Знать:
- основные понятия синтаксиса;
- постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях.
Уметь:
- выделять словосочетания из предложения;
- находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены;
- безошибочно ставить знаки препинания в предложениях с обращением, прямой речью, однородными членами.
Наглядные пособия: “Раздаточный материал” 5 кл.(8 шт.), репродукции картин, кроссворды, компьютер, диск “Русский язык. 5 кл.”.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
II. Объявление темы и целей урока.
Мы закончили изучение темы: “Синтаксис и пунктуация”. Сегодняшний урок – обобщающий, систематизирующий полученные знания. Урок пройдет в форме игры. Класс поделен на две команды : “Синтаксис”, “Пунктуация”. Командам буден предложено несколько конкурсов. На доске – таблица подсчета результатов. Выиграет та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Но имейте ввиду, что урок обобщающий и поэтому все должны получить оценку. Помогут мне в этом капитаны команд, которые будут внимательно следить за вашей работой.
III. Работа по теме.
IV. Разминка.
Начнем наше соревнование с морфологической разминки, которая и определит, какая команда вступит в борьбу первой.
Задание: Я называю слово, члены команды по очереди определяют часть речи.
Для конкурса “Синтаксис”: дерево, зеленый, рисую, чтобы, и, школа, русский, одевается, у, быстро.
Для конкурса “Пунктуация”: пишет, около, напряженно, тетрадь, звонкого, потому что, лампа, сказал, а, на, предложение, умный, хорошо.
Конкурс 1 “Брейн-ринг”
Команды отвечают на предложенные им вопросы.
- Что изучает синтаксис и пунктуация?
- Словосочетаниями не являются …
- Какие словосочетания называются именными, а какие – глагольными?
- Назовите предложения по цели высказывания.
- Что составляет грамматическую основу предложения?
- В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?
- Назовите второстепенные члены предложения.
- Какие члены предложения называются второстепенными?
- Чем простое предложение отличается от сложного?
- Знаки препинания при прямой речи.
Конкурс 2 “Найди лишнего”
В подземелье, куда спускался за деньгами солдат из сказки Андерсена “Огниво”, сидели три собаки. Они были уверены, что любой, зашедший в подземелье, - лишний. Вот и вам придется из группы слов выделить лишнее (то, что не является словосочетанием). Для этого воспользуемся “Раздаточным материалом. 5 кл”.
Доп.задание: определить вид словосочетаний по главному слову.
Конкурс 3 “Дружная семейка”
Командам предлагаются предложения, разрезанные на части. Кто быстрее сложит предложение и сделает это правильно, тот победит.
Для конкурса “Синтаксис”: Распустилась черемуха, и над водой позеленели кусты смородины.
Для конкурса “Пунктуация”: Под облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
А теперь вспомните порядок синтаксического разбора предложения. Запишите составленные вами предложения в тетрадь и сделайте синтаксический разбор.
Конкурс 4 “Королевство ошибок”
Следующий конкурс для капитанов. Записать предложения на доске, исправив орфографические и пунктуационные ошибки.
Конкурс “Синтаксис”: Ручей в оврашке еле слышьно пает о чем-то о своем и машет белой веткой вишня Ростем товарищи ростем!
Конкурс “Пунктуация”: Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шабку, оборотился ко мне и скозал Барин неприкажешь ли воротится?
Конкурс 5 “Страна схем”
В то время, как капитаны команд работают у доски, остальные участники работают с учебником.
Задание: составить и записать предложения по схемам (упр.508).
Конкурс 6 “Выбери меня”
Конкурс проводится в форме цифрового диктанта. Учащиеся внимательно слушают предложения , которые читает учитель, и записывают номера предложений с прямой речью.
Цифровой диктант
1. “Ах ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно: во всем лесу у нас такой певицы нет!” 2. “Пусть сохнет, - говорит Свинья, - ничуть меня то не тревожит; в нем проку мало вижу я…” 3. Однажды Лебедь, Рак да Щука вести с поклажей воз взялись… 4. “Ах ты, обжора! Ах, злодей! – тут Ваську Повар укоряет, - не стыдно ль стен тебе, не только что людей?” 5. Мартышка к старости слаба глазами стала. 6. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру… 7. “Молчи! Устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твоей, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Конкурс 7 “Сочинители”
Написать небольшое по объему сочинение-рассказ с введением диалога.
Конкурс “Синтаксис”: репродукция картины И.В.Шевандроновой “В сельской библиотеке”.
Конкурс “Пунктуация”: репродукция катрины С.А.Григорьева “Вратарь”.
IV. Итог урока.
Давайте вспомним тему нашего урока. Что должны были знать и уметь? Достигли мы целей, которые поставили в начале урока?
Мы в форме игры обобщили сведения по синтаксису и пунктуации. Что же изучают эти науки? Что еще мы вспомнили? Важно ли изучение нашей темы?
Объявление победителей. Выставление оценок капитанами команд.
V. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по синтаксису и пунктуации.