Моделирование юбки на кокетке на основе юбки "малый колокол" (6-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 6


Цель урока. Ознакомление обучающихся с моделирование  юбки на кокетке с использованием  элементов проектной деятельности на этапах «Поиск», «Проблема».

Задачи:

  • Образовательная – научить моделировать юбку на кокетке на основе юбки «Малый колокол».
  • Развивающая – развить творческие способности обучающихся, логическое мышление.
  • Воспитательная – воспитать  бережливость, толерантность, культуру труда, эстетический вкус.

Оборудование: масштабная линейка, циркуль, карандаши, ластик.

Наглядные пособия: лекало юбки «Малый колокол», технологическая карта, плакаты с моделями различных юбок, образцы юбок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологический настрой учащихся на урок.

– Здравствуйте, девочки! Какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам! Вы передайте  свою улыбку друг другу и подарите ее гостям.
– Садитесь

II. Постановка цели и задачи урока

 – Сегодня мы продолжаем проектировать и моделировать коническую юбку на основе юбки «Малый колокол».  Это один из этапов проектной деятельности.
– Какие этапы проектной деятельности вам знакомы?

III. Основная часть

Создание проблемной ситуации.

(Учитель показывает юбку солнце, прожженную в верхней части.)
– Вот посмотрите внимательно на эту юбку. Что вы заметили?
– Правильно. На этой юбке есть дыра. Девочка, которая ее сшила, обратилась ко мне за советом. Юбку ей выбрасывать жалко, так она сшила ее сама.
– Как помочь девочке?
– Может можно изменить фасон? Смоделировать и  дать юбке вторую жизнь?
– Обратите внимание, юбка  имеет брак в верхней ее  части.
Дети предлагают свои варианты.
– Вот посмотрите, девочки, на эти модели юбок. <Рисунок 1> Фасоны абсолютно разные.
– Может быть, какая-то модель поможет решить нашу проблему?
– Сравните образцы данных юбок и подумайте, каким фасоном мы можем воспользоваться.
– Итак, какую юбку вы выбираете?
Дети отвечают под каким номером.
– Правильно, молодцы!
– Эта юбка с кокеткой.
Учитель пишет на доске слово « кокетка».
– Что такое кокетка? (Отрезная часть в изделии)
– А знаете ли вы, какое еще значение имеет это слово.
– Кокетка – отрезная часть. Мы можем отрезать верхнюю часть  и перекроить  нашу юбку.
– Но отрезать верхнюю часть юбки без выкройки нельзя.  Как же мы поступим?
– А вот как. Мы изменим нашу выкройку.
– Что это означает? (Выполним моделирование)
– Что нам для моделирования понадобится:

  • Основа юбки «Малый колокол»  <Рисунок 2>  
  • Циркуль
  • Карандаши простой и цветные
  • Технологическая карта построения юбки <Рисунок 3>
  • Масштабная линейка.

– И наша задача на уроке смоделировать юбку с кокеткой

IV. Практическая часть. Моделирование юбки на кокетке

– Ну что, давайте будет конструировать новую модель – юбку на кокетке.
– На предыдущем уроке вы моделировали юбку «Малый колокол».
– С помощью этой основы мы получим новую модель.
– Перед вами на столе лежит лист бумаги  с технологической картой и основа юбки – полу-солнце.
– Посмотрите внимательно, что вам знакомо в этой модели? (Основа юбки-колокола)
– Посмотрите в свою тетрадь для сравнения с вашим чертежом. Что скажите? (Это одно и тоже)
– Теперь возьмите основу юбки полусолнце и обведите на ваш листок слева от эскиза модели и технологической карты. (Обратить внимание на осанку детей)
– По намеченным точкам постройте юбку «Малый колокол».
– Поставьте буквенные обозначения карандашом.
– Хорошо, молодцы!

Последовательность построения

(Работа с масштабной линейкой. Масштаб 1:4)

  • Отложить длину кокетки по линии ТК = 14 см по линии Н4, поставим точку К.
  • Через точку К из точки О циркулем построим дугу до пересечения с линиями Т3 – Н3  и  Т – Н. Образовались новые точки К1 и К2. Давайте их поставим на чертеже.
  • Увеличить ширину нижней части юбки. (обозначить точки Н7 и К3) Отрезок Н – Н7 =  К2 – К3 (от 7 до 20 см).
  • Соединить точку К3 и Н7 прямой линией параллельно ТН
  • Из точки О достроить дуги с точками К3 и Н7.
  • Обвести чертеж цветным карандашом.
  • Подпишем названия образовавшихся деталей юбки (кокетка, нижняя часть юбки, 2 детали. Укажем стрелкой долевую нить)

Примечание: Пояс выкраивается также как и в юбке полусолнце, поэтому чертить мы его не будем. Вы знаете, что в конической юбке задние и передние полотнища одинаковые, поэтому выкройка наша готова.

V. Итог урока

– Чему сегодня мы учились на уроке?
– Как вы считаете, удалось ли нам решить поставленные в начале урока задачи?
– Сегодня вы очень хорошо справились с практической работой, сумели верно найти решение нашей проблемы. Предлагаю вам выполнить тест. <Рисунок 4>  
– На следующем уроке вы продолжите моделирование юбок, и у вас будет возможность выбрать понравившийся фасон для дальнейшей работы над проектом юбки.
– Спасибо за урок.

VI. Домашнее задание

– По основе юбки, которая у вас есть, выполнить такой же чертеж в тетради. А из этого листа вы можете детали юбки  вырезать и наклеить в тетрадь. У вас будет и чертеж и детали.

Самоанализ урока технологии по теме «Моделирование юбки на кокетке на основе  юбки «малый колокол»

Вы присутствовали на  уроке технологии в 6 классе, который является 2-м  по теме «Проектирование и  моделирование юбки». Тип  урока –  урок изучения нового материала.

На данном уроке была поставлена  цель: ознакомление обучающихся с моделирование  юбки на кокетке с использованием  элементов проектной деятельности.

Достижению цели способствовали следующие задачи:

– научить моделировать юбку на кокетке на основе юбки «Малый колокол».
– развивать творческие способности обучающихся, логическое мышление.
– воспитывать  бережливость, толерантность, культуру труда, эстетический вкус.

На мой взгляд, содержание и структура урока выбраны оптимально, в соответствии с требованиями учебной программы и задачами урока.
При выборе средств, методов и форм  обучения учитывала возрастные и психологические особенности обучающихся.

На уроке были использованы следующие средства обучения:

  • классная доска;
  • технологическая карта;
  • шаблоны, образцы изделия;
  • чертеж;
  • циркуль, линейка.

Все средства способствовали решению задач урока и сыграли позитивную роль на различных этапах урока.

Для активизации учебно-познавательной деятельности использовала следующие методы обучения:

  • словесные:
    • объяснение;
    • беседа;
    • устный инструктаж (на этапе практической работы);
  • наглядные:
    • показ;
    • демонстрация;
  • практические:
    • практический показ операций и приемов;
    • выполнение построения чертежа;
    • практическая работа (ей отведена большая часть урока).

По степени самостоятельности  учащихся при усвоении учебного материала применялся частично-поисковый метод (перед детьми была представлена испорченная юбка, дети решали проблему: возможность   использования юбки  в новом варианте). Проектирование также имело место.

Использовался метод стимулирования интереса к учению (разбор конкретной ситуации с прожженной юбкой).

Данные методы работали на решение задач урока и на стимулирование познавательной деятельности обучающихся.

Для раскрытия нового материала была выбрана фронтальная форма организации учебной деятельности обучающихся.

Использование вышеперечисленных средств, методов и форм обучения способствовали  реализации следующих дидактических принципов:

  • наглядность
  • систематичность и последовательность (соблюдение алгоритма при построении чертежа юбки)
  • доступность (урок соответствовал возрастным особенностям обучающихся)
  • актуальность и связь с жизнью (для создания проблемной ситуации использовался пример  с испорченной юбкой, что может случиться с каждым)
  • научность (использование специальных  терминов, применение масштаба 1:4)

Принцип сознательности и активности реализовывался через:

  • сознательное понимание обучающимися  учебного материала
  • сознательное отношение к учебным занятиям, а также через формирование познавательной активности.

Психологическая комфортность в классе была достигнута доброжелательным стилем общения, эмоциональным введением в урок и словесным поощрением.

Я считаю, что детям было интересно работать на уроке. Они были активны, старательны, внимательны.