Загрязнение вод суши и Мирового океана (6-й класс)

Разделы: География

Класс: 6


Цели урока:

  • расширить и углубить знания детей о расходовании, загрязнении и охране воды;
  • дать представление об основных источниках загрязнения воды;
  • сформировать интерес к проблеме экологического состояния природы в современный период;
  • учиться размышлять, наблюдать, анализировать, спорить, открывать новые пути.
  • формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер;
  • развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.
  • обучение школьников работе с современным программным обеспечением.

Задачи урока:

  1. Учебная – закрепить основные навыки работы с современными прикладными программами.
  2. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  3. Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора.

Оборудование:

  • кабинет, оснащённый современной техникой с лицензированным программным обеспечением. На компьютерах установлена операционная система Windows XP, Microsoft Office;
  • физическая карта России, атласы, контурные карты, энциклопедии, опорные схемы.

Подготовительный этап.

Предварительно ученики подготовили презентацию по теме: “Загрязнение вод суши и Мирового океан”.

Конкретную тематику учащиеся выбирали в зависимости от собственных интересов и возможностей.

Обязательные условия проекта: объём презентации не менее 8 слайдов, использование анимации, при необходимости звуковых эффектов. Оформление проекта должно быть красочным, но не перегружённым фотографиями. При защите проекта необходимо указать, где нашли использованную в проекте информацию.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Мы с вами подошли к заключительной теме большого раздела, который называется “ Гидросфера”.

Проводится игра-закрепление “Географическое лото”. Правила игры см. в приложении.

2. Слово учителя. Объяснение темы урока.

Вода – самый удивительный минерал на Земле. Вода дает жизнь всему живому на планете. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат. Под воздействием воды разрушаются прочнейшие и мощнейшие горные породы. Удивителен этот минерал еще и тем, что вода единственное вещество на планете, которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое смогло бы заменить воду. Воды на земле очень много. Большая часть нашей планеты - 3/4 покрыта водой.

Вода входит в состав крови человека и животных. Она содержится в стеблях растений. Вода обеспечивает перемещение разных веществ по организму.

Вопрос к классу:

-  Расскажите, как человек использует воду?

- Откуда мы с вами берем воду для своих нужд?

- Куда стекает использованная вода?

Учитель:

- Подсчитано, что ежедневно городской житель расходует около 155 л. воды, а сельский житель – 55 л.

Много воды тратится бесполезно. Из плохо закрытого крана капает вода. За час наполняется 0,5 л. емкость . За сутки - 12 литров чистой пресной воды пропадает зря.

1/3 населения нашей планеты испытывает недостаток в чистой пресной воде, т. к 96% всей воды на планете – это соленая вода Мирового океана, 4% - пресная вода (ледники, подземные воды, реки, озера, болота). Большая часть пресной воды недоступна человеку – это ледники.

В Арабских Эмиратах ,богатейшей стране, торгующей нефтью во всем мире, жители остро ощущают нехватку пресной воды. 0,5 литровая бутылка чистой пресной воды стоит 1$, столько же стоят 40 литров бензина.

Нехватка пресной воды заставила человека научиться опреснять морскую воду. Это очень трудоемкая и дорогостоящая работа. Поэтому проблема охраны воды от загрязнения, её экономия стала одной из важнейших для человечества.

3. Основные загрязнители вод суши и Мирового океана.

Учитель:

- Большая часть пресной воды используется человеком для орошения засушливых земель. На орошаемых землях выращивают хлопчатник, рис, пшеницу, овощи. Вода на орошение тратиться избыточно. Она растворяет химические удобрения и ядохимикаты, которые человек вносит на поля.

Часть ядохимикатов просачивается с водой, загрязняя подземные воды, реки, пруды, озера.

Много пресной воды требуется в промышленности.

Практическое задание для уч-ся:

Для производства бумаги, на которой напечатан один учебник, потребовалось 0,5 куб. м воды. Сколько воды потребуется для изготовления 7 учебников (для учебников всех учеников класса)? На 7 учебников потребовалось 3,5 куб. м воды.

Учитель:

- Вода нужна как на мясокомбинате, для промывки сырья и оборудования, так и на АЭС, для охлаждения атомного реактора. Не всегда сточные воды комбинатов и заводов проходят предварительную очистку. Зачастую, загрязненные воды прямиком сбрасываются в водоемы.

Очистными сооружениями снабжены только крупные заводы, фабрики, канализационные системы. Все мелкие предприятия, сельскохозяйственные фермы, населенные пункты сбрасывают загрязненные воды прямо в реки и другие водоемы.

- Наше село расположено на берегу реки Алтата, которая берет свое начало в Синих горах и впадает в реку Большой Узень. Река бывает текущей и многоводной только в весеннее половодье.

В остальное время года река не течет, т.к. на всем своем протяжении перекрыта плотинами. Вода реки – это источник жизни нашего села. Жители используют её для хозяйственных нужд: пьют и готовят пищу, поливают огород, стирают, поят домашний скот. Это место обитания домашней птицы в летний период. Река – это излюбленное место отдыха, купания детворы.

Вопрос уч-ся класса:

- Подумайте и ответьте, как мы, жители села, загрязняем свою реку Алтата?

- Можно ли предотвратить загрязнение нашей реки?

Учитель:

- Особую проблему составляет загрязнение воды нефтью и продуктами ее переработки (бензин, солярка, смазочные масла). Вода, смешиваясь с нефтью, образует нефтяную эмульсию. Такая смесь не распадается более ста лет. Озера эмульсии обычно располагаются близь нефтедобывающих скважин. Эмульсия просачивается сквозь водопроницаемые слои земной коры и загрязняет подземные воды.

Вопрос уч-ся класса.

- Какое озеро на территории нашей страны самое глубокое?

- Какие интересные факты вам известны об озере Байкал?

Учитель:

- Рядом с жемчужиной нашей страны озером Байкал был проложен нефтепровод. Байкал – это хранилище пресной воды. Озеру 15–20 млн. лет. В нем находится 20 % всей пресной воды планеты.

Если бы случился разрыв нефтепровода, планета лишилась бы не только редчайшего и красивейшего озера, но и огромных запасов пресной воды. Погибли бы 60 тыс. видов живых организмов, рыб и животных. Экологи страны забили тревогу. В настоящее время, благодаря вмешательству бывшего президента России В.В. Путина, нефтепровод был отведен на безопасное расстояние от озера.

Нефть – главный загрязнитель вод Мирового океана. Нефть попадает в воду при ее добыче со дна морей, при авариях нефтеналивных судов. Много нефти содержится в водах, стекающих с суши.

4. Природа не любит шуток и не прощает ошибок.

- Загрязнение вод человеком – палка о двух концах. Одним концом человек бьет по природе, другой конец - бьет по человечеству. Огромный вред здоровью человека наносит вода, загрязненная ядохимикатами с полей. Неочищенные стоки населенных пунктов, сельскохозяйственных ферм угрожают распространению опасных инфекционных болезней – гепатита, дизентерии, холеры.

В водоемах, где загрязнена вода, гибнет рыба, гибнут животные, гибнет птица, гибнет растительный покров.

Вырубка лесов на планете ведет к пересыханию рек и озер. Влажные почвы лесов осушаются, что ведет к нарушению взаимосвязей переувлажненных природных комплексов.

5. Охрана гидросферы от загрязнения.

- Проблема охраны вод – это международная проблема.

Ученые всего мира разрабатывают действенные способы борьбы с загрязнением вод. Строительство очистных сооружений стоит огромных денег, а очищенная вода не всегда пригодна для питья. Нужно предусмотреть, где можно использовать такую воду. Например, эта вода пригодна для технических нужд: её можно использовать в прачечных, в промышленности, для орошения и т.д.

В промышленности начаты разработка безводных или маловодных технологий производства.

Стоит так же задуматься о том, как сократить бесполезный расход воды. Очень важно экономить питьевую воду. Ведь это может делать каждый из нас.

6. Представление презентации “ Загрязнение вод суши и Мирового океана”.

Вами были проведены самостоятельные исследования по следующим вопросам:

  • основные источники пресной воды;
  • основные загрязнители вод;
  • последствия загрязнения вод.

7 . Подведение итога урока. Рефлексия.

- Интересно ли вам было сегодня на уроке?

- Узнали вы что-нибудь важное, нужное на уроке?

- Считали ли вы, что проблема охраны воды столь важна для человечества?

- Какие меры по охране воды могут предпринимать жители нашего села, чтобы сохранить воду р. Алтата?

- Какая информация, полученная на уроке, произвела на вас особое впечатление? - Закончить наш урок хочется следующими строками:

Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки,
Студеная и вкусная вода.

8. Практическое задание на дом.

- Подсчитайте при помощи родителей, сколько воды расходует ваша семья в сутки в летний период и в зимний период. Данные подготовьте к следующему уроку.

Литература

  1. География 6 кл. – Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа 2007 г.
  2. Живая география – Ю.П. Пармузин, “Просвещение” - 1993 г.
  3. География России 8 кл. – И.И.Баринова, Дрофа 2006 г.
  4. Окружающая среда и транспорт – И.Р. Голубев, М. 1987 г.
  5. Экологическое образование учащихся в обучении географии – Т.В. Кучер, “ Просвещение” - 1990 г.
  6. “Юный натуралист” - № 11, 1999 г.
  7. “Аргументы и факты” – январь 2007 г.

Приложение 1

Приложение 2