Введение
Обучение общению на иностранном языке – актуальная задача, стоящая перед каждым учителем иностранного языка, т.к. контакты людей разных национальностей призваны укреплять взаимопонимание и дружбу между народами.
Главная цель обучения иностранному языку – умение использовать его как средство общения. При этом общение рассматривается как мотивированная коммуникативно-познавательная деятельность, направленная на извлечение и передачу определённой информации. Подлинная коммуникация возможна лишь в том случае, если каждый из её участников владеет частью какой-то информации, представляющей интерес для собеседника, что делает необходимым устный обмен ею. Однако обязательным условием является употребление языка, в котором элемент общения доминирует над другими элементами языка.
Одним из средств, помогающих решить задачи обучения общению, является ролевая игра. Она, в отличие от обычных тренировочных упражнений, позволяющих сосредоточиться на языковых формах, концентрирует внимание участников на содержании, однако при этом обеспечивает частую повторяемость языковых форм, тренируя видоречевые навыки и умения.
Ролевая игра (в дальнейшем РИ) обладает высокой степенью наглядности, т.к. даёт возможность участнику почувствовать язык, как средство общения.
Коммуникативно-ориентированное обучение обеспечивает лучшее усвоение языка, т.к. именно в условиях общения язык выступает в своей естественной функции. Ребёнок, приступая к изучению иностранного языка стремится научиться, прежде всего, общаться на нём. Свою задачу в этом процессе я вижу в том, чтобы поддержат это стремление на начальном этапе с помощью знаний коммуникативного характера, а затем развить и усилить его на последующих этапах обучения.
Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучаемому иностранному языку (в дальнейшем ИЯ) является разнообразие средств и приёмов работы на уроке, использование активных форм обучения, что соответствует оправданному применению РИ, т.к. эта форма вызывает наибольший интерес у школьников, приближая их речевую деятельность к естественным нормам, помогая развить навык общения, способствуя эффективной отработке языкового материала, обеспечивая практическую направленность обучения. Практически каждый раз, войдя в класс, своё приветствие они сопровождают фразой: "Давайте поиграем!" Их весёлый смех и желание говорить по-английски служит показателем их заинтересованности и увлечённости.
Используя РИ, помимо программной лексики, ввожу новые слова, которые в игре легко запоминаются. Очень интересно наблюдать, как в своей повседневной жизни (в частности при общении на перемене) дети, разговаривая на своём родном языке, употребляют некоторые фразы по-английски, что доставляет им чувство восторга и собственной значимости (особенно это наблюдается у учащихся 5-х, 6-х классов, т.у. на начальном этапе обучения).
Применение РИ даёт возможность привить учащимся интерес к языку, удержать его и усилить в дальнейшем, создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речеосмысленную деятельность ребёнка, даёт возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении. В результате применения такой формы развития речевой деятельности в целом я добилась положительных результатов в плане обучения английскому языку на начальном этапе (в частности). После первого года обучения (на примере 5-го класса) у детей наблюдается стойкий интерес к предмету, уходя на летние каникулы они сожалели о том, что мы не увидимся 3 месяца, что меня радует, как учителя.
Преподаватель английского языка больше, чем преподаватель любого другого предмета вмешивается в эмоциональную атмосферу урока, обеспечивает, по возможности, возникновение у учащихся эмоционального состояния, благоприятного для учебной деятельности. Лично для меня очень важным является тот факт, что у детей, не смотря на сложности в обучении, (учитывая колоссальный уровень различия родного языка и, возникающие в связи с этим, трудности), не пропало желание дальнейшего изучения предмета – английский язык. Можно сказать, что у детей сохранена радость познания, что, в свою очередь, развивает творчество и формирует интерес к изучению иностранного языка. При этом, безусловно, развивается память, воображение и внимание.
Использование РИ при обучении ИЯ интересует меня и с точки зрения развития коммуникативной компетентности и речевой деятельности у детей со слабым уровнем подготовленности, т.к. бесспорным фактом является наличие у детей разных степеней восприятия информации. Способности школьников к изучению ИЯ различны: одни овладевают языком легко, другие с большим трудом. К тому же, усвоение учебного материала на разных этапах обучения осуществляется по-разному: хорошо развитая механическая память у одних учащихся помогает им без особого труда усвоить требуемый лексический материал, развитое слуховое восприятие позволяет другим успешно справляться с заданиями по аудированию. Дети имеют различный уровень восприятия подаваемого материала и различный образ ассоциативного мышления. РИ предусматривает участие в речевой деятельности всей группы учащихся, несмотря на их уровень владения ИЯ, в равной степени, что даёт даже слабо подготовленным ученикам почувстствовать значение языка, как средства общения, не испытывая при этом внутренний дискомфорт.
Психологический барьер, сковывающий
школьников, формируется страхом, чувством
показаться смешным, создаёт напряжённость, в
условиях которой не может быть и речи об
адекватной реакции на воспринимаемую иноязычную
речь. В этом случае РИ приобретает чрезвычайную
значимость, т.к. участвующий говорит не от своего
имени, а исполняет роль, что освобождает его от
тревоги и, тем не менее, позволяет придать его
персонажу черты своего собственного отношения к
окружающей обстановке, своего личного Я.
При распределении ролей я имею возможность
учесть психологическое состояние ребёнка, его
интересы, настроение, увлечения и предложить ему
ту роль, исполняя которую, он не будет испытывать
стеснения и дискомфорт. В этом случае РИ
позволяет реализовать принципы
индивидуализации речевой деятельности.
Участие в РИ развивает навыки и умение
неподготовленной устной речи на основе
мотивации речевых действий. Ученики становятся
активными участниками использования ИЯ, часто
они сами подсказывают тему игры или ситуации. На
начальном этапе это происходит сознательно,
затем они уже подсознательно употребляют
различные речевые обороты к определённым
ситуациям общения.
Итогом моей работы в 5-м классе стал спектакль по сказке "The little Red Hen"
Сценарий сказки был построен на изученной лексическом и грамматическом материале. Во время проигрывания спектакля дети, по ходу спектакля, употребляли в речи, в диалогах знакомые выражения (ранее не оговоренные). Учащимся было дано задание составить собственную сказку, отличающуюся от той, которую они прочитали в книге.
РИ интересна для меня ещё и в аспекте общения, как такового. Применение РИ предполагает наличие навыков и умений русскоязычного общения, поскольку умение логично, аргументировано вести беседу на русском языке значительно способствует процессу иноязычного общения. Мне интересен процесс формирования этих навыков в реальных условиях учебного процесса, с последующей организацией общения в рамках РИ. Тем не менее, РИ – лишь одно из звеньев в цепи приёмов, способствующих эффективному и качественному усвоению материала и делает радостным процесс познания в целом, который далее переходит в потребность и не замещает процесс обучения, а лишь базируется на уже изученном материале. Поскольку развитие личности происходит в реальной обстановке в среде родного языка, РИ позволяет создать языковую среду на уроке, приближенную к естественной.
В рамках определённой ситуации учащиеся быстрее овладевают речевыми конструкциями, в дальнейшем автоматически оперируют ими, выполняя коммуникативные задачи различного типа. Развивая заданную ситуацию, школьники активизируют практически весь изученный лексико-грамматический материал всех предшествующих этапов обучения, приобретают чувство языка.
Применение РИ популярно в школьной практике, т.к. являясь коммуникативным упражнением, учебной моделью межличностного группового общения, вписывается в урок и доставляет удовольствие её участникам от умения вести беседу на иностранном языке.
Современный подход в обучении ИЯ характеризуется стремлением к коммуникативности, т.е. является коммуникативно-деятельностным, Конечным результатом такого подхода должна стать всесторонне развитая личность, способная использовать иностранный язык как средство общения для решения целого комплекса коммуникативных задач; личность приобщённая к культуре другого народа.
Для решения коммуникативных задач учащимся необходимо овладеть мотивированными речевыми действиями. Достигается это реализацией всех основных функций общения, чему способствует получение и развитие навыков в ходе РИ. В речевом общении выражается личностное отношение субъекта к окружающему миру. Человек всегда говорит с определенной целью: убедить в чём-то, изменить что-то, побудить к чему-то. Для этого самому надо быть убеждённым в своих взглядах и иметь собственное мнение. Следовательно, в самой природе общения содержится аспект личностного отношения.
Ограниченное время и объём языкового и речевого материала для обучения ИЯ на уроке не позволяет организовать общение на высоком уровне. Однако, в этом случае РИ позволяет реализовать речевые умения на должном уровне.
В условиях реализации задач общеобразовательной школы одним из резервов повышения качества и эффективности обучения ИЯ можно считать РИ. Она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся и их интересы, расширяет контекст деятельности, выступает как эффективное средство создания мотива к диалогическому общению, способствует реализации деятельностного подхода обучению ИЯ, когда в центре внимания стоит ученик со своими интересами и потребностями.
Ситуации общения, моделируемые в РИ, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации, дают использовать язык, как средство общения,актуализируя как вербальные, так и невербальные средства общения, тем самым, РИ способствует реализации общего методического принципа коммуникативной направленности обучения ИЯ.
Большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребности школьника в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержания интереса к активности учащихся.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения ИЯ как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей.
Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определённая социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определённые социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих.
Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование РИ, которая представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышения интереса к предмету.
РИ мотивирует речевую деятельность, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребностью что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, РИ отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Т.о. центром внимания партнёров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором.
Школьники сами убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником, даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить, и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В РИ каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении.
Т.о. школьники овладевают такими элементами общения как умение начать беседу, поддержать или прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника и задавать уточняющие вопросы.
РИ учит быть чувствительным к социальному употреблению ИЯ. Хорошим собеседником часто является не тот, кто хорошо пользуется структурами, а тот, кто может наиболее точно распознать ситуацию учесть ту информацию, которая уже известна и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.
Практически всё учебное время в РИ отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т.к. он должен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией и правильно отреагировать на неё.
РИ положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствует основному освоению иностранного языка, соответствуют развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность, Учащиеся активно, увлеченно работают, внимательно слушают друг друга, учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Структура ролевой игры и её место в обучении диалогической деятельности
РИ может использоваться как на начальном этаже обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствам изобразительными, графическими, монолог – мини диалог текстом. Ситуация указывает условия совершения действий, описывает действия, которые предстоит совершить и задачу, которую следует решить.
Действия и задача могут быть простыми или сложными простыми или сложными для выполнения, потому и коммуникация партнеров будет либо простой, либо сложной и по содержанию по использованию языковых форм.
В структуре ролевой игры (РИ) выделяются следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия (Рисунок 1).
Рисунок 1
Первый компонент роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке м.б. социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник,..,).
Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников, активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи.
Второй компонент РИ – исходная ситуация выступает как способ ее организации.
При создании исходной ситуации следует учитывать обстоятельства реальной действительности и взаимоотношения коммуникантов.
В обучении используют ИЯ используют речевые ситуации,которые вызывают речевую реакцию учащегося. Следует различать естественные речевые ситуации (т.е. такие, которые возникают сами) учебно-речевые ситуации (УРС),которые создаются искусственно. Существуют следующие компоненты ситуации (Рисунок 2.):
1. Субъект
2. Объект (предмет разговора)
3. Отношение субъекта к объекту
4. Условия речевого акта
Рисунок 2
По мере развития диалогических умений школьников степень развёрнутости каждого из компонентов УРС может уменьшаться.
- Первый – самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты УРС.
- Второй – промежуточный, когда развитие речевой ситуации домысливаются самими учащимися
- Третий – минимальный, где указывается только отношение к субъекту или к предмету разговора
Примеры уровней УРС.
1 уровень – You are Tom Sawyer. You wish to travel to the
desert island on the river. Tell your friend about it. You want to travel with your
friend, but you are short of money. Find a way out.
2 уровень – You are Huck Finn. You want to start on a journey to
look for the treasure. Tell Tom about it. You are Tom Sawyer. You like your friend's idea,
but Aunt Polly won't let you go.
3 уровень – You'd like to go to the desert island. Agree upon a
way of getting there.
Соответственно уровням развёрнутости УРС изменяется и степень самостоятельности школьников в РИ.
Итак, УРС является конструктивной основой РИ. УРС ставит школьников в предлагаемые обстоятельства.
Третий компонент РИ – это ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определённую роль. Ролевые действия, как разновидность игровых действий органически связаны с ролью – главным компонентом РИ.
Ролевая ситуация
В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров (официальные/неофициальные).
В разделе роли содержится список ролей. Описание роли дается в ролевой карточке, при этом информация может быть представлена детально: даны сведения о человеке (добрый, честный, вежливый) о его речевом опыте, его привычках. Однако информация не должна быть слишком подробной, ибо в этом случае участник игры лишается возможности проявить творчество. Описание может быть кратким, чтобы ученик мог домыслить образ персонажа, роль которого он будет исполнять. Каждый участник совершает речевые действия, обусловленные ситуацией общения, но за каждым из них остается свобода действия, речевых поступков.
Роли распределяются учителем или могут быть выбраны самими учащимися. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими иностранным языком. Обсуждая проведенную игру важно отметить удачные моменты (можно записать на магнитофон).
Групповая организация общения участие в РИ позволяет не только увеличить собственную речевую практику, но и практику в аудировании иноязычной речи, т.к. каждый участник становится "носителем" не только собственной информации, но также информации остальных партнёров по общению.
Наиболее продуктивным способом организации группового общения на уроке, является учебно-групповая дискуссия, в процессе которой анализируется полученная информация. Однако для достижения уровня эффективного речевого сотрудничества недостаточно только выбрать способ организации группового общения, необходима так же соответствующая содержательно-смысловая основа речевой деятельности, которая была бы близка, доступна и интересна учащимся. Этим требованиям наиболее полно отвечает учебная коммуникативная РИ, построенная на основе известных остросюжетных фабул. Дискуссия сама по себе трудна и требует проявления многих качеств коммуникантов. Обучение дискуссии предполагает актуализацию тех характеристик её участников, которые недостаточно отчётливо осознаются ими. В РИ эти качества обнажены, при условии, что роли обладают ярко выраженными характеристиками. Эти характеристики известны всем участникам игры. Т.е. в РИ предлагаются достаточно точные и легкодоступные учащимся ориентиры для группового речевого взаимодействия. Учебная форма дискуссии является сложной и применяется в основном в старших классах, но в условиях РИ её можно организовать и в средних классах. РИ в лёгкой и непринуждённой форме позволяет учащимся снять коммуникативные барьеры в общении, увеличить объём их речевой практики, поможет каждому спланировать свое высказывание, а всех вместе объединит сюжетом, организационными формами, правилами и т.п.
Основные требования к ролевым играм
1. Игра должна стимулировать мотивацию учения,
вызывать у школьников интерес и желание хорошо
выполнять задания, её следует проводить на
основе ситуации, адекватной реальной ситуации
общения.
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки
зрения, как содержания, так и формы, четко
организовать. Важно, чтобы учащиеся были
убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или
иную роль, Только при этом условии их речь будет
естественной и убедительной.
3. РИ должна быть принята всей группой.
4. РИ непременно проводится в доброжелательной
творческой атмосфере, должна вызывать у
школьников чувство удовлетворения, радости. Чем
свободнее чувствует себя ученик в РИ тем
инициативнее он будет в общении. Со временем у
него появится чувство уверенности в своих силах,
в том, что он может исполнять разные роли.
5. РИ организуется т.о., чтобы учащиеся могли в
активном речевом общении с максимальной
эффективностью использовать отрабатываемый
языковый материал.
6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру и
ее эффективность. Только при этом условии он
может добиться хороших результатов. Роль учителя
в РИ постоянно меняется в процессе подготовки и
проведения РИ. На начальной стадии он активно
контролирует деятельность учащихся, но
постепенно он становится лишь наблюдателем.
Значение РИ для развития диалогической речи (ДР)
Овладение ДР осуществляется в три этапа:
- Оовладение диалогическими единствами (ДЕ)
- Овладение микро диалогами (МД)
- Создание диалогов в соответствии с требованиями программы Применение РИ на всех этапах овладения ДР способствовало положительным изменением в речи учащихся. Для развития речи учащихся следует использовать все типы ситуаций во всех основных функциях общения
Важно научить их:
- запросить и сообщить информацию;
- подтвердить, описать явление;
- запретить, объяснить, посоветовать;
- выразить мнение, оценку.
Элементарная коммуникативная компетенция – это, во-первых речевое взаимодействие не во всех сферах общения, а в ограниченном их максимуме (учебно-трудовая, семейно-бытовая, общественная, во-вторых: владение не всем многообразием речевых действий, а обозримым их количеством соотносящимся с типами ситуаций и реализующим минимум коммуникативных задач по каждому из выделенных ситуаций.
Литература:
- Зимняя И.А. «Психология обучения неродному языку». 1989.
- Стронин М.Ф. «Обучающие игры на уроке английского языка». – М., 1981.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985.