Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация"

Разделы: Русский язык


Знать:

  • основные понятия синтаксиса;
  • постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях.

Уметь:

  • выделять словосочетания из предложения;
  • находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены;
  • безошибочно ставить знаки препинания в предложениях с обращением, прямой речью, однородными членами.

Наглядные пособия: “Раздаточный материал” 5 кл.(8 шт.), репродукции картин, кроссворды, компьютер, диск “Русский язык. 5 кл.”.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

II. Объявление темы и целей урока.

Мы закончили изучение темы: “Синтаксис и пунктуация”. Сегодняшний урок – обобщающий, систематизирующий полученные знания. Урок пройдет в форме игры. Класс поделен на две команды : “Синтаксис”, “Пунктуация”. Командам буден предложено несколько конкурсов. На доске – таблица подсчета результатов. Выиграет та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Но имейте ввиду, что урок обобщающий и поэтому все должны получить оценку. Помогут мне в этом капитаны команд, которые будут внимательно следить за вашей работой.

III. Работа по теме.

IV. Разминка.

Начнем наше соревнование с морфологической разминки, которая и определит, какая команда вступит в борьбу первой.

Задание: Я называю слово, члены команды по очереди определяют часть речи.

Для конкурса “Синтаксис”: дерево, зеленый, рисую, чтобы, и, школа, русский, одевается, у, быстро.

Для конкурсаПунктуация”: пишет, около, напряженно, тетрадь, звонкого, потому что, лампа, сказал, а, на, предложение, умный, хорошо.

Конкурс 1 “Брейн-ринг”

Команды отвечают на предложенные им вопросы.

  1. Что изучает синтаксис и пунктуация?
  2. Словосочетаниями не являются …
  3. Какие словосочетания называются именными, а какие – глагольными?
  4. Назовите предложения по цели высказывания.
  5. Что составляет грамматическую основу предложения?
  6. В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?
  7. Назовите второстепенные члены предложения.
  8. Какие члены предложения называются второстепенными?
  9. Чем простое предложение отличается от сложного?
  10. Знаки препинания при прямой речи.

Конкурс 2 “Найди лишнего”

В подземелье, куда спускался за деньгами солдат из сказки Андерсена “Огниво”, сидели три собаки. Они были уверены, что любой, зашедший в подземелье, - лишний. Вот и вам придется из группы слов выделить лишнее (то, что не является словосочетанием). Для этого воспользуемся “Раздаточным материалом. 5 кл”.

Доп.задание: определить вид словосочетаний по главному слову.

Конкурс 3 “Дружная семейка”

Командам предлагаются предложения, разрезанные на части. Кто быстрее сложит предложение и сделает это правильно, тот победит.

Для конкурса “Синтаксис”: Распустилась черемуха, и над водой позеленели кусты смородины.

Для конкурса “Пунктуация”: Под облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

А теперь вспомните порядок синтаксического разбора предложения. Запишите составленные вами предложения в тетрадь и сделайте синтаксический разбор.

Конкурс 4 “Королевство ошибок”

Следующий конкурс для капитанов. Записать предложения на доске, исправив орфографические и пунктуационные ошибки.

Конкурс “Синтаксис”: Ручей в оврашке еле слышьно пает о чем-то о своем и машет белой веткой вишня Ростем товарищи ростем!

Конкурс “Пунктуация”: Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шабку, оборотился ко мне и скозал Барин неприкажешь ли воротится?

Конкурс 5 “Страна схем”

В то время, как капитаны команд работают у доски, остальные участники работают с учебником.

Задание: составить и записать предложения по схемам (упр.508).

Конкурс 6 “Выбери меня”

Конкурс проводится в форме цифрового диктанта. Учащиеся внимательно слушают предложения , которые читает учитель, и записывают номера предложений с прямой речью.

Цифровой диктант

1. “Ах ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно: во всем лесу у нас такой певицы нет!” 2. “Пусть сохнет, - говорит Свинья, - ничуть меня то не тревожит; в нем проку мало вижу я…” 3. Однажды Лебедь, Рак да Щука вести с поклажей воз взялись… 4. “Ах ты, обжора! Ах, злодей! – тут Ваську Повар укоряет, - не стыдно ль стен тебе, не только что людей?” 5. Мартышка к старости слаба глазами стала. 6. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру… 7. “Молчи! Устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твоей, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Конкурс 7 “Сочинители”

Написать небольшое по объему сочинение-рассказ с введением диалога.

Конкурс “Синтаксис”: репродукция картины И.В.Шевандроновой “В сельской библиотеке”.

Конкурс “Пунктуация”: репродукция катрины С.А.Григорьева “Вратарь”.

IV. Итог урока.

Давайте вспомним тему нашего урока. Что должны были знать и уметь? Достигли мы целей, которые поставили в начале урока?

Мы в форме игры обобщили сведения по синтаксису и пунктуации. Что же изучают эти науки? Что еще мы вспомнили? Важно ли изучение нашей темы?

Объявление победителей. Выставление оценок капитанами команд.

V. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по синтаксису и пунктуации.