Математические олимпийские игры (для учащихся 5–9-х классов)

Разделы: Математика


Математика – наука, которая предполагает решение различных задач, доказательство предположений, нахождение неизвестных величин, построение графиков и тому подобное. Все эти действия выполнимы в одном положении: сидя за тетрадкой, с ручкой, карандашом и линейкой. Может, поэтому многим ребятам она кажется скучной, однообразной и “сухой”? Но для того, чтобы привлечь учащихся к предмету и, возможно, удивить их, можно найти разные способы. И каждый учитель математики имеет у себя в арсенале огромное множество приемов активизации познавательной деятельности, различные внеклассные мероприятия, которые очень разнообразны по форме и содержанию. Я же решила объединить математику с физкультурой и в рамках одной из традиционных недель математики в школе предложила ребятам Математические Олимпийские Игры, где ребята не только решали задачки, но и активно занимались спортом. Игры имели огромный успех и повысили авторитет такого серьезного предмета как математика. Предлагаю на ваш суд сценарий разработанной мной игры Математические Олимпийские Игры.

Для проведения игры потребуется подготовка, которая заключается в изготовлении необходимых атрибутов:

  • плакаты с олимпийскими кольцами и надписью “Математические Олимпийские Игры”, с девизами спортивного и математического содержания: “Быстрее, выше, сильнее”, “Считай, смекай, угадывай” и т.д.
  • табло для фиксирования счета,
  • барьеры высотой не более 50 см, 8 шт.,
  • импровизированные трибуны для болельщиков,
  • спортивные принадлежности: 2 пары боксерских перчаток, 2 обруча, 2 кубика,
  • карточки с заданиями,
  • музыкальное сопровождение: звуки фанфар, спортивный марш.

В Играх участвуют две команды – сборные (придумывают себе название) по 5 человек в каждой.

Ведут программу двое ведущих (спортивные комментаторы) и ассистенты (4 человека, по два на каждую команду) из числа учащихся. Обязательно присутствие медицинского работника. Жюри состоит из учителей и учащихся (3-5 человек).

ХОД ИГРЫ

1. Открытие олимпийских игр.

2. Программа состязаний:

Разминка.
Бег с барьерами.
Математический бокс.
Прыжки в длину.
Эстафета.
Математический спринт (на личное первенство).

3. Подведение итогов, награждение.

4. Закрытие.

Содержание:

Открытие начинается со звуков фанфар, возвещающих начало Олимпиады.

Выходят спортивные комментаторы - СК (одеты в спортивные костюмы и у каждого на шее висит свисток).

1 СК: – Здравствуйте, дорогие друзья, любители спорта и математики! Сегодня на нашем стадионе знаменательное событие: проводятся математические Олимпийские Игры.

2 СК:

Победит пусть кто сильнее,
Кто находчивей, смелее.
В общем, дело только в том,
Чтоб смекать себе с умом!

1 СК:

Пусть жюри будет сидеть
За столами и смотреть,
Как текут соревнования
И кому, какие звания
Будут после присуждаться
Честно, строго, беспристрастно.

2 СК:

Пусть болельщики “болеют”
И улыбок не жалеют
И спортсменов наших смелых
Чествуют, кто как умеет.

1 СК: – Разрешите представить наших судей, которые будут сегодня арбитрами на всех состязаниях (представляют судей, жюри занимает свое место).

2 СК: – А сейчас - парад команд! Приглашаем команды – наши олимпийские сборные!

Под звуки спортивного марша команды совершают круг почета по стадиону, обмениваются рукопожатиями и встают на свои места.

2 СК: Привет участникам Олимпиады!

Физкульт – Ура!

Физкульт – Ура!

Физкульт – Ура! Ура! Ура!

1 СК: – В олимпийских играх участвуют две сборные команды, и они будут состязаться по пяти видам соревнований:

Бег с барьерами.
Математический бокс.
Прыжки в длину.
Эстафета.
Математический спринт (на личное первенство).

– Но прежде чем перейти к соревнованиям, пусть команды представятся. Итак, слово командам!

(Команды исполняют песню на мотив “Песенки академиков” из музыкальной сказки Ю.Антонова “Про кузнечика Кузю”)

И по геометрии, и по арифметике
Мы на все вопросики
Сможем дать ответики.
Мы спортсмены сильные,
Нам все знать положено,
Из чего что вычтено,
Что на что умножено.
Спортом с математикой
Увлекаемся давно.
И решим, и посчитаем,
Найдем ответы все равно.
Мы пришли сюда не зря -
Игры здесь проводятся.А вы будете, друзья,

1 команда: – За нас!

2 команда: – За нас! (Поднимают подготовленные на альбомных листах названия команд).

Болеть, как водится!

Ассистенты берут у капитанов плакаты и вывешивают на табло.

2 СК: – Итак, в Олимпийских играх участвуют две команды. А на табло будут видны результаты состязаний, и задача команд набрать как можно больше очков, чтобы стать Олимпийскими чемпионами! Желаем удачи и побед!

Команды в это время имитируют разминку.

1 СК: – Команды готовы? – Готовы!

– Судьи готовы? – Готовы!

– Болельщики готовы? – Готовы!

Тогда, Математические Олимпийские Игры объявляются открытыми! (Звучат фанфары)

2 СК: – Как известно, перед любыми соревнованиями нужна разминка. Каждой команде задается по очереди вопрос, на который надо быстро ответить и подпрыгнуть. Правильный ответ дает команде очко.

  1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50).
  2. Если в 12 часов ночи идет дождь, можно ли ожидать солнечную погоду через 72 часа? (Нельзя, т.к. будет ночь).
  3. Произведение каких чисел равно их сумме? (0 и 0, 2 и 2).
  4. Что больше, произведение или сумма чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0? (Сумма).
  5. Назовите число между числами 5 и 6. (5,1 или 5, 2 и т.п.).
  6. Сколько будет трижды сорок и пять? (125).
  7. Во сколько раз километр длиннее сантиметра? (В 100000 раз).
  8. На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4? (1/2).
  9. Кто обосновал геометрию как науку? (Евклид).
  10. Кто автор учебника “Геометрия”? (Погорелов).

Разминка окончена. Можно приступать к основным соревнованиям, но прежде слово судьям. (Ассистенты отмечают в табло первые результаты).

1 СК: – Переходим к основным видам соревнований, и первый из них – прыжки в длину. Каждый член команды совершает прыжок, и побеждает та команда, которая в сумме набирает наибольшую длину. Итак, начали. (Свисток)

Пока команды соревнуются, ассистенты готовят стадион для бега с барьерами. Барьеры располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга, примерно 1,5–2 м, перед ними сбоку поставлены столики с заданиями

2 СК: – Команды закончили соревнования по прыжкам в длину, и судьи подводят итоги. Слово жюри (ассистенты отмечают в табло результаты).

1 СК: – Переходим к следующему виду соревнований – бегу с барьерами.

Каждый из вас по одному подбегает к барьеру, выполняет свое задание, вписывает ответ, перепрыгивает через барьер, выполняет следующее задание и т.д. Барьеров три и заданий тоже три. Всего команде нужно решить 15 заданий: 1 задание – решить устно, 2 задание – построить геометрическую фигуру (условие: фигуры не повторяются и должно быть 5 фигур), 3 задание – определить, что изображено или ответить на вопрос “что это такое?” (это может быть парабола, или квадратный корень, или знак неравенства). Учитывается правильность выполнения заданий и, естественно, скорость. За скорость добавляется 3 очка. Максимальное количество набранных очков в этом виде соревнований – 17.

Внимание! (Свисток)

2 СК: – Закончился бег с барьерами, ассистенты передают выполненные задания судьям. А пока наше жюри подводит итоги, а команды отдыхают, предлагаю помочь своей команде. Я задаю вопросы, и правильный ответ (1 очко) идет в копилку любимой команде. (Пока идет викторина со зрителями, ассистенты из барьеров готовят импровизированный ринг для бокса).

1) Родина Олимпийских игр? (Древняя Греция)

2) Почему игры называются “Олимпийскими”? (По названию горы Олимп)

3) Как часто проводятся Олимпийские игры? (1 раз в 4 года)

4) В каком году проходила летняя Олимпиада в Москве? (1980 год)

5) Где проходили последние летние Олимпийские игры? (В Пекине, в 2008 году)

6) Где будут проходить зимние Олимпийские игры 2014 года? (В Сочи)

– Слово жюри! (Ассистенты отмечают в табло результаты)

1 СК: – Настало время для бокса. Бокс не простой, а математический. Каждому спортсмену было дано задание – подготовить вопрос противнику, на который он может ответить устно и не долго думая. На ринг приглашается первая пара. Один из игроков задает свой вопрос – удар – и, если ответ дан, то удар отбит, если нет, то – нокаут. Точно также и второй боксер. Если оба ответят верно, то команды получают по одному очку, всего 5 раундов. Итак, 1 раунд.

(после каждого раунда комментатор поднимает руку тому из участников, кто победил, как в боксе).

2 СК: – Закончился математический бокс, судьи подсчитывают победы и поражения, стадион готовится к заключительному виду соревнований. У нас с болельщиками есть время разгадать загадки.

1. Шея длинная такая,
Хвост крючком
И не секрет:
Любят всех она лентяев,
А ее лентяи – нет! (Двойка)

2. Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их , но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)

3. Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль)
4. Есть семь братьев
Годами равные,
Именами разные. (Дни недели)

5. Двенадцать братьев,
Разно называются
И разными делами занимаются. (Месяцы года)

– Наверное, судьи готовы уже сообщить нам результаты бокса. Слово жюри. (Ассистенты отмечают в табло результаты)

2 СК: – А сейчас самый зрелищный вид наших соревнований- эстафета. В каждом из этапов учитывается правильность и скорость выполнения задания. Эстафета состоит из 4 этапов.

1 этап: “Я-центр окружности”. Каждый из вас берет окружность (в роли окружности выступает обруч), становится в ее центр, оббегает рубеж и передает следующему.

Внимание: Свисток!

2 этап: “Параллельный перенос”. Фигура – куб. Нужно его подвергнуть несколько раз параллельному переносу следующим образом: 1-й бежит, кладет кубик на рубеж, возвращается, 2-й бежит, кубик забирает и отдает его 3-му, 3-й бежит, оставляет, 4-й – забирает и 5-й оставляет на рубеже.

Внимание! Свисток!

3 этап: “Собери слово” На рубеже лежат карточки со слогами, из которых команде надо составить слово. Каждый из участников подбегает, берет 1 карточку и бежит на место, В конце члены команды, деожа в руках свои карточки, выстраиваются так, чтобы можно было прочитать слово.

Примечание. Слово может быть, например, МА-ТЕ-МА-ТИ-КА.

Внимание! Свисток!

4 этап: “Ломаная”. Известно, что ломаная состоит из нескольких звеньев. Поэтому 1-й бежит, оббегает рубеж, забирает за руку 2-го, оббегают рубеж, забирают 3-го, и так, пока не пробегут все члены команды, в результате получается ломаная.

2 СК: – Внимание! Свисток!

Судьи подводят итоги только что завершившейся эстафеты и сообщают результаты.

Ассистенты отмечают в табло результаты и готовят стадион для спринта. На столах, вдоль движения игроков, последовательно разложены примеры для устного счета.

1 СК: –И вот настало время для заключительного вида соревнований – математического спринта. Спринт – это бег не короткую дистанцию. И здесь у спортсменов появляется возможность выиграть личное первенство. Дается 15 устных заданий, которые необходимо решить. Ответы записываются на карточке и передаются судьям. Правильный ответ и лучшая скорость выявят чемпиона по спринту и принесут команде дополнительные 3 очка. Каждый неверно решенный пример +1 сек.

Нужен секундомер и протокол забегов, чтобы записывать время. Помогают проводить спринт ассистенты и учитель физкультуры.

Внимание, 1-я пара – на старт. Свисток!

2-я пара – на старт. Свисток!

И так далее до последней пары участников.

Судьи, совместно с физруком, определяют победителя и объявляют чемпиона.

2 СК: – Слово председателю жюри. Просим огласить итоги Олимпийских Игр.

Звучат фанфары и победители награждаются медалями и грамотами. Команда победительница совершает круг почета.

1 СК:

Наступил прощанья час,
Мы расстанемся сейчас.
А веселые игры
Математические
Стали по-настоящему
Олимпийские.

2 СК:

И никто с начала мира
Не видал таких вот Игр,
Чтобы рядом шли друг с другом
Математика и физкультура.
И пусть союз тот нам поможет:
Сил прибавляет и знанья множит!

1 СК: – Олимпийские игры объявляются закрытыми!