Цели урока:
Обучающая: научить распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.
Развивающая: активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений
Воспитательная: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Ребята! На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях. (Слайд 1. Презентация)
1 этап. Целеполагание
- Урок русского языка. Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.
1. Минутка чистописания.
(На доске написаны слова) Подберёзовик, молодость, старушка, молоко. (Слайд 2)
Учитель:
первая буква, которую мы будем писать – гласная, находится в приставке им. существительного 2-го склонения;
вторая – гласная , находится в суффиксе им. существительного 1-го склонения;
третья – согласная, находится в корне им. существительного 3-го склонения и обозначает парный звонкий, парный твёрдый согласный.
О у д
Вода, воздух, одуванчик
В воздухе кружились легкие семена одуванчика (разбор предложения по составу).
2. Словарная работа. (Слайд 3)
(На доске таблица)
|
а |
б |
в |
г |
1 | паль | же | да | кар |
2 | фель | го | мор | лать |
3 | ковь | се | то | ри |
4 | зонт | по | да | бе |
Учитель:
Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:1а 3в (пальто)
2в 3а (морковь)
1г 3в 2а (картофель)
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)
2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием,
определить склонение
4б 2б 4в (погода)
Учитель:
Какое слово лишнее? (Желать)Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)
А можно ли его преобразовать в имя существительное?
- Что вы знаете об именах существительных?
3. Игра “Бегущие минутки”. За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
- Изменяемая часть слова … (окончание).
- Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
- Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
- Постоянный признак имён существительных… (род).
- Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
- К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
- Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
- Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
- Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
- Сколько падежей в русском языке? … (шесть).
Молодцы! Справились с заданием!
- Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). (Слайд 4)
Склонение | Падежи | Окончания |
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 5)
Падежные окончания имен существительных в 1, 2 и 3 склонении.
- Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:
1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.
- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.
- Согласны?
2 этап. Содержание
Повторение. (Алгоритм работы - 2способа определения падежных окончаний). (Слайд 6, 7)
4. Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений.
1 группа с учителем, остальные – по карточкам.
Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.
В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.
Сравни окончания. Что вы заметили?
Почему в этих словах мы написали окончание – Е?
Какое слово лишнее?
Сделайте вывод.
Задание
Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.В холод…,говорить о жизн…, приехать из деревн.., подойти к сирен…, узнать по букв…, связать из шерст…, купаться в фонтан.., лететь в неб...
Проверка .
Зачитайте слова с окончанием – И.
Почему в этих словах вы написали окончание – И?
Какое слово лишнее?
5. Буквенный диктант. (Сигнальные карты)
На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… ,на огород.., по площад.., на ступеньк.., без мебел.., в бочк.. .
Вывод.
6. Физкультминутка.
Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.
Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
Разминка для рук:
Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по
столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)
7. Работа в группах.
1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.
Свернул к речк…
помог старушк…
скрипит на дерев…
махал флажк…
рисунок на ткан…
2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием -е.
Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли к берёзк…, подбежал к пристан…, найти на дорог…, пошёл по троп… .
3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.
пустыня, стакан, ладонь.
Р. п.
Д. п.
П. п.
4-я группа: У вас карточка со словами:
На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., в лагер.., вдоль дорог.., на лошад.., на макушк.., к сирен.., на лодк.., до деревн.. .
Вы должны поместить карточку в свой домик.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание)
7. Упражнение на развитие зрительной памяти. (На доске записаны словосочетания)
Дохнула хол.д..
запушила сне.к..
(за)т.нула ле.к..
л.тят по льду
(по)серебрила ине..
нар.дила в шу.к..
пр.т.нулся у опушк…
появились (у) кормушк…
пр.б.жал по ветк..
Учитель:
Объясните правописание пропущенных букв. Определите склонение и падеж имён существительных. (Дети выполняют задание)Постарайтесь запомнить как можно больше словосочетаний. (Учитель закрывает словосочетания, дети пишут по памяти). Самопроверка.
Учитель:
какой темой объединены все словосочетания? (Зима). Составьте рассказ, используя данные словосочетания.(Дети самостоятельно записывают небольшой рассказ. Несколько учеников читают свои мини-сочинения)
9. Итог урока/
- Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?
1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.
- Заполните карточку:
Я работал с ___ настроением.
Я ___ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда ___ .
Оцените как вы работали (5 - активно работал, 4 - не очень активно).
Кто хочет поделиться дома своей радостью и знаниями, возьмите лучики солнышка.