Классный час "Я – гражданин моей страны" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 2


Цель: Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, за родной край и людей, проживающих в нашей республике.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с главными символами нашей страны, республики Калмыкия.
  2. Познакомить с понятиями “государство”, “гражданин”, “законы страны”.

ХОД УРОКА

Учитель: Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

  1. А кто мы – жители этой планеты? (Земляне)
  2. Как называется наша страна? (Россия)
  3. А какой город в нашей стране самый главный? (Москва) (Презентация. Слайд № 2)

Учитель: Москва – главный город нашей огромной Родины. В Москве красивые и широкие проспекты. По земле, по воде и по воздуху стремятся гости в Москву на Красную площадь. В Москве много музеев, театров, учебных заведений.

О Москве народ слагает песни, пословицы, поговорки.

- Какие пословицы о Москве вы знаете?

Дети: “Кто в Москве не бывал – красоты не видал”, “Москвой – столицей весь мир гордится”, “Москва – всем городам мать”.

Учитель: Много на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Эта наша страна – Россия. У каждой страны свой флаг и свой герб (слайд № 3).

- Из каких цветов состоит влаг России? (Ответ детей)

Учитель: Герб – это тоже символ государства. А где можно увидеть эти символы? (Ответ детей)

Учитель: Эти символы можно увидеть в городах, селах, на границе нашей Родины, на форме защитников Отечества, на российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах сборной.

- Кто знает слова современного гимна?

Слово “гимн” в переводе с греческого языка означает “хвалебная, торжественная песня”. Ее исполняют в особых наиболее торжественных случаях: во время открытия парада на Красной площади в Москве, во время встречи президента с представителями других стран, в Новый год, когда один год сменяет другой. И как истинные патриоты и граждане своего государства, мы должны знать слова главной песни своей страны.

Учитель: Очень богата и красива наша Родина Лебедев – Кумач писал:

Широка страна моя родная,
Много в ней полей, лесов и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

Мы должны гордится тем, что нашей Родиной является огромная и богатая страна Россия.

Вы являетесь россиянами, гражданами страны.

- А кто такой гражданин? (Ответы детей)

Учитель: Гражданин – это житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости.

Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой.

Вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. А раз вы являетесь гражданами России, у вас есть права и обязанности.

- Какие права вы знаете? (Ответы детей)

Учитель: Все граждане России имеют право на образование.

Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны.

Главная задача школьников – старательно учиться. Кроме права на учебу у учащихся есть и обязанности.

Каждый гражданин обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество. Вы должны бережно относится к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были чистыми и красивыми.

Школьники должны соблюдать правила поведения в школе, на уроках и переменах.

Учитель: Званием гражданин России следует гордиться.

- А что же нас всех объединяет, делает гражданами одной страны? (Ответы детей)

Учитель: Нас объединяет общая территория, на которой мы живем, единый язык, законы и государственные символы: флаг, герб, гимн.

Как вы видите у всех у нас один дом: планета земля, страна Россия.

Учитель: У каждого человека есть своя малая Родина там, где он родился, живет.

Если скажут слово Родина.
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

Наша Родина – республика Калмыкия – это часть огромной страны России. (Cлайд № 4)

- Какой главный город Калмыкии? (Элиста)

- Кто из вас был в этом городе?

- Что вы можете рассказать об этом городе? (Ответ детей)

Учитель: Элиста – столица Калмыкии. Молодой город стоит в степи. Особенно прекрасна столица весной. Весь город утопает в зелени, степной воздух наполняет кварталы. В Элисте есть музеи, театры, учебные заведения.

Наша столица с каждым годом растет и становится краше благодаря нашему президенту.

- А кто знает как зовут нашего президента? (Кирсан Николаевич Илюмжинов). (Слайд №5)

Учитель: К.Н. Илюмжинов молодой президент Калмыкии работает с 1993 г. Он же является и президентам ФИДЕ. Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы о нас не знали.

Над зданием правительства республики развивается флаг ФИДЕ, объединяющий 162 страны мира. В республики была проведена Всемирная шахматная олимпиада, в которой приняли участие спортсмены из 129 стран.

Калмыцкий народ интересной и сложной судьбы, истоки которой, уходят в глубь веков, древней культурой.

- А знаете ли вы, символы Калмыкии? (Флаг, герб, слайд № 6)

(Учитель показывает символы Калмыкии)

Государственный герб Республики Калмыкия Сюльде - представляющий собой “улан зала” (красная кисточка на головном уборе – отличительный знак калмыков) и “хадак” (белая ткань в виде шарфа символ мира, добра) в круге золотисто-желтого цвета (цвет вероисповедания народа), в обрамлении национального орнамента “зег” (для кочевников – калмыков – символ светлого пути процветания) на голубом фоне (вечность), в основании которого лепестки лотоса белого цвета (символ чистоты, духовного возрождения). В верхней части герба изображение древнего символа Дербен Ойратов четыре скрепленных между собой круга.

Государственный флаг Республики Калмыкия представляет собой полотнище золотисто-желтого цвета, в середине которого изображен голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков. Верхние пять лепестков лотоса олицетворяют пять континентов земного шара, четыре нижних лепестка – четыре стороны света, символизирующие стремление народов Калмыкии к дружбе со всеми народами.

Калмыкия многонациональная республика. С давних времен здесь живут рядом с калмыками, русские, украинцы, даргинцы, чеченцы, живут как добрые соседи, как хорошие друзья.

Красив наш край! Прекрасна калмыцкая степь весной, покрытая ковром цветущих тюльпанов. (Слайд № 7). Для калмыков они всегда были олицетворением весеннего возрождения природы, символом счастья. “Бамб цецг” - “цветок счастья”, - говорят о них в народе. (Стихотворение).

Гордость наших степей – сайгак (антилопа). (Слайд № 8)

Эти животные занесены в Красную книгу как и степные тюльпаны.

Трудолюбивые люди живут на нашей земле. Они разводят овец, коров калмыцкой породы. (Слайд № 9). А это – лучшая шерсть, первоклассное “мраморное” мясо, которое ценится во всем мире. На территории Калмыкии находится 7 заповедников. Гордость нашего края старейший заповедник на озере Маныч-Гудило. Там можно встретить розовых пеликанов, краснозобых казарок, фламинго.

Природные богатства Калмыкии велики и разнообразны. В земных недрах найдены нефть и газ. В озерах и каспийском море много рыбы.

Село Малые Дербеты, где мы живем и учимся, этот маленький уголок земли – тоже Родина, часть большой и необъятной нашей страны.

В селе есть две школы, детские сады, библиотека, кинотеатр, молодежный центр “Тюльпан”, магазины, почта, больница.

В этом году Калмыкия отмечает большой праздник – 400-летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России. 20 августа 1609 года был подписан указ о вхождении ойратов в состав России.

1 ученик: Здесь калмыки обосновались неспроста.

В степи стал город ясноликий –
Столица наша Элиста.

2 ученик:

Калмыкия страна просторов,
Ты велика и широка.
Тобой дивятся с юга горы,
Соседствуешь ты с тихим Доном
И древним Манычем – рекой.

3 ученик:

Все что природою дано нам,
Умножим собственной рукой
Здесь обрели простор широкий
Те кочевые племена,
Что из Монголии далекой
Пришли в седые времена.

4 ученик:

Когда они пришли впервые
Им отдала свои поля
Гостеприимная Россия
Обетованная земля.

В связи с 400-летием добровольного вхождения Калмыкии в состав России этим праздником наш край преобразился, стал еще краше.

Песня. “Калмыкия моя”

Литература

  1. “Калмыкия” под ред. Г.Царикова издательство “Планета” Москва, 1984 г.
  2. “Книга для чтения” учебник для 2-го класса национальной школы.
  3. Басангов В.Б., В.Н. Манцынова, 1997 год.
  4. “На просторах Калмыкии” под ред. Дормидонтова Р.В., 1997 год.