Цель: ознакомление с правописанием суффиксов -ец, -иц, сочетаний -ичк, -ечк.
Задачи:
- формировать умения писать суффиксы имен существительных;
- закреплять умения разбирать слова по составу;
- развивать орфографическую зоркость, логику;
- воспитывать умения коммуникативного общения.
Оборудование и литература:
- Учебник “Русский язык”. Иванов С.В. 3 класс (1-4), М.-“Вентана-Граф”, 2008 г.
- Рабочая тетрадь № 2. “Пишем грамотно”. Кузнецова М.И. 3 класс (1-4), М.-“Вентана-Граф”, 2008 г.
- Демонстрационная таблица.
- Демонстрационные карточки со словами.
ХОД УРОКА
I. Мотивация на успех деятельности.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Изучение нового материала.
- Что сейчас мы с вами прописали? (Cуффиксы -иц, -ец)
- Что такое суффикс?
Сегодня на уроке мы должны выяснить когда в словах в безударном положении пишется суффикс -ец, а когда -иц.
1. Прочтите слова на доске: лужица, старец, красавица, пуговица, братец, морозец.
Распределите слова в два столбика, в первый – существительные женского рода, во второй – существительные мужского рода.
лужица старец
красавица братец
пуговица морозец
Внимательно посмотрите на слова и сделайте вывод.
В именах существительного мужского рода пишется суффикс -ец, в именах существительных женского рода пишется суффикс -иц.
2. Работа с учебником.
Чтение правила на стр. 24.
- Когда в именах существительных пишется суффикс -ец, а когда -иц?
Чтение алгоритма. (Учись применять правило)
- Как мы будем применять это правило?
IV. Закрепление.
1. “Лесенка”.
Спустись по лесенке, вставляя пропущенные буквы.
2. Работа в тетради “Пишем грамотно”. (Cтр. 5, упр.1)
Допиши суффикс -ец, или -иц. Помни, что после суффикса -иц надо писать окончание -а.
брат____ умн_____ молод_____
мудр___ пев______ храбр_____
красав__ пев_____ лис_______
красав__ сестр____ ящер______
V. Физминутка.
VI. Знакомство с правописанием сочетаний -ичк, -ечк.
1. Сравните пары слов.
сестрица – сестричка
водица – водичка
лисица – лисичка
пуговица – пуговичка
ватрушка – ватрушечка
дочка – дочечка
книжка – книжечка
чашка – чашечка
- Что вам удалось заметить?
Сочетание -ичк пишется в словах, образованных от слов на -ица. В остальных случаях пишется сочетание -ечк.
2. Чтение правила. (стр.25)
- Когда в словах пишется сочетание -ичк, а когда -ечк?
- Какое значение имеет суффиксы -ечк, -ичк? (Уменьшительно-ласкательное)
3. Чтение алгоритма. (Учись применять правило)
VII. Закрепление.
1. Работа в тетради “Пишем грамотно”. (Стр.5, упр.2)
Вставь пропущенные слова.
книж _ чка кош _ чка букаш _ чка
пугов _ чка син _ чка нян _ чка
сестр _ чка лис _ чка един _ чка
чаш _ чка ватруш _ чка стран _ чка
2. Деформированное предложение: построил, песка, маленький, из, Ван_чка, замок.
VIII. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Как вы чувствовали себя на уроке, выберите нужную фигурку?