Цель урока: раскрытие физической сущности явления электромагнитной индукции.
Задачи урока
Обучающие:
- изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
- рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
- показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
- способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.
Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
- способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня вы вместе со мной участвуете в конкурсе “Учитель года”. Желаю вам творческого настроя и успешной работы!
- Проверка усвоения ранее изученного материала (с помощью конструктора тестов).
У вас на столах имеются карточки с цифрами от 1 до 4. Я вслух читаю вопросы теста, вы поднимаете одну или несколько карточек с вариантами правильных ответов.
- Магнитное поле существует… (выберите варианты правильных ответов)
а) вокруг проводника с током
б) вокруг движущихся заряженных частиц
в) вокруг неподвижных зарядов (-)
г) вокруг магнита
- Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?
а) Эрстед (+)
б) Ньютон
в) Архимед
г) Ом
- Чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок 1), нужно:
а) алюминиевую рамку заменить железной
б) поднимать рамку вверх
в) взять более слабый магнит
г) усилить магнитное поле (+)
Рисунок 1
- Проводник, показанный на рисунке 2, притягивается к магниту, потому что:
а) проводник медный
б) на проводник действует сила Ампера (+)
б) проводник наэлектризован
в) проводник слабо натянут
Рисунок 2
- Изучение нового материала
- Актуализация знаний, создание проблемной ситуации (просмотр видеофильма).
- В одной самой обычной семье готовились к самому обычному Новому 2009 году. Папа зарабатывал деньги, мама жарила мясо, наводила порядок в доме, украшала ёлку. И, когда все дела уже были переделаны, мама со спокойной совестью решила посмотреть телевизор. Как вдруг, отключили свет. “Какой же Новый год без телевизора?” - ужаснулась мама. Отсутствие электричества, особенно под Новый год – это действительно большая проблема.
- Как вы думаете, чем мы займёмся сегодня на уроке?
- Будем своими силами получать электрический ток!
- Как же мы это сделаем? Может быть, в этом нам помогут ранее полученные знания?
- Внимание на плакат. Что на нём отражено?
- По сути опыт Эрстеда, который доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле (слайд 1). Значит, имея электрический ток, можно получить магнитное поле. - А нельзя ли наоборот, имея магнитное поле, получить электрический ток? Что для этого нужно сделать? Ваши предложения?
- Выдвижение учащимися своих предположений, попытка доказать их правильность на основе имеющихся знаний.
- Проверка предположения
(В случае недостаточности знаний, учитель добавляет недостающее звено) (слайд №2).
Немного истории:
Швейцарский физик Колладон и английский физик Майкл Фарадей практически одновременно занимались решением этой проблемы. Колладон даже немного опередил Фарадея, но зафиксировать свой результат ему не удалось, потому что он работал один. (Демонстрируется опыт Фарадея №1 с закрытым гальванометром).
Фарадей был профессором университета, у него были помощники, которые помогли ему увидеть неизвестное до того времени явление. (Демонстрируется опыт Фарадея №1 с открытым гальванометром). (Слайд 3). 29 августа 1831 г. было открыто это явление и его назвали явлением электромагнитной индукции.
- Формулирование темы урока, сообщение цели урока. (Слайд 4)
Такое же «имя» я предлагаю дать нашему уроку: “Явление электромагнитной индукции”
Цель урока: раскрыть физическую сущность явления электромагнитной индукции.
В тетрадях запишем число, тему урока. С новой строки запишем дату открытия и фамилию учёного, открывшего это явление. (Слайд 5)
- Итак, что нужно взять, чтобы наблюдалось явление электромагнитной индукции?
- Что в этом случае будет происходить?
- Так в чём заключается явление электромагнитной индукции? (Слайд 6)
(Работа с учебником)
- Откройте, пожалуйста, учебник, ξ49 θ найдите в учебнике определение электромагнитной индукции. Нет? Значит, скоро будет то определение, которое вы предложили. А пока мы его запишем в тетрадь.
- Физкультпауза (деформация растяжения, кручения, мягкая, бесшумная посадка).
- Решение проблемы учащимися путём самостоятельного поиска и пополнения недостающих знаний. (Слайд 7)
(Учащимся демонстрируется схема, они предлагают ещё 3 способа получения индукционного тока).
- Анализ полученных результатов, выводы. (Систематизация знаний)
- Что было общего во всех четырёх опытах Фарадея?
- Первичный контроль знаний (работа в группах)
- Задание 1-й группе: Составить гениологическое древо явления электромагнитной индукции.
- Задание 2-й группе: Заполнить свидетельство о рождении явления электромагнитной индукции.
- Задание 3-й группе: Раскрыть физическую сущность явления электромагнитной индукции.
- Проверка решения проблемы в новых условиях
Два гальванометра соединены между собой. Первый гальванометр начинаем раскачивать. Наблюдаем отклонение стрелки второго гальванометра. Объяснить данное явление.
- Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы с вами
- изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
- рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
- показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем, что электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток
(Оценки за урок)
- Задание на дом
ξ49, нарисовать схему и описать наиболее понравившийся вам способ получения индукционного тока (письменно)
- Звонок маме.
(Ученик, в чьей семье снимался видеофрагмент, звонит маме и докладывает, что без света они больше не останутся, потому что он на уроке научился вырабатывать электрический ток).
- Пожелание обучающимся:
“Желаю вам побольше светлых дней,
А если что случится, точно знайте:
Законы физики не зря вы изучаете,
Они помогут сделать жизнь светлей!”
- Рефлексия урока.