Цели
Образовательные: Знакомство с анималистическим жанром в искусстве.
Развивающие: Совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний об анатомическом строении, устном народном творчестве (сказки, загадки).
Воспитательные: Воспитать в детях чувство прекрасного.
Задачи
Обучающая: Познакомить с разнообразием пород кошек, их внешним видом, научить рисовать шерсть кошки.
Развивающая: Развивать наблюдательность, мышление учеников.
Воспитывающая: Воспитывать интерес, любовь к живой природе.
Оборудование и материалы для учеников:
- альбом;
- карандаш простой;
- акварель;
- игрушки-кошки;
- книги с иллюстрациями;
- сувениры.
для учителя: то же, мел, натурная постановка, методические таблицы “Последовательность выполнения рисунка кошки” (или других животных).
Литературный ряд: загадки, стихи, отрывки из литературных произведений (Киплинг “Маугли”, “Кошка, которая гуляла сама по себе” и др.).
Зрительный ряд: ( по возможности) рисунки методического фонда (учащихся,); работы Ватагина, Е. Чарушина, В. Серова, Леонардо да Винчи, П. Кодтта, Е. Лансере, П. Трубецкой; Рембрандта “Пьющий лев”; К. Петрова-Водкина “Купание красного коня”; репродукции конных памятников, фотография скульптуры животных, птиц.
Технические условия:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран
Ожидаемые результаты:
Закрепление изученного материала, усвоение полученных знаний.
Этапы урока:
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
III. Деятельность учащихся под руководством учителя.
IV. Итоги урока.
Используемые ресурсы из общедоступных источников:
Сайты:
- http://www.photoanimal.ru;
- http://www.floranimal.ru/show_foto;
- поурочные планы автора составителя С.Б.Дроздовой по учебнику В.С.Кузина.
ХОД УРОКА
I. Организация класса. (Слайд № 1. Презентация)
II. Вводная беседа.
Урок начинается с чтения загадок о кошках и их “родственниках” из мира животных.
Мордочка усатая,,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
(Слайд 2)
У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет. (Кошка)
Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище. (Кошка)
Мохнатенькая, усатенькая.
Молоко пьет,
Песенки поет. (Кошка)
Мягкие лапки, А в лапках –
Цап-царапки. (Кошка)
Острые ушки,
На лапах подушки.
Усы, как щетки
Дугою спина.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит. (Кот)
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
(Слайд 3)
Уж очень вид у них чудной:
У папы - локоны волной,
А мама ходит стрижено.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша... (Львица)
(Слайд 4)
Изображение животных - тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. (Слайд 5, 6)
Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных - братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают. (Слайд 7, 8)
- Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин (анализ зрительного ряда). Напомнить о привязанности домашних животных и птиц к человеку – хозяину, другу, о трудностях жизни диких и бездомных животных, о сохранении мира природы на земле, об ответственности человека за экологическое благополучие планеты.
- Какие книги, фильмы о животных вы смотрели, читали?
- У кого из вас есть домашняя кошка или кот?
- Где можно увидеть диких животных, если живешь в городе? (В цирке, зоопарке)
- Кто из вас видел живых диких родственников кошки? Каких?
- Что общего у животных и птиц? (Есть голова, туловище, конечности, шея, тело покрыто шерстью или перьями “одето”)
- Как передвигаются кошки? Где живут, чем питаются?
- А знаете ли вы, что такое “Красная книга природы”?
III. Деятельность учащихся под руководством учителя.
Учитель рисует очертания кошки на доске.
(Слайд № 9, 10)
Поза животного должна позволять хорошо просматривать формы его тела. То есть рисуем кошку, которая стоит на всех 4-х лапах, мордочкой смотрит на зрителя, хвост “трубой”.
Показывается и объясняется ход рисования, этапы проработки и раскраски изображения.
Вначале намечается общая величина рисунка кошки на плоскости листа бумаги и уточняются пространственное положение и пропорциональное соотношение частей тела: туловища, шеи, головы, ног, хвоста. Голову располагаем в верхнем левом углу, туловище и лапы - в середине, хвост - справа. Прорисовываются очертания каждой их этих частей. Уточняется весь рисунок как в целом, так и в деталях. В дальнейшем работа над рисунком завершается акварельными красками. При этом обратить внимание детей на возможность передачи шерсти техникой “отдельного мазка”, создание мазком фактуры, материальности изображаемого объекта.
Основные этапы работы художника-анималиста над изображением животного, птицы: (Слайд № 11).
- Анализ основных форм, частей тела.
- Уточнение характерных движений.
- Ознакомление с поведением и способами передвижения.
- Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).
- Изучение среды обитания.
Индивидуальная работа с учащимися. (Слайд № 12)
Анализ общих ошибок (с помощью работ учащихся, схем и таблиц на доске, пояснений и устного анализа).
Трудны, но полезны и поучительны наброски с живой модели, когда надо передать пропорции животного, заостряя внимание на отдельных деталях. Это помогает видеть фигуру животного в целом, установить соразмерность и связь частей друг с другом и с фигурой, характерными движениями передавая пластику тела.
IV. Итоги урока.
Экспресс-просмотр рисунков, анализ удачных работ. Оценка работ.
Требования к работам: (Слайд № 13)
- анатомически верные (есть все части тела);
- соблюдение пропорций;
- достаточно крупный размер в листе;
- передача движения;
- работа над мелкими деталями (шерсть, глаза и др.);
- общая выразительность, завершенность;
- аккуратность.
(Слайд № 14)
Уборка рабочих мест.
(Слайд № 15)