Проблема выбора педагогической технологии всегда остро стоит перед педагогами. Ведь от выбора технологии зависят не только результаты работы, но и степень самореализации, мастерства.
Несколько лет назад изучив “Образовательную систему Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова”, я для себя сделала выбор: “ Я за развивающее обучение!” В качестве кредо взяла слова А. Воронцова “Поиск не имеет какой-либо законченной формы – он всегда движение в неизвестное”.
В типологии уроков развивающего обучения, где учитель опирается на теорию учебной деятельности, ведущее место занимают уроки постановки учебной задачи.
Цель работы учителя не просто выдвинуть задачу, а организовать такие условия, чтобы процесс обучения приобрел характер совместной деятельности обучающего и ученика
Предлагаю алгоритм действий по выделению и принятию учениками учебной задачи:
- ученик не может справиться с решением учебной задачи уже известными тему средствами;
- что нужно сделать, чтобы решить задачу;
- разработать и обосновать схему общего способа решения учебной задачи;
- соотнести способ и результата.
Чтобы ученик принял учебную задачу, “пропустил” её через себя, он должен оказаться с ситуацией непонимания один на один. А это возможно только при индивидуальной форме организации работы на уроке.
Но урок постановки учебной задачи предполагает не только индивидуальную форму работы. Вот примерная схема урока:
Ситуация успеха — Ситуация неуспеха — Контроль способа — Перевод частной проблемы в общую — Фиксация проблемы — Решение учебной задачи. |
Решение учебной задачи – это особый этап урока, который предполагает несколько этапов работы:
- что должно получиться в результате решения;
- организация учебного диалога, спора, дискуссии, если ученики предлагают разные способы;
- оформление общего результата работы
Именно на данном этапе урока я организую групповую и фронтальную работу.
Урок постановки учебной задачи требует особой подготовки со стороны учителя. Выделим этапы подготовки к уроку:
1. Осознание цели, задачи и средств обучения.
Знакомство с новым знанием предполагает выяснить, с какими понятиями оно будет связано, что учащиеся уже могут знать об этом понятии, какие признаки понятия должны быть в центре, внимания и на какие смежные, знания и умения в ходе работы следует опереться. Далее я планирую, какие учебные действия необходимы для освоения материала, какие трудности должны быть преодолены? Важно, обратившись к учебнику, подумать, какие способы организации учебной работы, виды заданий можно использовать на уроке.2. Составление модели будущего урока. Продумываю, каким должен быть конечный результат, как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач, как организовать урок, как поставить учебную задачу, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им не достаёт, как сделать, чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть “барьер”.
3. Реализация на практике намеченного плана (проведение урока).
Здесь от учителя требуется ряд умений:
- умение организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока;
- умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;
- умение контролировать ход работы, т.е., сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости по ходу урока вносить возможные коррективы.
4. Рефлексия (итоговая самооценка) урока.
Этап включает:
- решение, вопроса, о том, удалось ли осуществить намеченную программу;
- анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;
- внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.
Предлагаю вашему вниманию конспект урока по теме: “Имя числительное как часть речи”.
Цель:
- Формирование понятия об имени числительном как части речи.
- Конкретизация способа определения частей речи.
- Воспитание ценностного отношения к способу получения знаний.
Тип урока: Постановка учебной задачи.
Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра презентации, листки самооценки.
1. Организационный момент.
Учитель необычно приветствует учеников.
Здравствуйте, дорогие мои ученик, умные и думающие, любопытные и хорошо знающие урок, пытливые и начитанные. Я верю, что у вас все сегодня получится, и мы откроем новые знания. А пока, нарисуйте свое настроение. <Приложение 1>
1. Ситуация успеха.
На доске текст: <Приложение 2>
Витька схватил на неделе несколько троек по русскому языку и решил их исправить. Он раскрыл учебник. Сначала он выучил тридцать новых слов, в два счета сделал три упражнения и приступил к четвертому. Затем он в двух словах пересказал предлинный текст. Словом, он потрудился за двоих!
- Докажите, что это текст.
- Определите, какой частью речи являются следующие слова: схватил, учебник, предлинный.
(Ученики с опорой на способ доказывают, что схватил – это глагол, учебник – это – имя существительное, предлинный – это прилагательное)
II. Ситуация неуспеха.
- А теперь определите, какой частью речи является слова три, четвертый.
Контроль способа.
- Что у нас получилось? Это не существительное. Это не прилагательное. Это не глагол.
Постановка проблемы: Что это за часть речи?
- В каком шаге проблема? (Слово не называет ни предмет, ни признак, ни действие, а называет количество)
III. Формулировка проблемы.
- Что мы не знаем, чтобы выполнить задание? Какой частью речи являются слова, называющие количество предметов? Только ли количество обозначают слова неизвестной части речи? Сравните – четвертый – три.
IV. Фиксация проблемы на способе
.- Что обозначают?
- На какой вопрос отвечают?
- Как изменяются?
- Чем являются в предложении ?
V. Решение проблемы в группе или паре.
Каждая группа обсуждает на местах и представляет на доске результаты своей работы, предлагая версии названия данной части речи.
VI. Оформление общего результата работы. Составление схемы-опоры:
- Где на способе нам нужно сделать дополнение?
(Дополнить лексическое значение, грамматическое значение – есть падеж, значит, это имя, название части речи – имя числительное)
Слово:
- что обозначает? Количество, порядок при счете;
- отвечает на вопрос - сколько? какой по счету?
- изменяется – по падежам.
VII. Проверка нового способа.
Обратимся к тексту:
Витька схватил на неделе несколько троек по русскому языку и решил их исправить. Он раскрыл учебник. Сначала он выучил тридцать новых слов и в два счета сделал три упражнения и приступил к четвертому. Затем он в двух словах пересказал предлинный текст. Словом, он потрудился за двоих!
- Определите, какой частью речи является слово тридцать, два, в двух.
Шестиклассники, работая по способу, доказывают, что эти слова – имя числительное.
VIII. Выход на тему урока. Определение учащимися целей урока.
IX. Создание проблемной ситуации
“с удивлением”, побуждающий к гипотезам диалог:Учитель:
Как вы считаете, какой частью речи является слово тройка?Учащиеся предполагают
- Это имя числительное, так как обозначает количество.
- В тексте есть однокоренное слово три, значит это числительное.
- Можно подобрать и другие однокоренные слова: тройной, троечка, утроить, тридцать, триста, третий., трижды.
Учитель: Задайте вопросы к каждому из этих слов.
Учащиеся задают вопросы, испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации.
Учащиеся: Какой? Что? Что сделать? Сколько? Какой? Как?
Учитель:
Сравните эти вопросы с вопросами числительного.Учитель
(побуждает к осознанию противоречия): Что интересного заметили?Учащиеся: Слова отвечают на разные вопросы.
Учитель (предъявляет факт): Выделите их суффиксы.
Учащиеся (осознание противоречия): Среди этих слов есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но части речи разные.
Учитель (побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос?
Учащиеся: Это разные части речи? (Учебная проблема как вопрос)
Учитель: Над какой гипотезой будем работать?
Учащиеся (формулируют гипотезу): Все ли слова со значением числа – это имя числительное?
X. Фиксация проблемы на способе.
Сравним состав слова (Учащиеся, разбирая по составу слова тридцать, третий, тройной, троечка, утроить, делают вывод о принадлежности слов к части речи, соотносят с вопросом, открывают новое знание)
XI. Моделирование нового знания. См презентацию.
XII. Воспроизведение нового знания Домашнее задание.
(Может быть, и тренировочное упражнение, и распределительный диктант, и тест)
XIII. Рефлексия. Заполнение листка самооценки <Приложение 1>.
Своеобразие таких уроков в том, что учебная задача может возникнуть даже в конце урока , т.е. весь урок ученик осмысливает, что он не знает. Это и является итогом урока. Решая конкретную учебную задачу, ученик развивает такие универсальные способности, как анализ, рефлексия, планирование. Поэтому обучение, в рамках которого возникает и развертывается учебная деятельность, обеспечивает развитие не отдельных психических процессов, а тех свойств школьника (в том числе и психических), которые необходимы для того, чтобы он мог стать субъектом данной деятельности, а в будущем - человеком, умеющим самостоятельно мыслить, принимать решения и реализовывать их.
Урок становится более эффективными благодаря использованию на уроках информационных технологий. Информационные технологии дополняют и обогащают проблемный диалог на уроке. Использование презентации позволяет варьировать содержание материала урока, на основе которого вводится новое знание