Конспект занятия по грамоте по программе "Предшкольная пора" Н.Ф. Виноградовой

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать звуки.
  2. Учить соотносить слово и его схему.
  3. Учить находить общее и отличное в предметах и явлениях.
  4. Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, определять его место в слове.
  5. Совершенствовать навыки совместной работы, воспитывать взаимоуважение.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: картинки “ёж”, “ель”, “игла”, “вишни”, звуковая схема слова “вишня” и двух любых слов из 5-ти звуков, наборное полотно для слова из трёх, четырёх и пяти звуков, цветные фишки для этих схем, три коробки с изображением на боку схем местоположения звука в слове, письмо, апельсин, тетрадь, 12 карточек с изображением предметов, в названии которых есть звук [р] (в начале, в конце и в середине слова).

Раздаточный: медальоны с изображением диких и домашних животных по количеству детей, цветные фишки для обозначения звуков, карточки с цифрами 1, 2, 3.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

В: Ребята, давайте немножко пофантазируем. Представим себе, что превратились в разных животных и пришли не в обычную школу, а в школу для зверят. У вас на столах лежат медальоны, наденьте их и посмотрите, в какое животное вы превратились.

А ещё нам понадобятся вот эти три коробочки. В них спряталось то, что будет нам помогать на занятии. Чтобы их открыть нужно просто-напросто выполнить какое-нибудь задание. Готовы? Тогда начинаем!

2. Работа с загадками.

В: Скажите, ребята-зверята, а вы любите отгадывать загадки?

Д: Да!

В: Тогда отгадайте такую загадку:

Идёт, иглы на себе несёт,
Чуть кто подойдёт,
Свернётся в клубок –
Ни головы, ни ног.

Д: Ёж.

В: А такую загадку отгадайте:

На Новый год её каждый рад,
Хотя колюч её наряд.

Д: Ёлка, ель.

В: Правильно. А скажите, чем схожи ёж и ель? Что у них общего?

Д: Обитают в лесу… Они часть живой природы… Слова начинаются с одного звука… У них есть иглы.

В: Верно. И у ежа и у ели есть иглы. Мы говорим “иглы”, когда их много, а как сказать об одном предмете?

Д: Игла.

В: Давайте составим схему слова “игла”, это задание позволит нам открыть первую коробочку и узнать, что в ней лежит. Откройте учебники на странице 65, приготовьте цветные фишки.

3. Звуковой анализ слова (фронтальная работа).

В: - Произнесите слово, выделив первый звук.

- Назовите первый звук.

- Какой он?

-Каким цветом мы обозначим его на схеме?

- Произнесите слово, выделив второй звук.

- …

- Сколько всего звуков в слове “игла”?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько мягких согласных?

- Сколько твёрдых согласных?

- Назовите третий звук.

- Назовите первый звук. (2-й, 4-й)

- Назовите звук, который стоит перед звуком [л].

- Назовите звук, который стоит после звука [и].

- Назовите звук, который стоит между звуками [г] и [а].

- Назовите первый гласный звук.(2-й согласный и т.д.)

Дети выкладывают схему слова цветными фишками на странице учебника, воспитатель составляет схему на наборном полотне.

4. Игра “Живые звуки”.

Четверым детям воспитатель раздаёт по фишке из схемы, называя звук. Затем дети-звуки выполняют задания: встать по порядку, назвать себя, положить свою фишку в нужный кармашек на схеме.

5. Физкультминутка.

И.П. – стоя между партами.

Вот мы деревце сажали,
Семя в землю зарывали.

(Выпрямиться, потопать ногами и присесть)

Вырос тоненький росток,
Он и строен и высок,

(Встать, потянуться)

И другие распустились,
Дружно все зашевелились.

(Руки в стороны, вытянуть пальцы и пошевелить ими)

Налетел весёлый ветер
И раскачивает ветки.

(Поочерёдные взмахи руками вверх-вниз)

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревце.

(Обмахнуть лицо, наклоны вправо-влево)

Ветер тише-тише-тише

(Присесть медленно)

Деревце всё выше, выше.

(Медленно подняться, встать на носки, потянуть руки вверх)

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.

6. Самостоятельная работа.

В: Мы выполнили задание, теперь можем открыть первую коробку. (Открывает коробку, вытаскивает письмо, в письме картинка “вишни” и три пятизвуковые схемы. Воспитатель прикрепляет рисунок и схемы к доске. Схемы пронумерованы. Письмо ставит на видное место.)

- Ребята, одна из этих схем соответствует звуковому составу слова “вишни”. Определите, какая это схема и поднимите карточку с её номером.

(Дети самостоятельно анализируют слово, выкладывая схему на парте, затем находят соответствующую схему на доске. Воспитатель помогает затрудняющимся детям. После того, как все выберут вариант схемы, проводится проверка. Вызванный ребёнок работает у наборного полотна.)

7. Игра “Придумай слово”.

В: Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. Можем заглянуть во вторую коробку. Идите сюда, посмотрим вместе. (Достаёт из коробки апельсин). На что похож этот предмет? Как мы можем с ним поиграть?

Д: Похож на мячик. Можно поиграть в слова.

В: Точно. Давайте поиграем так: я буду бросать кому-то из вас апельсин и называть слово, а вы называйте первый звук этого слова и другое слово, которое тоже начинается с этого звука. (После игры воспитатель кладёт апельсин рядом с письмом)

8. Групповая работа.

В: Теперь мы можем открыть и третью коробку. (Достаёт тетрадь). Посмотрим…Здесь карточки. Кажется, я знаю, что мы можем с ними сделать. Давайте разделимся на две команды. В одной команде будут дикие животные, а в другой домашние. (Дети делятся на команды в соответствии с животным на медальоне, каждой команде даются по 6 карточек с предметами, в которых есть звук [р]. Три освободившиеся коробки разворачиваются той стороной, на которых изображены схемы:

В: Определите, где в этих словах встречается звук [р] – в начале, в середине или в конце. Затем разложите слова по коробкам с соответствующей схемой.

(После выполнения задания детьми проводится совместная проверка. Тетрадь ставится рядом с письмом и апельсином)

9. Подведение итога.

В: Молодцы, хорошо сегодня поработали. Что сегодня удалось? Что понравилось на занятии? Что не понравилось? А хотите узнать, какую отметку вы получили бы, если бы учились в настоящей школе?

Для этого нужно определить первый звук каждого из этих слов (показывает на содержимое коробок – письмо, апельсин и тетрадь) и сложить из них слово. (Дети называют звуки, воспитатель выкладывает их на наборном полотне, затем вместе читают – “пять”). Поздравляю!