Уважаемые коллеги!
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей действительности, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от тех, кто находится рядом с ребёнком в дошкольные годы.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка и формирования предпосылок для становления гражданской позиции. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребёнка решающее значение имеет не количество знаний, а характер их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
У старших дошкольников, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет проектная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение практического опыта преобразования окружающей действительности самостоятельно или при тактичной помощи взрослых.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно становится для них личностно значимым, например, переводится в практическую плоскость или игру.
Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано использование метода детско-взрослого проектирования в нашем дошкольном учреждении.
Толчком к внедрению этого метода стали социо-игровые технологии при планировании воспитательно-образовательного процесса. Выстраивая систему интегрированных занятий по определённой теме, воспитатели отталкивались от познавательных потребностей детей, предоставляя детям возможность как можно глубже погрузиться в изучаемую тему, “прожить” в ней от нескольких дней до нескольких недель. Дети, активно осваивая тему, стали сами выдвигать практические решения тех или иных проблем, возникающих в процессе деятельности. Наши воспитатели выделили группу ключевых вопросов, которая помогает запустить работу над проектом. На первом занятии по новой теме воспитатели обсуждают вместе с детьми: что мы об этом знаем, что об этом хотим узнать, где и как можно найти информацию, что мы можем сделать с полученной информацией.
Так, в старшей группе родился проект “Диво дивное, но вредное”. В ходе реализации проекта дошкольники с помощью взрослых и в ходе самостоятельных наблюдений собрали информацию о сосульках. В процессе сбора информации дети узнали об агрегатных состояниях воды, о причинах появления сосулек, о вреде сосулек и т.п. и пришли к выводу, что сосульки – это чудо природы, но лизать их вредно для здоровья. А результатом реализации проекта стало изготовление плакатов о вреде сосулек для малышей и занятия, которое провели воспитанники старшей группы с детьми 2 младшей и средней групп. Таким образом, в процессе работы над этим проектом, дошкольники не только активно добывали знания, умения и навыки для себя, но и ещё смогли донести приобретённый опыт до малышей. А воспитатели при этом отметили снижение количества охотников лизать сосульки!
А у детей подготовительной к школе группы в ходе занятия по теме “Поведение в общественном транспорте” родилось предложение научить взрослых правилам поведения в автобусах. Идея детей легла в основу детско-взрослого проекта “Вежливый пассажир”, с которым проектная команда нашего детского сада принимала участие в районном фестивале детско-взрослых проектов “Я могу изменить мир” и в муниципальном гранте.
Хочу подробнее остановится на этом проекте.
Руководители проекта: Щеглова Вероника Васильевна, старший воспитатель, Смоликова Ольга Михайловна, Ревякина Галина Егоровна, воспитатели
Авторский коллектив: Давыденко Кристина, Авдеева Алина, Вашкевич Таня, воспитанники подготовительной к школе группы, Филиппова Светлана Владимировна, заведующая МДОУ № 23.
Паспорт проекта
Цель: Разработка агитационных аудиоматериалов, плакатов, изготовленных силами дошкольников и внедрение их в работу автобусного маршрута № 85 для изменения сознания пассажиров городского транспорта.
Задачи:
- cоздать в педагогическом сообществе (дети, педагоги, родители) атмосферу значимости проблем поведения в пассажирском транспорте;
- привлечь внимания городской общественности к решению задач социального воспитания;
- выпустить аудиокассеты с агитационным материалом “Советы дошколят”;
- изготовить плакаты;
- заключить договор с владельцем автобусного маршрута № 85 об использовании агитационного материала на маршруте.
Сроки реализации проекта: 20 марта – 5 мая.
Целевая группа: пассажиры автобусного маршрута № 85.
Место реализации проекта: автобусы маршрута № 85.
Организации-партнёры:
- управление образования администрации Ленинского района;
- департамент транспорта;
- комбинат “Сибирский”.
Содержание проекта
Воспитанников МДОУ № 23 волнуют проблемы поведения пассажиров в городском транспорте: молодые люди не уступают место пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми на руках. Часто можно услышать в автобусе брань, грубые слова. Некоторые пассажиры оставляют мусор в автобусе.
Анализ ситуации показал, что 70% респондентов недовольны сложившейся ситуацией на общественном транспорте, из них только 10% пытались изменить ситуацию к лучшему; 80% респондентов никогда не задумывались, каким образом можно повлиять на повышение уровня культуры поведения пассажиров.
Современные проблемы взаимоотношений людей в пассажирском транспорте могут быть решены при условии формирования социального мировоззрения у пассажиров, повышения их коммуникативной грамотности и культуры, понимании необходимости уважения друг друга. Первым звеном этой системы является дошкольное образование и поэтому дети, педагоги и родители МДОУ № 23 разработали проект, направленный на решение данной проблемы.
Для успешной реализации проекта “Вежливый пассажир” необходимо разработать систему агитационных мероприятий, которая будет внедрена на автобусы 85 маршрута. В силах команды МДОУ № 23 (дошкольники, родители и педагоги) повлиять на улучшение ситуации в рамках одного автобусного маршрута (№ 85). При положительных результатах реализации проекта, можно распространить полученный опыт на другие маршруты городского транспорта.
Описание проекта:
Использование агитационных материалов “Советы дошколят” в маршрутных автобусах в течение четырёх недель будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы на протяжении следования маршрута, создаст предпосылки для повышения культуры общения пассажиров.
Изменение сознания пассажиров будет осуществляться с помощью размещения плакатов и прокручивания агитационной аудиокассеты в автобусе маршрута № 85 в дневное время 1 раз в три часа. Материал на кассете будет подаваться по следующей схеме:
- Приветствие дошкольников; 1,5 мин.
- Песня “Матрёшечки” в исполнении Давыденко Кристины; 5 мин.
- “Вредные советы” от старухи Шапокляк (5 советов) в исполнении Пнёвой Наташи; 3 мин.
- Правила поведения от дошколят в исполнении Мурзина Валентина; 3 мин.
- Стихотворение А.Барто “В автобусе”, в исполнении Харламовой Кати; 5 мин.
- “Вредные советы” от старухи Шапокляк (5 советов) в исполнении Мурзина Валентина; 3 мин.
- Правила поведения от дошколят в исполнении Пнёвой Наташи; 3 мин.
- Песня “Мы едем, едем, едем в далёкие края” в исполнении детей старшей и подготовительной групп; 5 мин.
- Пожелание дошкольников для пассажиров и водителей; 1,5 мин.
- Всего – 30 мин.
Проект делится на 3 этапа.
1 этап. Подготовительный (20.03. – 31.03.)
- Интервьюирование пассажиров, анализ ситуации;
- Изготовление плакатов;
- Подбор и разучивание с детьми агитационных стихотворений;
- Запись аудиоматериалов;
- Переговоры с организациями-партнёрами;
- Заключение договора с владельцем автобусного маршрута № 85.
2 этап. Рабочий (01.04. – 30.04.)
- Запуск агитационных материалов на маршрут № 85;
- Интервьюирование пассажиров, анализ ситуации.
3 этап. Заключительный (01.05. – 05.05.)
- Подведение итогов;
- Публикация опыта в газетах “Дошкольник”, “Городские новости”, “Дошкольное образование”.
В реализации каждого этапа принимают участие воспитанники старшей и подготовительной к школе групп, их родители, воспитатели и администрация МДОУ № 23.
План реализации проекта
№ n/n | мероприятия | Сроки выполнения | Результат | Ответственный |
1 | Изготовление агитационных плакатов | 20.03-27.03 | Набор агитационных плакатов | Смоликова О.М. |
2 | Подбор и разучивание агитационных материалов (стихотворения) | 20.03- 27.03 | Готовые тексты | Ревякина Г.Е. |
3 | Запись аудиоматериалов | 28.03 – 30.03 | Готовые аудио- кассеты в количестве 10 штук. | Щеглова В.В. Риттер О.В. |
4 | Переговоры с организациями-партнёрами | 24.03- 29.03 | Заключение договора о сотрудничестве с владельцем автобусного маршрута № 85 | Филиппова С.В. |
6 | Запуск агитационных материалов на маршрут | 29.03-31.03 | Наличие агитационных плакатов, аудиокассет на 10 автобусах | Щеглова В.В. |
7 | Озвучивание агитационных материалов в салонах автобусов | 01.04-30.04 | Создание доброжелательной атмосферы в салонах | Владелец маршрута № 85 |
8 | Интервьюирование пассажиров, водителей автобусного маршрута № 85 | 28.03-30.04 | Пакет диагностических материалов | Смоликова О.М. Ревякина Г.Е. |
9 | Круглый стол с участниками проекта по итогам реализации проекта | 4.05.05 | Материалы для публикации | Щеглова В.В. |
10 | Обработка материалов круглого стола, подготовка статьи для публикации в СМИ | 4.05-5.05 | Публикация в газетах
“Дошкольник”, “Городские новости”, “Дошкольное образование” |
Щеглова В.В. |
Прогнозируемые результаты
- Повысится уровень коммуникативной культуры пассажиров, пользующихся автобусным маршрутом № 85 на 30%;
- Дошкольники МДОУ № 23 приобретут опыт социально-значимой деятельности;
Механизмы оценки проекта
- Интервьюирование пассажиров, водителей, кондукторов;
- Отзывы пассажиров;
- Наблюдение за ситуацией в автобусах.
Бюджет проекта
№ | Статьи расходов | Сумма | ||
Имеющиеся ресурсы | Необходимые ресурсы | Имеющаяся | Требуемая | |
1 | Краски, кисти | Листы ватмана для рисования формата А3 – 20 штук | ||
2 | Музыкальный центр с караоке | Аудио кассеты – 10 штук |
В реализации каждого этапа принимали участие воспитанники подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели и администрация МДОУ № 23.
Дети изготовили плакаты с правилами поведения в общественном транспорте. С помощью взрослых были записаны аудиокассеты с “Советами дошколят”. И дети и взрослые с увлечением реализовывали проект. Проект был выполнен и получил грантовую поддержку от мэра города Красноярска Петра Ивановича Пимашкова. Результатами проекта остались довольны и пассажиры, и родители, и педагоги. А дети почувствовали свою значимость и всем с гордостью рассказывают о своём проекте и учат малышей культуре поведения в общественном транспорте.
Таким образом, обобщая вышесказанное, мы можем с уверенностью сказать, что работа в формате детско-взрослого проектирования даёт возможность дошкольникам приобрести опыт социально значимой деятельности, создаёт предпосылки формирования их гражданской позиции, а педагогам позволяет сделать образовательный процесс интересным и увлекательным.
Приложение 1
Вопросы для интервью № 1:
- Как часто Вам приходится пользоваться данным маршрутом?
- Приходилось ли Вам сталкиваться с некорректным поведением пассажиров (грубость, не уступают место, громко разговаривают по мобильному телефону)?
- Какие еще случаи Вам приходилось наблюдать в автобусе?
- Устраивает ли Вас такое поведение сограждан?
- Пытались ли Вы каким-то образом изменить ситуацию?
- Можно ли как-то повлиять на изменение поведения пассажиров?
- Как бы Вы отнеслись к тому, что в автобусе будет прокручиваться кассета с Советами от дошколят о правилах поведения в автобусе;
- Почему вы так считаете?
Приложение 2
Вопросы для интервью № 2:
- Как часто Вам приходится пользоваться данным маршрутом?
- Приходилось ли Вам сталкиваться с некорректным поведением пассажиров (грубость, не уступают место, громко разговаривают по мобильному телефону)?
- Вы слышали, как в автобусах этого маршрута прокручивали кассету с советами от дошколят о правилах поведения в автобусе?
- Как Вы считаете, изменилась ли ситуация с поведением пассажиров в автобусах после того, как пассажиры прослушали наши советы?
- Стоит ли внедрить этот опыт на других маршрутах?
Приложение 3
Текст аудиозаписи
(Читает ребёнок): Уважаемые пассажиры, вас приветствуют ребята из детского сада номер 23. Как-то раз мы встретили старуху Шапокляк и она дала нам такие советы:
(Читает ребёнок в роли Шапокляк) Вредные советы от Старухи Шапокляк:
1. Если вдруг в салон вошла старушка –
Не спеши ей место уступать.
Отвернись скорее ты к окошку
Или сделай вид, что хочешь спать…
Ты когда-то тоже станешь старый
И ещё успеешь постоять.
2. Если кто-то Вам на ногу вдруг нечаянно
наступил,
Вы скорее на растяпу закричите,что есть сил!
Не стесняйтесь в выраженьях – это будет в самый
раз.
Ничего, что рядом дети – пусть поучаться у Вас…
3. При посадке свой мобильный
Не спешите убирать.
Лучше громко, чётко, внятно
Начинайте обсуждать
Сколько раз Вы где-то были.
Кто что пил и кто что ел …
Всем ужасно интересно
Быть в курсе Ваших личных дел!
4. Ну а шкурки от бананов
И бумажки от конфет
Всё кидайте под сиденья –
Ведь ведра в салоне нет!
(Читает ребёнок): Послушали мы эти советы и дали Шапокляк такой ответ:
(Читают дети по очереди): Добрые советы от дошколят
Дорогая, Шапокляк,
Мы не будем делать так.
С детства каждый должен знать:
Старших нужно уважать!
Заходить в автобус тихо,
Не толкаться, не кричать.
Место уступать всегда,
Не грубить им никогда!
Да и что тут говорить –
Нельзя в автобусе сорить.
Будь вежливой в автобусе сама
Не порти никому ты настроение,
И пассажиры, глядя на тебя,
Изменят к лучшему своё поведение.
(Читает ребёнок): Подумала Старуха Шапокляк и сказала:
(Читает ребёнок в роли Шапокляк):
Спасибо вам, ребята, за науку.
Теперь я буду исправляться.
И многим взрослым пассажирам
Советы ваши пригодятся.
(Читает ребёнок): Вот такая история. Уважаемые пассажиры, а Вы как поступаете?