Открытый урок в 9-м классе "Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея"

Разделы: Физика


Цель урока: раскрытие физической сущности явления электромагнитной индукции.

Задачи урока

Обучающие:

  • изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  • рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  • показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
  • способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  • способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня вы вместе со мной участвуете в конкурсе “Учитель года”. Желаю вам творческого настроя и успешной работы!

  1. Проверка усвоения ранее изученного материала (с помощью конструктора тестов).

У вас на столах имеются карточки с цифрами от 1 до 4. Я вслух читаю вопросы теста, вы поднимаете одну или несколько карточек с вариантами правильных ответов.

  1. Магнитное поле существует… (выберите варианты правильных ответов)

а) вокруг проводника с током
б) вокруг движущихся заряженных частиц
в) вокруг неподвижных зарядов (-)
г) вокруг магнита

  1. Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?

а) Эрстед (+)
б) Ньютон
в) Архимед
г) Ом

  1. Чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок 1), нужно:

а) алюминиевую рамку заменить железной
б) поднимать рамку вверх
в) взять более слабый магнит
г) усилить магнитное поле (+)

Рисунок 1

  1. Проводник, показанный на рисунке 2, притягивается к магниту, потому что:

а) проводник медный
б) на проводник действует сила Ампера (+)
б) проводник наэлектризован
в) проводник слабо натянут

Рисунок 2

  1. Изучение нового материала
  1. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации (просмотр видеофильма).

- В одной самой обычной семье готовились к самому обычному Новому 2009 году. Папа зарабатывал деньги, мама жарила мясо, наводила порядок в доме, украшала ёлку. И, когда все дела уже были переделаны, мама со спокойной совестью решила посмотреть телевизор. Как вдруг, отключили свет. “Какой же Новый год без телевизора?” - ужаснулась мама. Отсутствие электричества, особенно под Новый год – это действительно большая проблема.

  • Как вы думаете, чем мы займёмся сегодня на уроке?
  • Будем своими силами получать электрический ток!
  • Как же мы это сделаем? Может быть, в этом нам помогут ранее полученные знания?

- Внимание на плакат. Что на нём отражено?

Презентация

- По сути опыт Эрстеда, который доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле (слайд 1). Значит, имея электрический ток, можно получить магнитное поле. - А нельзя ли наоборот, имея магнитное поле, получить электрический ток? Что для этого нужно сделать? Ваши предложения?

  1. Выдвижение учащимися своих предположений, попытка доказать их правильность на основе имеющихся знаний.
  2. Проверка предположения

(В случае недостаточности знаний, учитель добавляет недостающее звено) (слайд №2).

Немного истории:

Швейцарский физик Колладон и английский физик Майкл Фарадей практически одновременно занимались решением этой проблемы. Колладон даже немного опередил Фарадея, но зафиксировать свой результат ему не удалось, потому что он работал один. (Демонстрируется опыт Фарадея №1 с закрытым гальванометром).

Фарадей был профессором университета, у него были помощники, которые помогли ему увидеть неизвестное до того времени явление. (Демонстрируется опыт Фарадея №1 с открытым гальванометром). (Слайд 3). 29 августа 1831 г. было открыто это явление и его назвали явлением электромагнитной индукции.

  1. Формулирование темы урока, сообщение цели урока. (Слайд 4)

Такое же «имя» я предлагаю дать нашему уроку: “Явление электромагнитной индукции”

Цель урока: раскрыть физическую сущность явления электромагнитной индукции.

В тетрадях запишем число, тему урока. С новой строки запишем дату открытия и фамилию учёного, открывшего это явление. (Слайд 5)

  • Итак, что нужно взять, чтобы наблюдалось явление электромагнитной индукции?
  • Что в этом случае будет происходить?
  • Так в чём заключается явление электромагнитной индукции? (Слайд 6)

(Работа с учебником)

- Откройте, пожалуйста, учебник, ξ49 θ найдите в учебнике определение электромагнитной индукции. Нет? Значит, скоро будет то определение, которое вы предложили. А пока мы его запишем в тетрадь.

  1. Физкультпауза (деформация растяжения, кручения, мягкая, бесшумная посадка).
  2. Решение проблемы учащимися путём самостоятельного поиска и пополнения недостающих знаний. (Слайд 7)

(Учащимся демонстрируется схема, они предлагают ещё 3 способа получения индукционного тока).

  1. Анализ полученных результатов, выводы. (Систематизация знаний)

- Что было общего во всех четырёх опытах Фарадея?

  1. Первичный контроль знаний (работа в группах)
  • Задание 1-й группе: Составить гениологическое древо явления электромагнитной индукции.
  • Задание 2-й группе: Заполнить свидетельство о рождении явления электромагнитной индукции.
  • Задание 3-й группе: Раскрыть физическую сущность явления электромагнитной индукции.
  1. Проверка решения проблемы в новых условиях

Два гальванометра соединены между собой. Первый гальванометр начинаем раскачивать. Наблюдаем отклонение стрелки второго гальванометра. Объяснить данное явление.

  1. Подведение итогов урока (слайд 8)

Сегодня на уроке мы с вами

  • изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  • рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  • показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем, что электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток

(Оценки за урок)

  1. Задание на дом (слайд 9)

ξ49, нарисовать схему и описать наиболее понравившийся вам способ получения индукционного тока (письменно)

  1. Звонок маме.

(Ученик, в чьей семье снимался видеофрагмент, звонит маме и докладывает, что без света они больше не останутся, потому что он на уроке научился вырабатывать электрический ток).

  1. Пожелание обучающимся:

“Желаю вам побольше светлых дней,
А если что случится, точно знайте:
Законы физики не зря вы изучаете,
Они помогут сделать жизнь светлей!”

  1. Рефлексия урока.