Урок геометрии в 7-м классе с применением ИКТ по теме "Смежные и вертикальные углы"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Учебные – на основе выделенных признаков научить объединять углы по группам; научить вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы.
  • Развивающие – используя возможности мультимедийной презентации и электронного учебника повысить интерес к изучаемому предмету; развивать геометрическую интуицию.
  • Воспитательные – воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронный учебник, карточки-задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (Приложение 2. Слайд 1)

Эмоциональный настрой на урок. Ученик читает  стихотворение Евгения Винокурова. (Приложение 2. Слайды 2, 3)

О Петр, ведь ты построил город
Не для умерших – для живых?
Тяжелый дождь бежит за ворот
Окаменевших часовых.

Недвижимы аллеи парков.
Прямы проспекты, как стрела.
Сильней божественных монархов
Здесь геометрия была.

Гуляют каменные финны.
Курятся трубки из бород.
Вот и построили Афины
Средь топей северных болот!

Налево львы. И львы направо.
А у заставы инвалид,
Штык держит вертикально прямо.
Как геометрия велит.

II. Подготовка к восприятию темы

Сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране «Геометрия» и поговорим  об углах. А вот о каких углах сегодня пойдет речь, мы постараемся выяснить в ходе нашего урока. Для этого мы вытащим из тайников памяти кое-что ценное и восхитимся глубокими знаниями, которые пригодятся нам сегодня на уроке.  (Приложение 2. Слайд 4 – план урока). Для разминки я предлагаю провести «Мозговой штурм». Да, я совсем забыла сказать, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться. Но при этом, вы должны дать себе установку  (Приложение 2. Слайд 5) «понять и быть тем первым, который увидит ход решения и даст правильный ответ». Итак, мы начинаем.

III. Актуализация знаний учащихся. «Мозговой штурм»

– Давайте вспомним, о какой фигуре шла речь на прошлом уроке? (Об угле)
– По какому признаку мы разделим углы на группы? (В зависимости от величины угла)
– Какие углы называются острыми? Тупыми? Прямыми? Развернутыми?
– Что называется градусной мерой угла?
– Определить градусную меру углов. (Приложение 2. Слайд 6)

Итак подведем итог. Углы, в зависимости от величины угла, делятся: на острые, тупые, прямые и развернутые. (Приложение 2. Слайд 7)

IV. Практическая работа исследовательского характера

– Познакомимся со второй группой углов и попробуем выяснить, по какому признаку можно ее выделить. Перед вами карточки с изображением углов. (Приложение 1). Ваша задача – выполнить следующие действия для карточки № 1. (Приложение 2. Слайд 8 – алгоритм действий).
Какой вывод можно сделать? Как бы вы назвали эти углы в зависимости от их взаимного расположения? (Приложение 2. Слайд 9)
Далее следует демонстрация фрагмента  из электронного учебного издания издательства Дрофа «Геометрия. Мультимедийное приложение к учебнику И. Ф. Шарыгина. 7 класс»
по теме «Смежные углы». Подведем итог. (Приложение 2. Слайд 10)
Повторите действия для карточки №2. (Приложение 2. Слайд 11)
Какой вывод можно сделать. Как бы вы назвали данный вид углов?
Демонстрация фрагмента  из электронного учебного издания  о вертикальных углах.
Вывод. (Приложение 2. Слайд 12)
Обратите внимание на чертежи и назовите смежные и вертикальные углы. (Приложение 2. Слайд 13)
Вернёмся к схеме и подведем итог.  (Приложение 2. Слайд 14)
Итог. Углы, в зависимости от величины угла, делятся: на острые, тупые, прямые и развернутые. В зависимости от их взаимного расположения на смежные и вертикальные.
Итак, как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока. Правильно. «Смежные и вертикальные углы». (Приложение 2. Слайд 15)
А теперь посмотрим на практике, как вы усвоили данную тему.

V. Работа по отработке ЗУН. Практикум

(Приложение 2. Слайд 16)

Задания из электронного учебного издания. Определение градусной меры угла  при помощи виртуального транспортира.

VI. Итоговая рефлексия

– Подошло к концу наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что вас удивило? Заставило задуматься?

VII. Запись домашнего задания

п. 11 № 64 № 61 (а, б)

– Спасибо за урок! (Приложение 2. Слайд 17)