В настоящее время в отечественном образовании успешно реализуется приоритетный национальный проект «Образование». Одним из направлений национального проекта является информатизация образования через создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей программно-технической инфраструктуры, а также через масштабное подключение школ к Интернету и оснащение их компьютерными классами. Конечная цель национального проекта – достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Перечислим основные факторы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования:
- оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений;
- снижение прямых и обратных потоков информации;
- оперативное получение и обработка отчетности;
- системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов;
- снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации;
- унификация компьютерной техники, программной продукции;
- использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения;
- реализация системы компьютерного сопровождения механизмов оценки качества образования;
- активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей.
Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Традиционные формы работы с информацией практически изжили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.
Опыт работы нашей школы показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности. Хочу обозначить имеющиеся технические возможности для работы с применением компьютерных ресурсов. На сегодняшний день школа имеет вналичии:
- модем, обеспечивающий подключение по выделенной линии к сети Интернет;
- компьютерный класс на 13 компьютеров с организованной локальной сетью, медиапроектором, принтером , сканером;
- компьютер в библиотеке;
- 3 у административных работников и 6 в учебных классах;
- оргтехника.
Даже средние, по современным меркам, возможности школы позволили успешно начать и продолжать работу по внедрению компьютерных технологий в управленческий процесс.
Налажена связь с Комитетом образования и другими образовательными учреждениями и организациями через электронную почту, позволяющую экономить время и дающую оперативность при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.
Использование электронной энциклопедии административной работы в школе. Сайт поддержки: http://www.direktor.ru/products/encyclopedia даёт возможность получать и использовать материалы по всем аспектам деятельности школьного администратора. Широко применяется программа Хронобус, предназначенная для информатизации административной деятельности образовательных учреждений (http://www.chronobus.ru), поступившая в составе медиатеки из 49 дисков в 2005 году. Она позволила составить базу данных на учителей, провести тарификацию, использовать её при составлении расписания, пользоваться ей при проведении различных мониторингов учебно-воспитательного процесса.
Работа в таких программах как Microsoft Ecxel, M Word позволяет своевременно, быстро составить и отправить отчет по школе, педагогическую картотеку, банк данных для организаторов ЕГЭ и прочие документы.
Один из реальных путей повышения качества школьного образования – использование информационных технологий в оценочной деятельности учителя. Использование этих возможностей позволяет автоматизировать процесс обработки результатов тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику.
Это позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения. Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм, что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством образования.
Так вышеуказанные Интернет-ресурсы позволяют осуществлять доступ и получать консультации по вопросам планирования, организации и контроля в общеобразовательном учреждении, организации методической работы в школе.
Программа M Power Point, создания презентаций, позволяет наглядно, доступно представлять любую информацию, что используется при проведении педагогических советов, семинаров, заседаний методических объединений, совещаний. Создание любой печатной продукции невозможно без использования программы M Publisher. Буклеты, бюллетени, другие шаблоны оформления для представления своей информации активно используются педагогами, учащимися. Конечно, для применения в своей работе вышеперечисленных программных продуктов необходимо достаточное владение ими и в первую очередь административной команде школы, призванной первой подавать пример и вести за собой по пути познания и овладения новыми технологиями обучения школьника. Вся административная команда нашей школы прошла обучение по программе Intel “Teach to the Future” («Обучение для будущего») (http://www.iteach.ru), которая призвана помочь управленцам и учителям средней школы глубже освоить новейшие информационные технологии, расширить их использование в повседневной работе.
Раскрывая, основные направления работы в нашем образовательном учреждении, хотелось представить опыт работы по внедрению информационных технологий в управленческую деятельность школы.