Приоритетным направлением работы нашего дошкольного учреждения является “Художественно-эстетическое воспитание дошкольников”.
Цель работы по данному направлению:
Воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.
Задачи.
- Усиление развивающего эффекта воспитания и развития ребенка средствами разнообразных видов деятельности, в которые он включен.
- Углубление и расширение различных художественно-эстетических представлений, понятий, взглядов ребенка во взаимосвязи с его общим личным развитием и познанием окружающего мира
- Пробуждение, развитие и обогащение чувств и потребностей ребенка путем освоения им особенностей природных и художественных явлений, опираясь на живые ощущения и впечатления в виде звуков, красок, форм и пространства, особенные движения и голос
- Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности
Работа по художественно-эстетическому направлению, проходит интегрированным курсом через такие разделы программы, как музыкальное воспитание, художественно-эстетическое развитие, ребёнок и окружающий его мир, знакомство с художественной литературой. Методическое обеспечение приоритета выстраивается на основе программы эстетического воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста Т.С. Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б. Зацепиной “Красота. Радость. Творчество”. Эта программа является целостной, интегрированной по всем направлениям художественно-эстетического воспитания, которое основывается на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного) осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественной деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной.
В нашем дошкольном учреждении выстроена специальная система работы педагогического коллектива. Она состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации художественно-эстетического направления.
При реализации приоритетного направления важную роль играет интеграция деятельности всех специалистов ДОУ.
Достижение наиболее эффективных результатов возможно при наличии всех компонентов системы.
Все компоненты взаимосвязаны, их реализации в нашем дошкольном учреждении способствует педагогическая модель “Интеграция”, разработанная и адаптированная к условиям детского сада творческой группой педагогов. Структурно модель представлена на рисунке 2 .
Творческой группой педагогов был разработан и определен функционал каждого специалиста в рамках реализации приоритетного направления.
Направления работы заведующей ДОУ:
- организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;
- сотрудничество с органами управления образованием;
- организация повышения квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания;
- организация развивающей предметной среды;
- решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.);
- работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;
- координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой).
Направления работы старшего воспитателя:
- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания;
- выбор программы и методики (совместно с педколлективом);
- определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;
- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;
- мониторинг деятельности всего коллектива;
- участие в диагностике детей и анализе её результатов;
- проведение методических семинаров для членов коллектива;
- участие в совершенствовании развивающей предметной среды;
- участие в распространении опыта работы ДОУ;
- организация родительских собраний, посвящённых проблемам художественно-эстетического воспитания;
- обобщение результатов работы.
Направления работы психолога:
- психологическая поддержка работы по художественно-эстетическому воспитанию;
- анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста;
- участие в составлении диагностических карт;
- присутствие на занятиях с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.);
- работа с родителями.
Направления работы музыкального руководителя:
- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства;
- согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей, руководителя хореографического кружка, руководителя театральной студии;
- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;
- подбор музыкальных произведений к программе руководителя хореографического кружка и театральным постановкам;
- музыкальное сопровождение игр;
- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания;
- подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества.
Направления работы руководителя изостудии:
- закрепление содержания занятий художественно-эстетического цикла в рисовании, аппликации;
- оказание помощи музыкальному руководителю, воспитателям в изготовлении наглядных пособий, костюмов к праздникам, конкурсам;
- совместное проведение занятий с музыкальным руководителем;
- участие в создании выставок детских работ;
- подбор репродукций, иллюстраций к программе руководителя театральной студии, помощь в оформлении декораций;
- координация своей программы с программой воспитателей;
- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).
Направления работы хореографа:
- согласование своей программы с программой музыкального руководителя и воспитателей с целью интеграции деятельности;
- использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр;
- постановка танцев для детских спектаклей;
- участие в концертной деятельности.
Направления работы инструктора по физической культуре:
- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;
- включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач художественно-эстетического воспитания;
- участие в праздниках.
Направления работы логопеда:
- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;
- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки);
- включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества.
Направления работы воспитателя:
- разработка и осуществление отдельных проектов, в рамках приоритетного направления;
- участие в конкурсах детского художественного творчества;
- создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;
- работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания;
- участие в диагностике по заданию старшего воспитателя и психолога;
- оформление портфолио личных достижений воспитанников.
Результатами процесса интеграции специалистов в рамках реализации приоритетного направления стали следующие достижения:
Уровень художественно-эстетического развития выпускников ДОУ:
- высокий – 74 %;
- средний – 26 %;
- низкий – 0.
- Поступление в музыкальную школу – 15 %.
- Поступление в художественную школу –10 %.
- Поступление в хореографические коллективы – 15 %.
- Призовые места в конкурсах детского художественного творчества.
Принципы представленной нами педагогической модели “Интеграция” можно использовать при реализации любого приоритетного направления.