Действия с десятичными дробями (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


“Kтo с детских лет занимается математикой, тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели.” А.Маркушевич

Цель урока: организовать познавательную деятельность.

Задачи урока:

  • проверка практических навыков и умений при работе с десятичными числами;
  • воспитание стремления к самостоятельной работе;
  • активизация работы учащихся.

Оборудование:

  • Персональные компьютеры;
  • Интерактивная доска.

Тип урока: обобщающие повторение.

 Форма проведения: игровая. (Приложение 1)

План урока:

Номер этап Название этапа Продолжительность
1. Организационный 1мин.
2. Постановка цели 1мин.
3. Игра:
  1. Содержание и условия проведения игры
  2. Подготовка к гонкам.
  3. Гонки-лабиринт
  4. Финиш - подведение итогов.
40 мин.
4. Домашнее задание 3 мин.

ХОД УРОКА

  1. Содержание и условия проведения игры:

Класс делится на три группы по степени подготовленности в решении практических заданий, связанных со всеми действиями десятичных дробей:

  •   1-я группа – сильные;
  •   2-я группа - средние,
  •   3-я группа – слабые учащиеся

Каждой группе соответствует свой класс машин:

  • 1-й - гоночные,
  • 2-й - скоростные,
  • 3-й - обычные.

В соответствии с этим разбиением составлены различные задания по объему и содержанию. В каждой  группе определяются три первых места (по количеству набранных баллов), участники игры работают индивидуально.

  1. Подготовка к гонкам.
  1. Устранение неисправности в автомобиле

Учащимся дается устное задание решить примеры (с выбором правильного ответа). В результате они узнают, что требуется починить или заменить в автомобиле, чтобы он был готов к гонкам. Задание выполняется в программе Excel в виде теста. (Приложение 2) 

1-я группа. Задание:

ЗАДАНИЕ ОТВЕТ
1 1,67 + 0,3 1,7
2 7,96 - 0,6 7,36
3 1,25 * 8 10
4 0,9 * 7 6,3
5 15,6 * 0,1 1,56
6 2,84 * 10 28,4
7 15,3 : 3 5,1
8 0,24 : 0,8 0,3
9 43,7 : 10 4,37
10 1,56 : 0,01 156

2-я группа. Задание:

ЗАДАНИЕ ОТВЕТ
1 6,5 + 5 11,5
2 9,2 - 2 7,2
3 2,5 *0,4 100
4 29,7 * 100 2970
5 18,4 : 2 92
6 2,12 : 0,1 21,2
7 0,15 : 0,3 0,5

3-я группа. Задание:

ЗАДАНИЕ ОТВЕТ
1 3,3 + 7 10,3
2 15,5 - 0,5 15
3 0,5 * 2 1
4 14,2 : 0,2 71
5 3,92 : 0,1 39,2

В результате выполнения задания должны получиться следующие результаты:

  • 1-я группа: карбюратор
  • 2-я группа: поршень
  • 3-я группа: насос
  1. Расчет среднего количества бензина для прохождения одного этапа гонок.

Задание: Найдите средний расход бензина на одном этапе математических гонок.

1-я группа (10 этапов):

Расход бензина:  три этапа по 6,4 л,
два этапа по 7,2 л,
пять этапов по 5,6 л.

2-я группа (7 этапов):

Расход бензина: три этапа по 5,6 л,
четыре этапа по 6,3 л.

3-я группа (5 этапов): 

Расход бензина:  два этапа по 6,1 л,
три этапа по 5,1 л     
  1. Гонки-лабиринт

Задания выполняются учащимися дифференцированно:

  • 1-я группа - все 10 заданий,
  • 2-я группа - 7 заданий,
  • 3-я группа - 5 заданий.

Результат первого задания дает начало гонок, затем нужно решить задание, которое начинается числом, являющимся результатом предыдущего задания и т. д.

Старт. Выполните действие: 24,12 : 6. Ответ: 4,02.

Число 4,02 - начало гонок - ученики находят задание, которое начинается числом 4,02 (то есть задание 6); результат этого задания - число 4,242 является началом следующего задания (задания 8) и т. д.

Задания:

Решите уравнение:

  1. (5 баллов) 1,8у - 1,1у = 0,756 : 3,6.
  2. (5 баллов) 13х - 5х = 16,4.
  3. (5 баллов) 8х + 1,2х = 96,6.
  4. (5 баллов) 3 + 8,4у + 2,5у = 4,09.
  5. (5 баллов) 10,5 • (4,2 + х) = 63.

Найдите значение выражения:

  1. (5 баллов) 4,02 • 0,6 + 1,83.
  2. (10 баллов) 0,238 • 100 - (23,37 + 16,13) : 2,5.
  3. (5 баллов) 4,242 : 0,1 - 29,42.
  4. (10 баллов) 2,05 : 5 + (4,9 - 0,8) • 3,2.
  5. (5 баллов) 13,53 т  + 9,27 т  при т = 0,01.

Контроль прохождения гонок: Задания следует выполнять в следующем порядке.

6. 4,02 • 0,6 + 1,83.  Ответ: 4,242.
8. 4,242 : 0,1 - 29,42.  Ответ: 13.
2. 13х - 5х = 16,4. Ответ: 2,05.
9.  2,05 : 5 + (4,9 - 0,8) • 3,2. Ответ: 13.53.
10. 13,53m + 9,27m при m = 0,01.            Ответ: 0,238.

Финиш 3-й группы: 0,238.

7. 0,238 • 100 - (23,37 + 16,13): 2,5.   Ответ: 8.
3. 8х + 1,2х = 96,6.  Ответ: 10,5.

Финиш 2-й группы: 10,5.

5. 10,5-(4,2 + х) = 63. Ответ: 1,8.
1. 1,8у - 1,1у = 0,756 : 3,6. Ответ: 3.
4. 3 + 8,4у + 2,5у = 4,09.  Ответ: 0,1.

Финиш 1-й группы: 0,1.

  1. Финиш - подведение итогов.

К финишу все учащиеся подойдут практически одновременно, так как задания дифференцированы по объему и содержанию.

Путь, пройденный

  • 1-й группой: 6-8-2-9-10-7-3-5-1-4;
  • 2-й группой: 6-8-2-9-10-7-3;
  • 3-й группой: 6-8-2-9-10.

По количеству набранных баллов определяются в каждой группе победители, занявшие 1-е, 2-е и 3-е место.

Награждение и выставление оценок производится по усмотрению учителя.

  1. Домашнее задание: Составить кроссворд по теме: “Действия с десятичными дробями”