Цели урока:
- расширить и углубить знания детей о расходовании, загрязнении и охране воды;
- дать представление об основных источниках загрязнения воды;
- сформировать интерес к проблеме экологического состояния природы в современный период;
- учиться размышлять, наблюдать, анализировать, спорить, открывать новые пути.
- формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер;
- развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.
- обучение школьников работе с современным программным обеспечением.
Задачи урока:
- Учебная – закрепить основные навыки работы с современными прикладными программами.
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
- Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора.
Оборудование:
- кабинет, оснащённый современной техникой с лицензированным программным обеспечением. На компьютерах установлена операционная система Windows XP, Microsoft Office;
- физическая карта России, атласы, контурные карты, энциклопедии, опорные схемы.
Подготовительный этап.
Предварительно ученики подготовили презентацию по теме: “Загрязнение вод суши и Мирового океан”.
Конкретную тематику учащиеся выбирали в зависимости от собственных интересов и возможностей.
Обязательные условия проекта: объём презентации не менее 8 слайдов, использование анимации, при необходимости звуковых эффектов. Оформление проекта должно быть красочным, но не перегружённым фотографиями. При защите проекта необходимо указать, где нашли использованную в проекте информацию.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Мы с вами подошли к заключительной теме большого раздела, который называется “ Гидросфера”.
Проводится игра-закрепление “Географическое лото”. Правила игры см. в приложении.
2. Слово учителя. Объяснение темы урока.
Вода – самый удивительный минерал на Земле. Вода дает жизнь всему живому на планете. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат. Под воздействием воды разрушаются прочнейшие и мощнейшие горные породы. Удивителен этот минерал еще и тем, что вода единственное вещество на планете, которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое смогло бы заменить воду. Воды на земле очень много. Большая часть нашей планеты - 3/4 покрыта водой.
Вода входит в состав крови человека и животных. Она содержится в стеблях растений. Вода обеспечивает перемещение разных веществ по организму.
Вопрос к классу:
- Расскажите, как человек использует воду?
- Откуда мы с вами берем воду для своих нужд?
- Куда стекает использованная вода?
Учитель:
- Подсчитано, что ежедневно городской житель расходует около 155 л. воды, а сельский житель – 55 л.
Много воды тратится бесполезно. Из плохо закрытого крана капает вода. За час наполняется 0,5 л. емкость . За сутки - 12 литров чистой пресной воды пропадает зря.
1/3 населения нашей планеты испытывает недостаток в чистой пресной воде, т. к 96% всей воды на планете – это соленая вода Мирового океана, 4% - пресная вода (ледники, подземные воды, реки, озера, болота). Большая часть пресной воды недоступна человеку – это ледники.
В Арабских Эмиратах ,богатейшей стране, торгующей нефтью во всем мире, жители остро ощущают нехватку пресной воды. 0,5 литровая бутылка чистой пресной воды стоит 1$, столько же стоят 40 литров бензина.
Нехватка пресной воды заставила человека научиться опреснять морскую воду. Это очень трудоемкая и дорогостоящая работа. Поэтому проблема охраны воды от загрязнения, её экономия стала одной из важнейших для человечества.
3. Основные загрязнители вод суши и Мирового океана.
Учитель:
- Большая часть пресной воды используется человеком для орошения засушливых земель. На орошаемых землях выращивают хлопчатник, рис, пшеницу, овощи. Вода на орошение тратиться избыточно. Она растворяет химические удобрения и ядохимикаты, которые человек вносит на поля.
Часть ядохимикатов просачивается с водой, загрязняя подземные воды, реки, пруды, озера.
Много пресной воды требуется в промышленности.
Практическое задание для уч-ся:
Для производства бумаги, на которой напечатан один учебник, потребовалось 0,5 куб. м воды. Сколько воды потребуется для изготовления 7 учебников (для учебников всех учеников класса)? На 7 учебников потребовалось 3,5 куб. м воды.
Учитель:
- Вода нужна как на мясокомбинате, для промывки сырья и оборудования, так и на АЭС, для охлаждения атомного реактора. Не всегда сточные воды комбинатов и заводов проходят предварительную очистку. Зачастую, загрязненные воды прямиком сбрасываются в водоемы.
Очистными сооружениями снабжены только крупные заводы, фабрики, канализационные системы. Все мелкие предприятия, сельскохозяйственные фермы, населенные пункты сбрасывают загрязненные воды прямо в реки и другие водоемы.
- Наше село расположено на берегу реки Алтата, которая берет свое начало в Синих горах и впадает в реку Большой Узень. Река бывает текущей и многоводной только в весеннее половодье.
В остальное время года река не течет, т.к. на всем своем протяжении перекрыта плотинами. Вода реки – это источник жизни нашего села. Жители используют её для хозяйственных нужд: пьют и готовят пищу, поливают огород, стирают, поят домашний скот. Это место обитания домашней птицы в летний период. Река – это излюбленное место отдыха, купания детворы.
Вопрос уч-ся класса:
- Подумайте и ответьте, как мы, жители села, загрязняем свою реку Алтата?
- Можно ли предотвратить загрязнение нашей реки?
Учитель:
- Особую проблему составляет загрязнение воды нефтью и продуктами ее переработки (бензин, солярка, смазочные масла). Вода, смешиваясь с нефтью, образует нефтяную эмульсию. Такая смесь не распадается более ста лет. Озера эмульсии обычно располагаются близь нефтедобывающих скважин. Эмульсия просачивается сквозь водопроницаемые слои земной коры и загрязняет подземные воды.
Вопрос уч-ся класса.
- Какое озеро на территории нашей страны самое глубокое?
- Какие интересные факты вам известны об озере Байкал?
Учитель:
- Рядом с жемчужиной нашей страны озером Байкал был проложен нефтепровод. Байкал – это хранилище пресной воды. Озеру 15–20 млн. лет. В нем находится 20 % всей пресной воды планеты.
Если бы случился разрыв нефтепровода, планета лишилась бы не только редчайшего и красивейшего озера, но и огромных запасов пресной воды. Погибли бы 60 тыс. видов живых организмов, рыб и животных. Экологи страны забили тревогу. В настоящее время, благодаря вмешательству бывшего президента России В.В. Путина, нефтепровод был отведен на безопасное расстояние от озера.
Нефть – главный загрязнитель вод Мирового океана. Нефть попадает в воду при ее добыче со дна морей, при авариях нефтеналивных судов. Много нефти содержится в водах, стекающих с суши.
4. Природа не любит шуток и не прощает ошибок.
- Загрязнение вод человеком – палка о двух концах. Одним концом человек бьет по природе, другой конец - бьет по человечеству. Огромный вред здоровью человека наносит вода, загрязненная ядохимикатами с полей. Неочищенные стоки населенных пунктов, сельскохозяйственных ферм угрожают распространению опасных инфекционных болезней – гепатита, дизентерии, холеры.
В водоемах, где загрязнена вода, гибнет рыба, гибнут животные, гибнет птица, гибнет растительный покров.
Вырубка лесов на планете ведет к пересыханию рек и озер. Влажные почвы лесов осушаются, что ведет к нарушению взаимосвязей переувлажненных природных комплексов.
5. Охрана гидросферы от загрязнения.
- Проблема охраны вод – это международная проблема.
Ученые всего мира разрабатывают действенные способы борьбы с загрязнением вод. Строительство очистных сооружений стоит огромных денег, а очищенная вода не всегда пригодна для питья. Нужно предусмотреть, где можно использовать такую воду. Например, эта вода пригодна для технических нужд: её можно использовать в прачечных, в промышленности, для орошения и т.д.
В промышленности начаты разработка безводных или маловодных технологий производства.
Стоит так же задуматься о том, как сократить бесполезный расход воды. Очень важно экономить питьевую воду. Ведь это может делать каждый из нас.
6. Представление презентации “ Загрязнение вод суши и Мирового океана”.
Вами были проведены самостоятельные исследования по следующим вопросам:
- основные источники пресной воды;
- основные загрязнители вод;
- последствия загрязнения вод.
7 . Подведение итога урока. Рефлексия.
- Интересно ли вам было сегодня на уроке?
- Узнали вы что-нибудь важное, нужное на уроке?
- Считали ли вы, что проблема охраны воды столь важна для человечества?
- Какие меры по охране воды могут предпринимать жители нашего села, чтобы сохранить воду р. Алтата?
- Какая информация, полученная на уроке, произвела на вас особое впечатление? - Закончить наш урок хочется следующими строками:
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки,
Студеная и вкусная вода.
8. Практическое задание на дом.
- Подсчитайте при помощи родителей, сколько воды расходует ваша семья в сутки в летний период и в зимний период. Данные подготовьте к следующему уроку.
Литература
- География 6 кл. – Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа 2007 г.
- Живая география – Ю.П. Пармузин, “Просвещение” - 1993 г.
- География России 8 кл. – И.И.Баринова, Дрофа 2006 г.
- Окружающая среда и транспорт – И.Р. Голубев, М. 1987 г.
- Экологическое образование учащихся в обучении географии – Т.В. Кучер, “ Просвещение” - 1990 г.
- “Юный натуралист” - № 11, 1999 г.
- “Аргументы и факты” – январь 2007 г.