем уроке вы продолжите
моделирование юбок, и у вас будет возможность
выбрать понравившийся фасон для дальнейшей
работы над проектом юбки.
– Спасибо за урок.
VI. Домашнее задание
– По основе юбки, которая у вас есть, выполнить такой же чертеж в тетради. А из этого листа вы можете детали юбки вырезать и наклеить в тетрадь. У вас будет и чертеж и детали.
Самоанализ урока технологии по теме «Моделирование юбки на кокетке на основе юбки «малый колокол»
Вы присутствовали на уроке технологии в 6 классе, который является 2-м по теме «Проектирование и моделирование юбки». Тип урока – урок изучения нового материала.
На данном уроке была поставлена цель: ознакомление обучающихся с моделирование юбки на кокетке с использованием элементов проектной деятельности.
Достижению цели способствовали следующие задачи:
– научить моделировать юбку на кокетке на
основе юбки «Малый колокол».
– развивать творческие способности обучающихся,
логическое мышление.
– воспитывать бережливость, толерантность,
культуру труда, эстетический вкус.
На мой взгляд, содержание и структура урока
выбраны оптимально, в соответствии с
требованиями учебной программы и задачами урока.
При выборе средств, методов и форм обучения
учитывала возрастные и психологические
особенности обучающихся.
На уроке были использованы следующие средства обучения:
- классная доска;
- технологическая карта;
- шаблоны, образцы изделия;
- чертеж;
- циркуль, линейка.
Все средства способствовали решению задач урока и сыграли позитивную роль на различных этапах урока.
Для активизации учебно-познавательной деятельности использовала следующие методы обучения:
- словесные:
- объяснение;
- беседа;
- устный инструктаж (на этапе практической работы);
- наглядные:
- показ;
- демонстрация;
- практические:
- практический показ операций и приемов;
- выполнение построения чертежа;
- практическая работа (ей отведена большая часть урока).
По степени самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала применялся частично-поисковый метод (перед детьми была представлена испорченная юбка, дети решали проблему: возможность использования юбки в новом варианте). Проектирование также имело место.
Использовался метод стимулирования интереса к учению (разбор конкретной ситуации с прожженной юбкой).
Данные методы работали на решение задач урока и на стимулирование познавательной деятельности обучающихся.
Для раскрытия нового материала была выбрана фронтальная форма организации учебной деятельности обучающихся.
Использование вышеперечисленных средств, методов и форм обучения способствовали реализации следующих дидактических принципов:
- наглядность
- систематичность и последовательность (соблюдение алгоритма при построении чертежа юбки)
- доступность (урок соответствовал возрастным особенностям обучающихся)
- актуальность и связь с жизнью (для создания проблемной ситуации использовался пример с испорченной юбкой, что может случиться с каждым)
- научность (использование специальных терминов, применение масштаба 1:4)
Принцип сознательности и активности реализовывался через:
- сознательное понимание обучающимися учебного материала
- сознательное отношение к учебным занятиям, а также через формирование познавательной активности.
Психологическая комфортность в классе была достигнута доброжелательным стилем общения, эмоциональным введением в урок и словесным поощрением.
Я считаю, что детям было интересно работать на уроке. Они были активны, старательны, внимательны.